Кинотеатральные системы подобного масштаба встречаются редко, и дело тут не только в общем масштабе идеи и реализации, но и в экспериментальном, если можно так сказать, подходе. Многие владельцы домашних кинотеатров, пусть даже и дорогих, обходятся схемами типа 7.1 и вполне довольны результатом. В нашем же случае основной упор был сделан не только на качественном кинотеатре как таковом, но и кинотеатре, рассчитанном на все самые современные системы пространственного звучания, такие как Auro-3D, Dolby Atmos и DTS X, более того, на возможные апгрейды в будущем.
Предыстория
Строили кинотеатр в отдельном помещении на последнем мансардном этаже просторного загородного дома. Изначально помещение использовалось в качестве кинотеатра, где все было сделано намного проще, и к тому же очень давно: система порядком устарела и под поставленные задачи едва ли подходила. Пришлось переделывать абсолютно все: от акустической обработки, до системы кондиционирования. В результате на площади около 70 квадратных метров разместилась система со звуковой схемой, состоящей из 31 канала, дополненных четырьмя сабвуферами.

Строительные работы заняли три месяца, затем начался монтаж и настройка техники. Если в сроки включить проектирование и закупку техники, то проект «от и до» занял около года.
Помещение и отделка
Дизайнер на стадии планирования должен был сконфигурировать пространство таким образом, чтобы обеспечить максимальный объем комнаты и не нарушить технических требований к звуковым свойствам помещения. Была подобрана темная, не конфликтующая с изображением, цветовая гамма отделочных тканей, спроектирована схема освещения и конфигурация потолка, опять же в сочетании с некой внешней эстетикой и звуковыми свойствами.
В помещении можно заметить одну необычную деталь: за экраном и за креслами с аппаратной стойкой есть технические помещения, где по углам размещены 4 сабвуфера. Казалось бы, странное решение. На самом деле это никакие не помещения в прямом смысле, а только легкий каркас, обтянутый драпировочной тканью, так что элементы, похожие на стены и опоры, в данном случае таковыми не являются и, что гораздо важнее, — никаким существенным образом не влияют на звуковую картину.

Звуковая обработка, вибро- и шумоизоляция, подобранные поглощающие элементы — все проектировалось под конкретный кинозал и прошло объективное тестирование различными измерениями на месте. Визуально оценить это невозможно: все спрятано за тканевой обшивкой, однако получить представление о результате в целом позволят просмотр и прослушивание.
Техника
В кинозале звуковая схема собирается в сумме из 31 канала, если судить по усилению для ВЧ и СЧ/НЧ. Самой же акустики немного меньше, да и процессор позволяет обрабатывать максимум 24 канала, используя при этом разные схемы с запараллеливанием в том числе. Физически же в зале установлено 28 акустических систем и 4 сабвуфера.

Как и предполагают форматы Auro-3D, Dolby Atmos и DTS X, акустика, не считая сабвуферов, располагается на трех уровнях: 13 акустических систем на первом, нижнем уровне, 11 — на верхнем и 4 канала представлены встраиваемыми потолочными АС.
Вся колонки — из линейки JBL Synthesis. Частично расширенные фронтальные каналы и центр используют работающие в би-ампинге JBL Synthesis SK-3300, он дополнены двухмодульной акустикой, состоящей из рупорной ВЧ секции JBL Synthesis 2-SAM1HF и басовой секции JBL Synthesis 2-SAM2LF.

Верхняя линия фронтальной акустики собрана из трех колонок JBL Synthesis SAM3HA. Тут стоит сделать отступление и упомянуть одну интересную деталь. Эти три колонки для оптимального эффекта нужно было закрепить и направить определенным образом. Для крепления использовались регулируемые в двух плоскостях телевизионные кронштейны Wize Pro — по два на каждую колонку. А так как кронштейны эти использовались отнюдь не по прямому назначению, их конструкция была дополнена специально сделанной виброразвязкой в каждой точке крепления.
Нижний уровень боковых и тыловых каналов — это шесть акустических систем JBL Synthesis S4Ai. Верхний уровень — восемь штук JBL Surround 8320. Потолочная акустика — еще четыре колонки JBL Synthesis S4Ai. И остаются четыре пассивных сабвуфера JBL 4645C.

