Если бы в пору далёкой юности, моих старинных меломанских друзей и меня спросили, что мы знаем об американском роке, то наш ответ был бы донельзя прост: Иглз, Криденс и Дорз. И в некоторой степени Гранд Фанк. Я даже знал одного чувака в конце 70-х, который превозносил Фанков и считал их круче всех наших Перплов, Цеппелинов, Саббатов и Хипов вместе взятых, и только лишь лет через двадцать, когда я наконец сподобился внимательно послушать альбомы этой "We're an American Band", я понял насколько тот чувак, находясь среди нашей, достаточно агрессивной в спорах за свои любимые группы компании, был отважным и продвинутым, впрочем речь не об этом...))
Чуть позже мы открыли для себя ЗиЗи Топ (это понятно!), а еще Джорни, Стикс и прогеров Канзас, которые сразу вызвали нашу симпатию благодаря европейской мелодичности и английскому характеру звучания своих композиций, что весьма редко свойственно подавляющему большинству музыкантов из штатов. Ну а выходцы из Детройт сити - "ужасающий" Элис Купер с его театрализованными концепциями в стиле Ночного Кошмара от Боба Эзрина и неотразимая Сюзи Кватро с бас гитарой и глэмовыми боевиками от непревзойденных хитмейкеров Чина/Чепмена, так и вовсе принимались нами за уроженцев Туманного Альбиона .))
Если что, я про рок, а не про Элвиса! Он бесспорный Король вместе с Бадди Холли, Литл Ричардом, Чаком Берри и другими не менее выдающимися героями и пионерами Рок-н-Ролла ! И тем более, не заходя на территории американского джаза и корневого блюза.
Так продолжалось у меня с "америкосами" до 89-го года, пока однажды мой приятель по работе не дал мне на "послушать-переписать" несколько фирменных японских компакт кассет ( те что официальные, с оформлением, буклетиками и всеми делами), которые его батя привез из поездки в Японию.
Там было несколько альбомов Рода Стюарта и одна кассета в белом пластике, с обложки которой на меня смотрел типичный "синий воротничок", с виду дружелюбный простак, с загадочной улыбкой и с гитарой наперевес. Надпись гласила, что парня зовут Tom Petty, а альбом называется Fool Moon Fever.
"Может, ну его на фиг, этого Петти непонятного с его лунной лихорадкой", - сказал я приятелю, - "Не буду его слушать, наверняка какой-то стремный рочёк в стиле кантри играет этот симпатичный ковбой!"
Приятель хитро посмотрев на меня, с жаром выпалил: "А ты знаешь кто тут с этим пареньком играет? Сам Джордж Харрисон ! И Ринго с ним за компанию. А продюсером и соавтором выступил не кто иной как Джефф Линн ! "
"Кто? Джефф?! Не может быть!",- воскликнул я, - "Тогда вопрос снят. Конечно послушаем! Джефф из любого невыносимого "нойза" бальзам для ушей в два счета сделает!"
Дома я сразу заправил эту кассету в деку, и с первых прозвучавших аккордов немедленно выпал в осадок. Эта была та самая музыка, твоя до мозга костей, настоящая, которая сходу завораживает и не отпускает тебя до самого конца. Такого эффекта я никак не ожидал, в этом альбоме было прекрасно все: чудесные песни, замечательные мелодии, великолепная игра музыкантов, узнавая рука Линна с присущими ему изобретательными аранжировками и характерным почерком главного "Электрика" .…и, конечно, необычайно классный и вкрадчивый голос Петти.
В итоге, кассета эта игралась у меня в тот вечер несколько раз подряд, а "Лицо в толпе" отдельно на перемотке раз десять точно!
Все парни в полном сборе - stay on the ground !))
Так я открыл для себя Тома Петти. А вскоре, так же на кассете, я услышал "Странствующих Уилбериз", и это уже был абсолютный праздник для души!
Затем, в 1991-м году, когда у меня появился первый СиДи плеер, я угодил в свою первую загранкомандировку, на 10 дней, к братьям Финикам, в Хельсинки. И там в отеле, где меня поселили, я с удовольствием обнаружил по телеку канал MTV, который тогда был достаточной диковинкой для нас (Зосимову ещё только предстояло запустить свой ЭмТиВишный клон); в тот год вышло много новинок от Майкла Джексона до Огненных Чилийских Перцев и других популярных команд, их видео клипы были яркими и запоминающимися, крутили их постоянно с периодическим повтором по несколько раз днём и ночью. И среди них, в гостиничном номере, больше всего меня потрясли два видео (и сами песни) с только что, как я выяснил, вышедшего альбома Петти с Хартбрейкерами Into The Great Wide Open, снова записанного с помощью Линна.
