Откроем секрет: в качестве DVD-приложения к июньскому номеру журнала Stereo&Video мы рассчитывали дать совсем другой фильм. Изменить планы заставил случайно раскрытый томик Артура Конан Дойла — вспомнилось, что в нынешнем году отмечаются три круглых даты: 155-летие со дня рождения знаменитого писателя; 75-летие премьеры «Приключений Шерлока Холмса», лучшей, по мнению многих, ленты в 14-серийной киноэпопее с участием Бэзила Рэтбоуна и Найджела Брюса — а еще… Но не будем опережать события. Детективный жанр требует сюрприза в финале, не так ли?
Нет в кино и на телевидении героя популярней, чем лондонский сыщик-консультант с Пекарской улицы (так дословно переводится Baker Street). Он и его неизменный спутник добрый доктор Ватсон появлялись на белом и голубом экране более трехсот раз; впервые — около ста лет назад, еще при жизни Конан Дойла. Литературный отец высоко оценил кинематографический дебют «сыновей», однако дальнейшая судьба экранных Ватсона и Холмса подтвердила поговорку «нет пророка в своем отечестве».
В тридцатые годы англичане, в том числе и на студии «Гейнсборо», где работал Альфред Хичкок (см. первое DVD-приложение к нашему журналу — №3, 2014) сняли по «шерлокиане» около десятка фильмов. В роли Холмса были опробованы полдюжины талантливых исполнителей, но эталонный образ не сложился. Гораздо больше преуспели на этом поприще голливудские актеры Бэзил Рэтбоун и Найджел Брюс, англичане по крови, но не по рождению (Рэтбоун появился на свет в Южной Африке, Брюс — в Мексике).
Говорят, Дэррил Занук, один из руководителей кинокомпании 20th Century Fox, столкнулся с Рэтбоуном на вечеринке, и его осенило, что Бэзил как нельзя лучше подходит на роль Холмса. Существует и другой вариант: будто бы Рэтбоуна — уже в паре с Брюсом — сосватал Зануку некий продюсер. Счастливое стечение обстоятельств? Не только. К тому времени Филипп Сен-Джон Бэзил Рэтбоун (1892–1967) сыграл множество разноплановых киноролей — от Тибальда из «Ромео и Джульетты» до Гая Гисборна в «Приключениях Робин Гуда». Чашу весов в его пользу склонило и то, что он уже перевоплощался в сыщика («Дело об убийстве епископа», 1930). Но главное, конечно, в другом — Рэтбоун был изумительно похож на портрет Холмса, созданный Донан Дойлом. С Найджелом Брюсом дело обстояло и проще, и… сложнее. Почти все вещи о Холмсе написаны от лица Ватсона, человека слишком скромного, чтобы упоминать о собственной внешности. Облик доктору придумал, c благословения автора, Сидни Пейджет, художник журнала Strand, на страницах которого дебютировали почти все произведения о Холмсе. Эти иллюстрации считаются каноническими. Брюса роднят с ними разве что усы — «пейджетовский» Ватсон стройнее и моложе. (Виталия Соломина можно считать попаданием в яблочко, и у вас есть шанс в этом убедиться. Откройте папку BONUS на прилагаемом DVD. В ней вы найдете файлы PDF и Epub c рассказом «Беспроигрышное пари» Вячеслава Саввова, написанным к 125-летию Конан Дойла и снабженным иллюстрациями Сидни Пейджета).
Найджел Брюс (1895–1953) — трудно поверить, что он на три года моложе Рэтбоуна — появился на экране в английском фильме 1929 г., потом перебрался в Голливуд и, прежде чем перевоплотиться в Ватсона, участвовал в нескольких заметных кинопроектах.
Справедливости ради отметим, что знатоки «шерлокианы» отнеслись к его трактовке образа Ватсона неоднозначно. Мастер буффонады, он сделал из «доброго доктора» комический персонаж, резко противопоставив его Холмсу, которого Рэтбоун играл без тени юмора.
