Серию испытаний компонентов Schiit мы продолжаем тандемом аппаратов средней (по меркам бренда) ценовой группы: мультибитного ЦАПа и лампового усилителя для наушников. Именно среди «середнячков» периодически попадаются системы с крайне соблазнительным соотношением качества и стоимости, а имея в виду ценовую политику калифорнийских оригиналов Д. Стоддарда и М. Моффата, к тестированию данного комплекта я готовился с особым воодушевлением.
По традиции начнем с толкования названий. Как всегда у Schiit, их история познавательна, однако не лишена подколок и игры смыслов. К примеру, Bifrost по официальной версии не имеет ничего общего с ростбифом, так что мои первые ассоциации с куском жареной говядины оказались далеки от истины. Оказывается, в германо-скандинавской мифологии так называется радужный мост, соединяющий обитель богов с бренной землей.
C Lyr все еще запутаннее. Забудьте о музыкальном инструменте и шекспировском короле. В инструкции написано, что это обитель некоего существа из скандинавских сказок, расположенная в стране великанов Йотунхейм. Интересно, что по представлениям древних норвегов, располагалась она в России — где-то за Уралом.
По 3 кг
А теперь от мифологии переходим прямиком к материальной сущности. Перед нами два довольно компактных и в меру увесистых кирпичика шириной 23 см и весом порядка 3 кг каждый. На мой взгляд, присутствие таких аппаратов на рабочем столе или даже на прикроватной тумбочке еще вполне уместно. Были бы они хоть чуть-чуть покрупнее, пришлось бы претендовать на место в стойке с основной аппаратурой — а для ее обитателей критерии оценки саунда как правило куда жестче.
Усилитель откровенно просится быть установленным на ЦАП сверху, и пусть вас не смущает риск блокировать вентиляционные отверстия на верхней панели Bifrost. Дырочки эти чисто декоративные и изнутри они все равно закрыты металлической пластиной. Такое странное на первый взгляд решение разработчики объясняют очень просто: «А вы попробуйте сделать хороший ЦАП с дырявым корпусом, который пройдет сертификацию на уровень радиочастотных помех». Кстати, блоки питания у обоих устройств — встроенные, и, разумеется, трансформаторные.
Bifrost Multibit: на измерительном чипе
Итак, Bifrost Multibit представляет собой ЦАП, построенный на 16-битном двухканальном конверторе AD5547CRUZ от Analog Device. Если верить разработчикам, данный чип, предназначенный в первую очередь для высококлассного измерительного оборудования, в звуковой аппаратуре до этого вообще никогда не использовался.
Функции цифровой префильтрации реализованы на мощном сигнальном процессоре SHARC, а выходные буферные цепи на операционнике AD8512. Напомню, что в стоящем на ступеньку выше аппарате Gungnir используются более продвинутые 18-битные чипы AD5781BRUZ. За «мультибитовость» у него отвечает все тот же SHARC, обрабатывающий цифровой поток по фирменному алгоритму Schiit, учитывающему не только частотные, но и временные характеристики сигнала.
Корпус ЦАПа оформлен в уже прекрасно знакомом всем фирменном стиле: шасси, отштампованное из стального листа вместе с боковинами, и обернутая вокруг него алюминиевая пластина, служащая и верхней, и фронтальной панелями. На лицевой поверхности обнаружилась единственная кнопка селектора входов — такие же выточенные из алюминия «таблетки» Schiit использует практически во всей модельной линейке.
Одним словом, внешне «кирпичик» производит точно такое же впечатление, как и все его родственники: сделано добротно и аккуратно, дизайн технократичный и без лишнего выпендрежа.
На задней панели все предсказуемо: пара RCA-портов линейного выхода и тройка цифровых портов — USB, RCA и оптика. На любой из них можно подавать цифровые потоки вплоть до 24 бит/192 кГц, включая и 176,4 кГц. Последнее значение стало доступно только с началом установки новой версии USB-интерфейса, построенного на чипе С-Media CM6631A. Впрочем, если вы успели купить ЦАП со старым портом, заапгрейдить его можно самостоятельно, просто заказав новый модуль, выполненный в виде небольшой сменной платы.
Нативная поддержка DSD в Bifrost отсутствует, как, впрочем, и во всех остальных ЦАПах Schiit. Причина все та же — нежелание Майка Моффата идти на компромисс в звучании PCM или серьезно увеличивать стоимость конструкции ради не самого ходового (особенно в США) формата.
