Что ни говори, а стиль жизни частенько определяет не только наши музыкальные пристрастия, но и предрасположенность к определенному характеру звучания. Например, постоянно слушая треки через небольшие настольные колоночки, с одной стороны, привыкаешь к ограниченности их НЧ-возможностей, а с другой — подсознательно начинаешь тосковать по настоящему басу. Такой когнитивный диссонанс нарушает внутреннюю гармонию, но бороться с ним непросто — напольники или даже массивные полочники уместны не всегда и не везде. Один из способов «гармонизации» компактного звука предлагает Neat Acoustic, о нем мы на этот раз и поговорим.
Neat Acoustic — небольшая, но достаточно именитая компания, базирующаяся на севере Англии в городке Тисдейл. Слово «Neat» дословно можно перевести и как «изящный», и как «четкий», хотя в данном случае это еще и аббревиатура от «North Eastern Audio Traders». Так назывался магазин, с которого началась история фирмы.
Российские аудиофилы с акустическими системами Neat Acoustic уже знакомы, а в декабре прошлого года в Москву даже приезжал его основатель и главный разработчик Боб Сердженер. Визит, кстати, был приурочен к началу сотрудничества Neat Acoustic с новым российским дистрибьютором Alef Hi-Fi и презентации линейки цифровых источников Naim Uniti, которые сам Боб считает самыми достойными компаньонами для своих колонок.
Фигура отца-основателя компании в данном случае очень важна, поскольку и общим характером, и нюансами своего звучания колонки Neat Acoustic обязаны именно этому человеку. Дело в том, что Боб — музыкант-мультиинструменталист с огромным опытом живых выступлений и рекорд-сессий. В промышленных масштабах он разрабатывает и выпускает колонки уже четверть века, и все это время главным критерием их настройки являются музыкальность и живость звучания. Инструментальные измерения, конечно, тоже проводятся, но получаемые цифровые данные для команды Neat Acoustic не самоцель, а лишь некие реперные точки на пути к звуку, правильному с точки зрения требовательных подготовленных слушателей.
Двигаясь в этом непростом направлении, Сердженер использует в своей акустике достаточно сложные и редкие решения. Например, изобарическую конструкцию НЧ-секции, позволяющую добиться отменных басовых характеристик для колонок разумных физических размеров.
Самые компактные
В модельном ряду Neat Acoustic IOTA — самые компактные и простые по конструкции АС. Никаких изобарических камер у них внутри нет, и тем не менее ко всему вышесказанному они имеют самое прямое отношение. Впрочем, обо всем по порядку.
Итак, IOTA — совсем небольшие (передняя панель 20х13 см), но неожиданно увесистые (3 кг каждая) колоночки, рассчитанные на горизонтальное размещение. Корпус объемом 2,6 литра собран из толстых панелей МДФ и заполнен демпфирующим материалом. По конструкции это фазоинвертор с выведенным назад портом. Динамиков два: 10-сантиметровый НЧ/СЧ-драйвер с полипропиленовым диффузором и ферритовым магнитом, а так же ленточный твитер EMIT с 5-сантиметровой диафрагмой. Пищалка нагружена на небольшой рупор, отфрезерованный прямо в лицевой панели.
На тыльной поверхности обнаружились пара добротных позолоченных (во всяком случае, золотистого цвета) клемм и пара резьбовых отверстий для настенного крепления. Объем фазоинвертора впечатляет: его труба диаметром 38 мм вытянулась практически на всю глубину корпуса. Наклеенный рядом с портом скромный бумажный шильдик сообщает, что эти (напомню еще раз — самые бюджетные в каталоге Neat Acoustic) колоночки «Manufactured in the UK». Прошу заметить, не «спроектированы» и не «увидены во сне главным инженером», а безо всякого лукавства «изготовлены».
Ближнее поле
Для тестовых испытаний я попросту водрузил «йоты» на свой рабочий стол и подключил их к заслуженному, но по-прежнему полному бойкой энергетики интегральному усилителю Pioneer A-404R. В качестве источника использовался ноутбук MacBook Pro с внешним ЦАПом NuForce Icon DAC.
Сразу уточню, что от задней стены колонки отделяла дистанция порядка 15 см, а в качестве виброразвязки от столешницы использовались толстые пробковые прокладки. Такая конфигурация более чем соответствует заводской документации, предусматривающей, несмотря на развернутый назад фазоинвертор, установку в ограниченном с тыла пространстве вроде книжных полок.
Надо сказать, что вот уже пару лет роль мониторов ближнего поля для фоновой музыки у меня исполняют колоночки примерно такого же размера, но в пластиковых корпусах закрытой конструкции. Иными словами, басами, особенно в современном «мультимедийном» понимании этого слова, я избалован не был и привык довольствоваться самыми верхушками в звучании контрабаса и прочих басовых инструментов. Правда, верхушками быстрыми, собранными и достаточно четко проработанными.
Диета и прогрев
После подобной диеты, зазвучавший в знакомой обстановке саунд IOTA, меня, мягко говоря, удивил. Полнота и глубина басов казались попросту необъятными. Хотя после рафинированной динамики закрытых ящиков фазоинверторный характер и специфический гармонический состав низких частот, конечно же, давал о себе знать.