Учимся летать...
...как молодой Джек Воробей...."...и широкую ясную грудью дорогу проложит себе..." (С) Похоже, что не все начинающие амбициозные рокеры читали поэму Некрасова!))
Конечно же, этот альбом я там и купил "не отходя от кассы", с кучей других компактов, потратив на них добрую половину своих командировочных, с распахнутыми глазами от обилия выбора в местных музыкальных магазинах.)) Тогда компакт диски как раз торжественно вступали в эпоху своего мощного расцвета, а я в безумную стадию их безудержного накопительства!)
И наконец, осенью 1994-го года, завернув пятничным вечером после работы в Пурпурный Легион на ул. Свободы в Тушино, который к тому времени уже стал священной меккой и богатейшим собранием фирменных дисков для столичных меломанов (и не только), я увидел ЕГО - Wildfowers - новый альбом Тома Петти, в оригинальном картонном слипкейсе!
О! Это была великая радость, я окрыленный мчался с ним (и батлом виски) домой, охваченный чувством сладкого предвкушения скорее зарядить заветный диск в плеер.
И чудо свершилось! Альбом оказался поистине шедевральным во всех отношениях, настоящее откровение - такие пластинки с такими потрясающими песнями, раздвигающими горизонты сознания, выходят у великих музыкантов (да и то далеко не у всех) только один раз в их жизни и повторить такой успех практически не представляется возможным.
Для меня лично эта пластинка всегда живёт рядом, как самая любимая в калейдоскопическом творчестве Тома Петти, а так же представляется одним из лучших образцов бескомпромиссной рок музыки, что была создана в "лихие" 90-е.)) Даже скажу так - их только три таких альбома из той поры, поистине для меня знаковых и находящихся на вершине моего рейтинга: Wilflowers Петти, Amused To Death Уотерса и On Every Street Dire Straits.
А величественная в своей самоиронии и поражающая воображение грандиозная "It's Good To Be King" стала визитной карточкой Тома, драгоценной короной Музыканта с Большой буквы до самого последнего дня его безвременного и скоропостижного ухода в 2017-м году. 🙏
Однако, что-то я слишком увлекся в своих чувствах.
Пора переходить к истории создания шедевра, каким стал Wildflowers, и которому 1-го ноября исполнилось ровно 30 лет. Просто уму непостижимо как быстро летит время!((
Итак, к началу 1992-го года, когда Том со своими Разбивателями Сердец добились невероятного коммерческого успеха с выше упомянутыми альбомами (особенно с Full Moon Fever), звучание которых Джефф Линн отполировал до состояния "radio friendly", что позволило надолго закрепиться изрядному количеству песен с этих пластинок на частотах музыкальных станций в штатах и за их пределами.
Так же с их выходом, Tom Pety & Co. окончательно отошли от незатейливого южного буги свойственному их ранним альбомам, решительным образом изменив форму и направление своего творчества, музыканты смело подняли его планку на небывалую высоту, добавив изрядную долю мелодичности, музыкальности, разнообразия и энтузиазма в поиске новых идей. А у самого Петти открылось второе композиторское дыхание прекрасного мелодиста, и все более отчётливо стали проявляться черты условной "английскости" в его новых композициях. (Привет Линну!)
С другой стороны, Том чувствовал, что начинает терять свою идентичность и независимость, и решил, что все песни для своего следующего альбома он просто обязан сочинить сам без помощи Джеффа, доказать, что он со своей командой сможет записать пластинку не менее достойную и успешную, чем два предыдущих опуса, но уже в соответствии с новыми веяниями окружающей реальности сложившейся на музыкальном рынке к тому моменту. А для этого надо было сосредоточиться, собраться с силами и поставить на кон все то, что они достигли на тот момент. Ставка была высока!