Lyr 2: динамический адаптивный выходной каскад
Теперь переходим ко второму участнику нашего тандема. Lyr 2 — гибридный лампово-транзисторный усилитель для наушников, по уровню (среди ламповых моделей) уступающий только балансному Mjolnir 2. Внешне ЦАП и усилитель очень похожи, разумеется, за исключением органов управления и двух пальчиковых радиоламп, выглядывающих из отверстий на верхней панели.
В тестовом экземпляре оказались установлены 6BZ7 канадского производства, но конструкция допускает использование довольно обширного списка двойных триодов, включая 6DJ8, 6922, ECC88, 2429 и т.п. Единственное ограничение — они должны стабильно работать при токе накала не более 415 мА. Так что простор для экспериментов широк, что, конечно, не может не радовать. Более того, помимо электровакуумных приборов, в панельки можно устанавливать и твердотельные усилительные модули LISST (они буквально в два счета превратят гибридный усилитель в полностью транзисторный).
LISST — фирменная разработка Schiit. Внутри металлической трубки с ламповым цоколем установлены два MOSFET-транзистора, работающих в режиме обеднения, то есть при низком токе стока, характерном для полевиков со встроенным каналом. Впрочем, на практике я твердотельные модули пока не испытывал, так что на этот раз разговор пойдет исключительно о настоящих лампах.
6BZ7 трудятся во входных каскадах, в то время как на выходе стоят транзисторы, образующие, как это называют сами разработчики, «динамически адаптивный выходной каскад». Суть его работы — в постоянном контроле выходного тока, посредством которого усилитель адаптируется под текущие нагрузочные параметры наушников. Цель — максимально расширить границы однотактного, а затем двухтактного режимов работы в классе А, в том числе и для высокоомных наушников. Но на больших уровнях мощности переход в АБ все равно неизбежен.
Во втором поколении Lyr, данная система была оптимизирована в плане снижения высокочастотных искажений. Кроме того, в борьбе за снижение уровня шумов новый аппарат получил модернизированную систему высоковольтного питания лампового каскада и улучшенные схемы коррекции накального напряжения.
Система
Ну и наконец практика. Основными тестовыми наушниками на этот раз стали планарно-магнитные OPPO PM-2. В основном по той причине, что я достаточно долго слушал в них связку Gungnir/Ragnarok. Таким образом, удалось получить верхнюю реперную точку исследования. Кроме того, для полноты ощущений были опробованы 22-омные арматурные вставки Shure 425 и небезызвестные 300-омные фулсайзы Sennheiser HD 650. Забегая немного вперед, скажу что 6-ваттный (на 32-омной нагрузке) Lyr 2 любые из них контролировал целиком и полностью, хотя повышенный коэффициент усиления на HD 650 я все же включил.
Чтобы как следует разобраться с музыкальной сценой, а заодно испытать Bifrost в отрыве от Lyr 2, сигналы с линейных выходов обоих устройств подавались на усилитель NAD C356 с нагруженными на нее полочниками Dali Ikon 2 mk 2. Понятное дело, Lyr 2 подключался напрямую к оконечной секции.
Бархатистый вокал и рэп с фортепианной музыкой
Надо заметить, ламповую технику я до этого не слушал примерно пару месяцев. Просто как-то не попадалось интересных комплектов. Так что уши и музыкальное сознание от прошлых экспериментов отвыкли и пребывали на устойчивой транзисторной волне.
Первой композицией стала «Impossible Love» Melody Gardot. Эта камерная вещь интересна сочетанием сложных, филигранно прописанных переборов акустической гитары со специфическим, густым, к тому же местами прописанным в две дорожки голосом самой Melody (кстати, это ее настоящее имя).
Самое яркое ощущение: в сравнении с цельнотранзисторными системами примерно равной ценовой категории (например, Asus EONE MKII MUSES) в звучании заметно уменьшились акценты на сибилянтах и медных ударных. Интересно, что динамика и детализация в средне-верхнем диапазоне при этом хуже практически не стали. А вот вокал раскрылся удивительным образом: он оказался более осязаемым, рельефным и бархатистым — можно сказать, ламповым в самом хорошем смысле этого слова. Ему под стать басы порадовали плотностью и упругостью, на OPPO PM-2 они даже иногда казались слегка гипертрофированными.