Теперь усиление. Для слаженной работы всей акустики потребовалось пять семиканальных усилителей JBL Synthesis S7165, а для каждого из четырех сабвуферов установлено по одному усилителю Crown XTi 1002, выдающему киловаттную мощность в мостовом режиме.
Мозгом системы стал процессор Datasat RS20i, пожалуй, один из самых прогрессивных аппаратов в этом сегменте на настоящий момент. Как включены акустические системы и раскладываются каналы в зависимости от формата, расписывать не будем: даже сокращенная схема займет половину листа, но на практике получается поддержка входных сигналов Dolby True HD 7.1, DTS HD Master Audio 7.1,Dolby Atmos 7.1.4 и 9.1.2, Auro 3D 11.1. Постобработка в вариантах Dolby Atmos 7.1.4 и 9.1.2 делает 15 каналов и 4 сабвуфера в первом случае и 20 каналов и 4 сабвуфера — во втором. А в случае использования Auro 3D 13.1 задействуются 31 канал и 4 сабвуфера, что по мнению авторов проекта, дает наиболее реалистичную и объемную звуковую картину.

Источников в системе несколько: мультиформатный проигрыватель Oppo 103D, Apple TV, Nemo TV, спутниковый ресивер GS U510, Ultra HD Blu-ray Panasonic DMP-UB900.
За изображение в системе отвечает 4K проектор Sony VPL-VW1100ES, а проецируется изображение на 171-дюймовый экран Vutec SilverStar 3D-P.
Управление, питание и коммутация
AV-системой управляет контроллер Bitwise Controls, вместо пульта использован Apple iPad с установленным и настроенным программным обеспечением. Для планшета предусмотрена удобная поворотная док-станция со встроенной зарядкой производства Launch Port. Управление светом в кинозале сделано на основе системы Lutron GRAFIK Eye. Для защиты по питанию применены компоненты Furnan — стабилизатор P-1400ARE, сетевой фильтр PL-PRO DMC E и источник бесперебойного питания F-1500-UPS E.

Для подключения всей акустики использован кабель DAXX 12 GA, а для подключения сабвуферов — DAXX 10 GA.
Из системы кондиционирования и вентиляции стоит выделить одну существенную деталь — корпус сплит-системы (потолочное крепление в данном случае использовать не представлялось возможным) был специально окрашен матовой серой краской так, чтобы при просмотре кино на корпусе не появилось ни единого блика. Это отлично характеризует, с каким вниманием к мелочам был сделан проект.

В зале установлено пять моторизованных кресел производства Home Cinema Hall. Три в первом ряду и два во втором — для него на полу кинозала предусмотрен соответствующий подиум.
Перспективы и апгрейды
Хотя система в целом выглядит завершенной, в ней планируется ряд апгрейдов и доработок. Поддержки DTS:X у ресивера Datasat RS20i пока нет, но ее очень бы хотелось получить в будущем, и в перспективе такая возможность ожидается. Так же, при появлении технической возможности (чтобы получить 32-канальный аппарат), планируется установить в процессор еще одну плату расширения. Сейчас процессор поддерживает только 24 канала.

Еще один апгрейд завязан на эквалайзер JBL Synthesis SDEC-4500 — он уже установлен в системе, но пока не задействован. Вместе с этим, вероятно, появится и еще одна пара потолочной акустики для поддержки схемы Dolby Atmos 5.1.6. Так же пока простаивает дисковый накопитель Synology RackStation RS815, который в дальнейшем будет работать, скорее всего, с компьютером Apple Mac Mini.
Кроме того, в перспективе возможна замена проектора на новую модель Sony VPL-VW5000ES.

В целом, даже не учитывая будущие апгрейды, система производит сильное впечатление как по возможностям и реализации в деталях, так и просто по изображению, а в особенности — по качеству звука.
Проект выполнен инсталляционной компанией Ceniman.