Непременно стоило уйти от лакированного, излишне хитового и выверенного звучания 80-х и обратиться в сторону более жёсткого и сырого, но честного и живого звука 90-х, ознаменованного стремительно ворвавшимися на сцену Нирваной, Ганзами с Розами и прочими гранж-рокерами, наряду с вновь взлетевшими на Олимп из 70-х, и правильно уловивших фишку, Аэросмитами. С примерно такими мыслями в голове, Том подошёл тогда к концепции будущего альбома.
Однако, упрощение звучания, совсем не означает более легкий творческий процесс создания новых песен.
Была проделана огромная работа, которая заняла целых два года, но как вспоминал Том, время не было потрачено напрасно, все участники были нацелены на успех, работалось легко и свободно и была твердая уверенность движения в правильном направлении.
А главный поворот заключался в том, что к продюсированию подключился именитый и могучий Рик Рубин, который привнес по словам Тома "больше Рок-Н-Ролла, больше свободы самовыражения и больше персонального подхода. Новые песни должны были стать не хуже тех, что были раньше, но лишенные в этот раз попсовой окраски звучания...". "Мы хотели делать что угодно, что бы мы не захотели, в буквальном смысле. И не замыкаться в круге только пятерых участников группы, и если потребуется, смело подключать к записи любых сторонних музыкантов, как то, разных басистов или разных ударников." (Одним из них снова стал Ринго)
В результате записанный материал получился более натуральный и естественный, чем тот который был сделан с Джеффом. "Линн великолепен во всем, что он делает в студии, но он слишком самодостаточен и сконцентрирован больше на себе, Томе и гитаристе Майкле Кэмпбелле, чем на остальных участников группы, с ним мы не ощущали себя единой командой, а с Рубиным все пошло по другому, мы зазвучали как Heartbreakers", - вспоминает клавишник Бенмонт Тенч.
Том добавляет: "Рубин не слезал с меня, где бы меня не находил - дома, в студии, везде, постоянно подталкивал и повторял 'Пиши!', 'Пиши!', 'Пиши больше!'" "Он внимательно отслушивал каждую демо запись, отбраковывал, одобрял, советовал, спорил, доказывал, при этом всегда оставался чутким и доброжелательным человеком высокого ума и большого профессионализма. С тех пор, мы стали с ним лучшими друзьями."
Ещё необходимо добавить, что великолепное симфоническое сопровождение, украсившее отдельные песни альбома, было сыграно оркестром под управлением знаменитого дирижера и композитора Майкла Кэмена (Pink Floyd, Metallica etc..) тоже давно покинувшего этот мир... 🙏
Релиз альбома Wildflowers состоялся 1 ноября 1994-го и занял 8-ю позицию в чартах Billboard's Top 200, опередив предыдущую пластику Into The Great Wide Open на пять пунктов, достигнув статуса "двойной платины" по количеству продаж.
Песня "You Don't Know How It Feels," в чарте популярных синглов заняла 13-е место.
Так же другие песни с альбома имели горячую ротацию на радио волнах.
Позже Петти подтвердил, что Wildflowers его любимый альбом, и что изначально он планировался к выпуску на двух CD - за два года работы над ним было написано 22 песни, из которых музыканты записали 21.
Пять лет назад справедливость восторжествовала - было выпущено расширенное юбилейное издание, куда все эти вещи были благополучно включены, а чуть позже увидел свет отдельный альбом содержащий альтернативные "тэйки", который так и назвали: Finding Wildflowers - Alternate Versions.
(Я очень ждал и надеялся, что обязательно будет и многоканальная версия, но, увы и ах...!)
"Оглядываясь назад, я удовлетворен всеми своими альбомами, я люблю их все, но знаете, Wilflowers - это для меня нечто особенное, он - это я, это то место где живу я... и моя музыка", - заключает Том Петти
Это правда. Тут и добавить нечего.
Остаётся только верить, что Том где-то там в другой вселенной обрел свой покой и свободу в окружении прекрасных полевых цветов и чудесной музыки, которую он оставил нам на этой земле. 🙏
You belong among the wildflowers
You belong in a boat out at sea
Sail away, kill off the hours
You belong somewhere you feel free
P.S. Без последнего танца с Мэри Джейн Ким Бейсингер тут никак не обойтись. Эта "убийственная" вещь была записана во время работы над Wildflowers и была включена в сборник Greatest Hits ' 1993
🙏 🙏 🙏