По прозрачности и локализации образов в музыкальной сцене комплект предсказуемым образом уступает старшим братьям Gungnir/Ragnarok, причем в большей степени это относится к Lyr 2 с его специфической подачей. В полностью транзисторном тракте Bifrost выдает более развернутое ощущение пространства при внушительной ширине сцены и весьма неплохой микродинамике на ВЧ. Впрочем, легкая теплота в среднем регистре, как мне показалось, у него тоже присутствует.
Что касается жанровых предпочтений, то они у связки Bifrost/Lyr 2, безусловно, присутствуют. В первую очередь это камерный (особенно вокальный) джаз, блюз и, как ни странно, рэп с фортепианной музыкой. Вдоль и поперек переслушанные записи Гленна Гульда… нет, не зазвучали совсем по-другому, но жизни в них стало однозначно больше. Может, дело еще и в том, что сделаны они по большей части тоже на ламповой технике?
Кстати, не менее интересно (хотя абсолютно по-другому) звучат и треки в Hi-Res. К примеру, исчерпывающая детализация ударов медиатора по металлическим струнам в некоторых композициях Joe Bonamassa не выпирает на передний план, но продолжает подчеркивать филигранность исполнения. Это как воспроизводить ролики в 4K на хорошем телевизоре Full HD — детали глаз резать не будут, но общее впечатление от картинки на порядок улучшится.
Вышесказанное вовсе не означает, что системе не стоит предлагать классику или, скажем, электронику. Стоит, причем результат почти наверняка окажется весьма интересным. Более того, может запросто развиться привыкание к этой мягкой мелодичной ауре, удивительным образом содержащей в себе и мускулистые басы, и быстрые звонкие атаки струнных. Но тонкость в том, что если в соседней комнате у вас стоит математически точная система, вроде того же тандема Gungnir/Ragnarok — жить придется в состоянии постоянного когнитивного диссонанса.
Хотя… Придя вечером домой частенько хочется завалиться на диван в наушниках и наконец перестать скрупулезно анализировать потоки информации, в том числе и музыкальной. Просто лежать и слушать звук. И дело не в том, что он теплый и ламповый, а в том, что многогранный и гармоничный, как бы банально это ни звучало.
Очень интересное, действительно лампово-транзисторное звучание. Возможности для экспериментов с разными лампами, добротность конструкции, компактность.
Смартфон Sony Z5 Compact отказался подключаться к Bifrost при уровне заряда аккумулятора менее 70%, жалуясь на слишком высокий ток, потребляемый по USB. Впрочем, Schiit настоятельно рекомендует использовать активный USB-концентратор при подключении к мобильным гаджетам любого из своих ЦАПов, так что к Bifrost тут претензий не предъявишь.
Bifrost Multibit – 58 990 рублей, Lyr 2 – 46 990 рублей
Schiit Bifrost Multibit
Воспроизводимые частоты: 20 Гц – 20 кГц (±0,1 дБ); 2 Гц – 150 кГц (-1 дБ)
Макс. амплитуда вых. сигнала : 2,0 В (RMS)
Коммутация: входы USB, SPDIF (Toslink/RCA); аналоговые выходы 2 x RCA
КНИ <0,005% (20 Гц – 20 кГц, полная мощность)
Интермодуляционные искажения: < 0,008% (CCIR)
Сигнал/шум: >109 дБ (относительно 2 В RMS)
Полное выходное сопротивление: 75 Ом
Потр. мощность: 12 Вт
Габариты (мм): 230 х 175 х 60
Масса: 2,3 кг
Schiit Lyr 2
Воспроизводимые частоты: 20 Гц – 20 кГц (-0,1 дБ); 2 Гц – 500 кГц (-3 дБ)
Макс. мощность (32/50/300/600 Ом): 6/4/0,66/0,33 Вт х 2 (RMS)
Коммутация: RCA Stereo In, RCA Stereo PreOut, 6,35mm jack Phone Out
КНИ <0,01% (20 Гц – 20 кГц, 1 В RMS, макс. усиление)
Интермодуляционные искажения: < 0,01% (CCIF, 1 В RMS, макс. усиление)
Сигнал/шум: >98 дБ (невзвешенное, 1 В RMS, макс. усиление)
Взаимопроникновение: < –65 дБ (20 Гц – 20 кГц)
Полное выходное сопротивление: 0,7/0,3 Ом (коэфф. усиления х7/х1)
Коэффициент усиления: х7 (16,9 дБ), х1 (0,0 дБ)
Потребляемая мощность: 30 Вт
Габариты (мм): 230 х 175 х 83
Масса: 3,2 кг