Однако если подойти непредвзято, Брюс оказался на высоте — благодаря в первую очередь богатому сценическому опыту. Понимаешь, что он вполне мог сыграть Ватсона точно по рецептам Конан-Дойла. Впрочем, каков он, «настоящий» Ватсон? Ведь и Дойл зачастую с беднягой не церемонился, потому к Ватсону прочно пристала личина ненаблюдательного наблюдателя. В сценах без Холмса он действует неглупо, но, стоит Великому Сыщику появиться, как интеллект Ватсона падает ниже точки замерзания. Холмс как будто гипнотизирует своего спутника, почти лишая его рассудка. Временами у зрителя возникает и вовсе жуткая мысль — уж не захватывает ли он мозг Ватсона, чтобы поднять уровень своего интеллекта? К счастью, гипотеза не подтверждается — Ватсон обычно не упускает шанс восторжествовать над своим заносчивым другом — хотя бы в мелочах (см. блистательную концовку прилагаемой к журналу картины).
Для дебюта выбрали «Собаку Баскервиллей», а по ее, так сказать, горячим следам в том же, 1939 г. вышел фильм, «Приключения Шерлока Холмса», прилагаемый к этому журналу. Основа сценария — оригинальный замысел, точнее, пьеса «Шерлок Холмс» (1899) американца Уильяма Джиллетта, с успехом шедшая на подмостках, причем автор исполнял в ней главную роль. Справедливости ради заметим, что сюжет изменен до полной неузнаваемости, на экран перекочевали только Бассик, подручный Мориарти, да Билли, мальчик-слуга (в труппе Джиллетта его одно время играл — кто бы вы думали? Юный Чарли Чаплин!).
Давний противник Холмса профессор Мориарти решил опорочить Великого Сыщика — совершить некое «преступление века» так, чтобы раскрыть его было не под силу даже Холмсу. Он разработал многоходовой план, такой неуклюжий и громоздкий, что за Холмса, догадавшегося обо всем лишь в последнюю секунду, становится неловко. В оправдание героя заметим, что из сценария были выброшены значительные куски, придававшие замыслу хотя бы видимость правдоподобия.
Это вызвало недовольство наследников писателя, а именно с их разрешения и была осуществлена постановка (см. начальные титры). Кроме того, в том же 1939 г. фильм «Унесенные ветром» вознес 20th Century Fox к вершинам славы и вскружил голову Дэррилу Зануку. Было решено, что компании не пристало заниматься таким низким жанром, как «шерлокиана». Менее щепетильной оказалась студия Universal. Три года спустя она возобновила сериал, и в течение четырех лет выпустила дюжину фильмов, которые до сих пор смотрятся с удовольствием.
Р.S. А где третья круглая дата, обещанная ранее, спросит внимательный читатель. Отвечаем: дотошные исследователи творчества Конан Дойла обратили внимание, что в рассказе «Его прощальный поклон» Холмсу — шестьдесят, а действие происходит в августе 1914 г. Значит, великий сыщик родился в 1854 г., т.е. ровно 160 лет назад.
Внимание, спойлер! Читать только после просмотра!
В окончательном варианте сценария отсутствует, помимо прочего, финальная сцена в полицейском участке, объясняющая поведение Матео и Джерролда Хантера. Приведем ее суть:
Энн Брендон: Мистер Холмс, почему Матео хотел убить и моего брата и меня?
Холмс: Он утверждает, что ваш отец много лет назад убил его отца, чтобы захватить копи и разбогатеть. Матео — индеец, а у них в обычае кровная месть. Вот почему вас преследовала та жуткая мелодия — похоронная песнь племени, к которому принадлежит Матео; непременная часть ритуала, предшествующего убийству из мести.
Энн: Какой ужас! Неужели к этому причастен Джерролд Хантер?
Холмс: Конечно, нет. Но будучи поверенным в делах вашей семьи, он знал, что в результате давних махинаций вашего отца под угрозой смерти можете оказаться вы и ваш брат. Он во что бы то ни стало хотел скрыть правду, чтобы вам не было совестно за родителя.