Прежде чем делать какие-либо выводы и заключения, я решил как следует прогреть акустику, ведь хотя пара мне досталась уже не совсем неигранная, в инструкции четко упомянуто про целых 200 часов обязательной разминки.
Кстати, имейте в виду, несмотря на компактность, при чувствительности 84 дБ/Вт, легкой игрушкой для абы какого усилителя эта акустика тоже не станет. И данный факт обязательно нужно учесть при построении системы.
После прогрева звучание заметно гармонизировалось: средние низы стали менее инертными, изрядно развернулся голосовой диапазон. Удивительно, но в звучании малышей действительно стали угадываться характерные черты британского звука — аккуратность в подаче тембров, детальное, но не подчеркнутое жирной линией звучание струнных и духовой меди.
Однако психотип чопорного, застегнутого на все пуговицы джентльмена в лаковых ботинках и с зонтиком при этом оказался чужд колоночкам на все сто процентов. Играют они ярко и энергично, заполняя пространство внушительными объемами басов на фоне объемно и детально отрисованного музыкального полотна на средних и высоких частотах. И это стоит записать в актив ленточному твитеру с отменной микродинамикой и кроссоверу, работающему практически бесшовно.
Тем не менее различия в темпераментах мидбаса с резиновым подвесом, к тому же нагруженного на могучий фазоинвертор, и сверхлегкой ленточной мембраны временами все-таки ощущаются. На слух данный эффект напоминает работу комплекта 2.1: басы, в которых не испытываешь ни малейшего недостатка, чуть укрупнены и обособлены, а основная музыкальная картина легка, детальна и объемна.
Что касается музыкальной сцены, то, как оказалось, характер ее во многом зависит от способа установки. Если колонки повернуты высокочастотниками наружу, звук обретает дополнительную пространственность и легкость. Если же твитеры сместить к центральной оси системы, саунд становится более сфокусированным и конкретным. Нетрудно догадаться, что первый вариант больше подойдет для озвучки всего объема помещения, в то время как второй предпочтительнее для мониторного использования. Соответственно, при работе «на всю комнату» имеет смысл использовать штатные стальные стойки, каждая из которых опирается на три регулируемых стальных шипа. Бас в этом случае будет звучать куда более собрано, чем на полке или на голом столе.
Кстати, на собственной звукозаписывающей студии, в которой сотрудники Neat Acoustic периодически записывают треки собственного исполнения, для контрольного прослушивания используется в том числе и IOTA.
Настоящий гитарный драйв
Ну а теперь немного музыкальной конкретики. Первой записью, которую я включил, стосковавшись по «настольному» басу, стал диск Крисчена Макбрайда «Conversations with Christian». Роскошный контрабас звучал веско и абсолютно осязаемо — пожалуй, на акустике такого размера настолько рельефно я этот инструмент не слышал еще никогда. Понятно, что чудес на свете не бывает, а потому самые глубокие басы скорее угадывались по верхним гармоникам, а фазоинвертор, как ему и положено по принципу действия, приподнимал нотки в районе своей резонансной частоты. Но зато напрочь отсутствовало желание искусственно подкрутить НЧ, используя тембр-блок усилителя или программные средства. А значит, фазовая структура сигнала осталась в полной неприкосновенности.
Следующий опыт — Diana Krall. Ритм-секция на ее альбоме «Glad Rag Doll» записана плотно и энергично, однако в центре любой композиции всегда остается вокал. Честно говоря, я немного побаивался, что IOTA могут это динамическое равновесие сместить, однако дисбаланса не случилось. Более того, на фоне подчеркнуто проработанных басов голос Дайаны зазвучал еще более глубоко и осязаемо, но нюансы артикуляции при этом не потерялись.
Ну и на десерт — Red Hot Chili Peppers. Причем для полноты картины акустика была установлена на штатных напольных стойках, вооруженных стальными шипами. Вот уж где колоночки оттянулись по полной! Настоящий гитарный драйв в исполнении колонки, которую можно поднять одной рукой — впечатление непередаваемое.
Комбинация басовитого НЧ-звена с кристально чистым и на редкость динамичным (точнее - микродинамичным) планарным твитером выдавала рок в том виде, в котором он только и должен существовать: взрывной набор ритма, гитарных запилов и вокала на пределе голосовых связок. И что характерно, даже в этом угаре IOTA не забывали про разборчивость гитарных риффов и чистоту интонирования солиста. Было ли это прецизионным воспроизведением тонального баланса исходной записи? Нет. Сумели ли колонки донести музыкальную ауру и передать эмоциональный заряд? Еще как!
И тут вспоминаешь, что создавал-то эти ультракомпакты настоящий музыкант. Наверное, именно поэтому они запросто могут наполнить комнату не только музыкой, но жизнью и эмоциями. В своеобразной подаче, но однозначно без лажи и фальши.
Компактность, неожиданно мощные и плотные басы, микродинамика на ВЧ, фактически два варианта построения музыкальной сцены.
Несколько вольное отношение к тональному балансу.
64 900 рублей
Акустическое оформление: фазоинвертор
Схема: два излучателя/две полосы
Воспроизводимые частоты: 45 Гц – 30 кГц
Импеданс: 6 Ом
Реккоменд. мощность усилителя: 25 – 100 Вт
Чувствительность: 84 дБ/Вт
Вес (одна колонка): 3 кг
Размеры (В x Ш x Г): 130 x 200 x 165 мм