Может ли старая цифра быть теплой и винтажной? Может, если не часто ее вертеть через мясорубку ресемплера.
Данная фонограмма относится к самому началу эпохи цифровой звукозаписи. 10 октября 1981 года Бостонский Симфонический оркестр под управлением Сейдзи Одзавы исполнил классический набор Вивальди под запись аудирекордера компании Soundstream. К его особенностям можно отнести бестрансформаторную схему аналоговых цепей, позволявшую отображать сигнал прямо от 0 герц. И это был далеко не первый опыт применения. Возможности цифровой записи устройствами Soundstream задолго до CD, в 70-х оценили издатели виниловых пластинок — Telarc и многие другие лейблы занимающиеся классической музыкой. И первый релиз этого издания состоялся именно в 1982 году на пластинке.
Рекордер Soundstream выполнял оцифровку в 16 бит, но частота дискретизации составляла нестандартные по нынешним временам 50 кГц — и это стало еще одной особенностью, предполагающую разночтения в коммерческих изданиях.
На компакт-диске «4 сезона» вышли только в 1983-м, силами завода Matsushita в Японии. В аннотации указано, что фонограмма не подвергалась никаким процедурам редактирования. Диск получился довольно тихим, самые громкие пики едва переваливают за –10 дБ. И все-таки для CD пришлось пересчитать частоту семплирования с помощью конвертера Studer SFC-16. Явилось ли это причиной довольно стерильного статичного звука? Возможно.
DR Peak RMS Duration Track
------------------------------
DR14 -9.63 dB -27.68 dB 3:24 01-La Primavera (Spring), Op. 8, No. 1 / RV 269, Concerto No. 1 in E Major: Allegro
DR12 -20.22 dB -37.03 dB 2:38 02-La Primavera (Spring), Op. 8, No. 1 / RV 269, Concerto No. 1 in E Major: Largo
DR13 -10.64 dB -29.30 dB 4:12 03-La Primavera (Spring), Op. 8, No. 1 / RV 269, Concerto No. 1 in E Major: Allegro
DR13 -9.14 dB -29.78 dB 5:20 04-L'Estate (Summer), Op. 8, No. 2 / RV 315, Concerto No. 2 in G Minor: Allegro non molto
DR15 -11.76 dB -34.91 dB 2:38 05-L'Estate (Summer), Op. 8, No. 2 / RV 315, Concerto No. 2 in G Minor: Adagio
DR12 -8.81 dB -24.67 dB 2:45 06-L'Estate (Summer), Op. 8, No. 2 / RV 315, Concerto No. 2 in G Minor: Presto
DR13 -9.46 dB -26.85 dB 4:46 07-L'Atumno (Autumn), Op. 8, No. 3 / RV 293, Concerto No. 3 in F Major: Allegro
DR10 -25.75 dB -38.75 dB 2:37 08-L'Atumno (Autumn), Op. 8, No. 3 / RV 293, Concerto No. 3 in F Major: Adagio molto
DR14 -8.46 dB -25.72 dB 3:22 09-L'Atumno (Autumn), Op. 8, No. 3 / RV 293, Concerto No. 3 in F Major: Allegro
DR13 -9.11 dB -28.11 dB 3:16 10-L'Inverno (Winter), Op. 8, No. 4 / RV 297, Concerto No. 4 in F Minor: Allegro non molto
DR12 -18.39 dB -35.16 dB 2:27 11-L'Inverno (Winter), Op. 8, No. 4 / RV 297, Concerto No. 4 in F Minor: Largo
DR12 -6.88 dB -26.51 dB 2:54 12-L'Inverno (Winter), Op. 8, No. 4 / RV 297, Concerto No. 4 in F Minor: Allegro
Спустя 20 лет Telarc перевыпустил это издание уже на SACD, в буклете которого нажаловался на превратности конвертирования былых лет и заверив слушателя, что теперь будет все в порядке. Порядок обеспечивал ресемплер dCS 972 — остальные нюансы перевода в DSD-поток опять остались за кулисами (custom software).
DR Peak RMS Duration Track
------------------------------
DR14 -8.52 dB -26.60 dB 3:23 01-La primavera (Spring) - I. Allegro
DR12 -18.95 dB -36.70 dB 2:39 02-La primavera (Spring) - II. Largo
DR13 -9.98 dB -28.60 dB 4:12 03-La primavera (Spring) - III. Allegro
DR13 -8.50 dB -28.50 dB 5:20 04-L'estate (Summer) - I. Allegro non molto
DR15 -9.59 dB -32.81 dB 2:37 05-L'estate (Summer) - II. Adagio
DR13 -6.91 dB -23.82 dB 2:45 06-L'estate (Summer) - III. Presto
DR13 -8.82 dB -26.20 dB 4:46 07-L'autunno (Autumn) - I. Allegro
DR10 -23.89 dB -38.36 dB 2:37 08-L'autunno (Autumn) - II. Adagio molto
DR14 -7.53 dB -24.81 dB 3:22 09-L'autunno (Autumn) - III. Allegro
DR13 -8.42 dB -27.56 dB 3:16 10-L'inverno (Winter) - I. Allegro non molto
DR12 -17.15 dB -34.32 dB 2:26 11-L'inverno (Winter) - II. Largo
DR12 -6.28 dB -25.84 dB 2:56 12-L'inverno (Winter) - III. Allegro
В буклете SACD также были обещаны частоты вплоть до 25 кГц (согласно половины от 50 кГц дискретизации). В реальности же мы можем видеть по спектрограмме, как они отсекаются на 24 кГц, что дает основания предполагать либо ВЧ-фильтр в цепи, либо того хуже — DAT-исходник, у которого частота дискретизации как раз 48 кГц. К тому же, в спецификациях dCS 972 ничего не указано о совместимости устройства с потоком 50 кГц.
Звучит данный SACD чуть-чуть по-другому — не так пресно, но только чуть-чуть. Все довольно узнаваемо и напоминает другую подобную запись на том же оборудовании. Не удалось раздобыть еще одно издание, в котором заявлены 32 бит — ого! Аналого-цифровые устройства с подобными характеристиками пока неведомы. Скорее всего, речь идет о разрядности аудиософта, в котором производится мастеринг — бывают оболочки и на 64 бит, между прочим, ну и что? Изначально подслеповатой фонограмме это ничем не поможет.
В целом, к исполнению Бостонского оркестра нет вопросов, но слишком уж рассчитывать на магию первых цифровых рекордеров тоже не стоит, даже если они использовали цепи без трансформаторов.