Классика не умирает потому, что ее все время играют. А играют ее потому, что она — классика. Железная логика. Но ведь на самом деле: каждое поколение находит в известных до последней ноты произведениях что-то свое. При этом интерпретации могут различаться радикально даже у одного исполнителя. В начале зимы появился ряд любопытных записей как молодых музыкантов, так и корифеев, которые в течение всей жизни осмысляли определенное произведение.
Seiji Ozawa, Tokyo Opera Singers, Mito Chamber Orchestra «Beethoven: Symphony No. 9»
Последняя фраза — конечно, про Сейдзи Одзаву, выдающегося японского дирижера, который сделал очередную запись хрестоматийной Девятой симфонии Бетховена. Это та самая, где «Ода к радости». Одзава неоднократно играл (в том числе на открытии Олимпийских игр в Нагано) и записывал (симфония стала его дебютом для Philips в 1970 году) это удивительное произведение, где легкий пафос сочетается с масштабным замыслом, а богатейшая и прихотливая оркестровая ткань с хитовыми напевами.
Одзава — супердирижер. Его музыканты играют как часы, только с душой. Записано так здорово, что даже в дешевых «втычках» JBL ты словно сам сидишь в оркестре и видишь каждую ноту.
Apple.Music, Яндекс.Музыка, Deezer
Felix Klieser & Camerata Salzburg «Mozart Horn Concertos 1-4»
Я случайно наткнулся на записи этого музыканта, ничего не зная о нем. Поэтому слушал с удовольствием и непредвзято. Трубачей и валторнистов-солистов не так много, а уж ярких — тем более. Так что Феликс Клизер — прекрасное открытие. И, в сущности, совершенно не важно, что музыкант родился без обеих рук, а клапаны нажимает пальцами левой ноги.
Новый альбом — четыре концерта Моцарта для валторны. Но написаны они для тогдашней валторны, старинной, из которой потом современная выросла. Мало того, что и тот и другой инструменты адски сложны сами по себе, так еще и эти конкретные концерты Моцарт сочинял для своего друга детства Йозефа Игнаца Лейтгеба, который к тому моменту дорос до виртуоза. Но при всей этой технической сложности концерты пронизаны чисто моцартовским светом и оптимизмом. Прямо-таки весеннее настроение — витамин счастья.
Apple.Music, Яндекс.Музыка, Deezer
Trio Les Esprits «Schubert»
Молодой бельгийский коллектив друзей-единомышленников. Образовавшись в 2012 году, выпустили уже несколько альбомов с мелодичной классикой, и, естественно, дошли до Шуберта — гениального мелодиста, который у них изящен и приятен, а сыгран энергично и с таким задором и оптимизмом, будто это какая-то попса! В хорошем смысле.
Ну а слезливый шубертовский мелодизм — он «зашит» в партитуре, и испортить его невозможно. На мой взгляд, самое сладостно-ностальгическое тут — «Соната ля-минор (D 821)», но, в принципе, почти каждый трек — хит.
Apple.Music, Яндекс.Музыка, Deezer
Rafał Blechacz & Bomsori Kim «Fauré, Debussy, Chopin and Szymanowski»
Дуэтный альбом мощной скрипачки Бомсори (Пом Сори, как ее называют в России) Ким и польского пианиста Рафала Блехача. Три сонаты романтической эпохи плюс ноктюрн Шопена в аранжировке Натана Мильштейна — это здесь самый хит.
Сонату Форе для скрипки — тонкую и задумчивую — начинают более или менее сдержанно и изящно, но к четвертой части нарастает форменная истерика, а кода — просто раскаты грома. Получается яркий контраст с Шимановским и Дебюсси.
Apple.Music, Яндекс.Музыка, Deezer
Nicolas Stavy «Fauré: Piano Works»
Весна — сезон Форе? Ну что ж, само по себе это неплохо. Форе творил многие десятилетия и написал кучу оригинальной музыки, которая по настроению зачастую прозрачная, ускользающая. Так ее, в основном, и играют, однако в этом конкретном альбоме 43-летнего француза Николя Стави, царит эмоциональное разнообразие.
Стави глубоко копнул камерную фортепианную музыку Форе, которую тот сочинял всю жизнь — то есть она вся эволюционировала вместе с ним. За мелодизм «широкого дыхания» (по интуитивно-точному определению словаря Гроува) его называли «французский Шуман» и считали настоящим наследником Шопена.
Стави действительно играет его «шопенисто». Иногда пафосно, героически: здесь в таком духе Баллада фа диез мажор. Соната, написанная в этом же ключе — идеально построенная, геометрическая, рассудочная. А три романса без слов — очаровательный салон. И еще на пластинке эксклюзив: несколько неизданных доселе произведений Форе, найденных самим пианистом!
Luisa Imorde «L'Affaire d'honneur»
Ну и завершим обзор, как и начали, Бетховеном, который помещен на этой записи в интересный контекст. Вот чем, помимо прочего, хороши современные интерпретации классики, так это концепциями. Старинные и современные композиторы плюс их духовные наследники и так далее. Интересно!
Альбом пианистки Луисы Иморд — тоже концептуальный и построен вокруг Моцарта, точнее, слухов про него. Сборник открывается и завершается «La stessa, la stessissima» Антонио Сальери в вариациях Йозефа Вельфля и Бетховена, соответственно. То есть тут Сальери по отношению к Моцарту — вымышленный враг-конкурент, забытый и прекрасный Вельфль — конкурент настоящий, а Бетховен — «жертва» Моцарта как ролевой модели.
Их и еще связывают всякие запутанные отношения — почитайте, если интересно. А трек-лист просто прекрасен, особенно моцартовское адажио для двух фортепиано, сыгранное здесь дуэтом с Жаком Рувье. Ну и «Патетическая» Бетховена тоже в тему.
Apple.Music, Яндекс.Музыка, Deezer