Кто-то считает музыкантов ритм-секции людьми скромными. Кто-то их не замечает. Кто-то замечает только их. Анекдоты про басистов и барабанщиков вызывают и смех, и слезы. И вот тихони активизировались: появилось несколько громких альбомов коллективов, где лидеры именно басисты и барабанщики. Разных стран, поколений и стилей. Включая настоящий прорыв для российского джаза — никогда еще отечественный джаз-проект не звучал столь «международно», если так можно выразиться. А на десерт — очередное архивное изыскание, бутлег из прошлого, где ритм-секция тоже достойная.
Sasha Mashin featuring Alex Sipiagin, Zhenya Strigalev, Rosario Giuliani «Outside The Box»
Про «прорыв» — это сюда. Безусловно, один из главных русских джаз-альбомов последнего времени — первый сольный альбом востребованного барабанщика Саши Машина. Амбициозная работа. Здесь Машин выступил как эдакий Арт Блейки наших дней — собрал команду мечты, лучших современных джазменов среднего поколения. Сам Машин, если говорить о востребованности, — музыкант интернациональный. Я лично видел его в туре с Дафером Юсефом, он также барабанил с Донни Маккаслиным и вообще много с кем еще. На этом альбоме на трубе играет Алекс Сипягин, вообще эдакий посол русского джаза в Америке (у наших в прямом смысле связь через Сипягина с американскими джазменами). Саксофонист Женя Стригалев — житель Лондона, виртуозный альт-саксофонист Розарио Джулиани — итальянец, а певицу Хиске Остервейк в Москве никому уже представлять не надо. А также целая бригада лучших местных: контрабасисты Макар Новиков и Дарья Чернакова, Владимир Нестеренко (клавишник, сыгравший тут на флейте), Алексей Беккер (сыгравший тут на Fender Rhodes) и другие.
Альбом называется «Outside The Box», что есть кусок расхожего английского выражения «think outside the box», то есть что-то типа смотри на вещи шире, не замыкайся в рамках и так далее. Точно отражает кредо альбома: Машин и не хотел делать какой-нибудь очередной Правильный Барабанный Альбом Традиционного Джаза. Не, прочь из коробки: разнообразный материал, который написали почти все участники проекта.
Современное звучание. Острые фразы, кривые размеры, качающая ритм-секция. Сложная форма, неквадратная, пьесы — эдакие сюиты, что, впрочем, характерно для пост-бопа.
Кто-то скажет — да уже говорят, кстати — что это и не джаз. Типа нет свинга, есть грув и всякие кривые размеры и сбивки. Ну и хорошо: чем более спорно — тем лучше. Энергии, фантазии и ощущения духа времени Саше Машину не занимать, а именно поэтому случаются острые решения и яркие коллаборации.
Антон Горбунов «Идущий вперед / Going Forward»
Уже четвертый, между прочим, студийный альбом Антона Горбунова, контрабасиста и бас-гитариста, резидента Клуба Алексея Козлова в Москве. Горбунов играл и играет с выдающимися джазменами всех стилей и субстилей импровизационной музыки, от Анатолия Герасимова и Аркадия Шилклопера до Майка Стерна и Девида Сенборна. А также отметился в попсе (не)галимой — Валерий Сюткин, Линда... они тоже разбираются в хороших музыкантах: у Сюткина играл джазовый гитарист Игорь Бойко, а Линде бэки пела Ольга Дзусова. Так что резюме элитарное просто.
Итак. В альбом вошли пьесы, обкатанные в разных проектах. Они довольно разнообразны по стилю, но общая атмосфера альбома тяготеет к такому хорошему наваристому фьюжну 80-х. Яппи-джаз такой — в хорошем смысле.
Первый, он же заглавный, трек «Кутузовский проспект» — сразу показывает, как Антон Горбунов лихо играет интервалами, с собственным звуком, своеобразным штрихом (эдакий сдержанный слэп). Очень музыкально! Ну и правда, мимезис такой — Кутузовский утром, я как москвич подтверждаю.
В «Идущем вперед» интересно аранжирована дуэль заливистой флейты под бас-гитару. И никакой пустоты в средних! А «Напев» — действительно квазифольклорный напев, непонятно какого народа, но в духе Ришара Боны.
Arild Andersen «In-House Science»
Тему альбомов басистов продолжим концертником трио Ариля Андерсена, причем первым для этого состава за 10 лет (предыдущим был «Live At Belleville»).
Очередное изделие лейбла ECM с сугубо исиэмовским героем по имени Ариль (да, так произносится имя Arild, увы) Андерсен. Андерсен — 72-летний норвежский контрабасист, живая легенда европейской импровизационной музыки. Яркий композитор, изобретательный импровизатор, обладатель сдержанно-наглого, «выпуклого» звука. Его даже сравнить особо не с кем. Да и незачем. Помню его концерт в Москве — тогда в его трио играл датский пианист Карстен Даль и французский барабанщик Патрис Эраль. Это вот свойственно Андерсену — собирать международные составы из музыкантов, несколько противоположных (тот же Даль играет более «кул», а Эраль — более «фри», хотя сегодня все эти термины уже стерлись).
Вот это трио — тоже международное и по составу небанальное: без аккордового инструмента. Томми Смит на теноре, Паоло Виначча — на барабанах. Нечасто такие составы такого формата собираются и живут, хотя традиция есть. Навскидку: ранний Сонни Роллинс (с ним, кстати, Андерсен играл). Или Арчи Шепп, альбом Steam (1976); тоже, кстати, лайв.
Альбом «In-House Science» открывается пьесой «Mira» — квазифольклорный северный напев. Примерно в том же духе — «North of the Northwind» (см. видео). И все примерно так — сдержанно, «повествовательно», с глубоким грувом. Вообще удивляешься, как Андерсену в любом проекте удается собирать перпендикулярных музыкантов. Как здесь: его размышляющий контрабас плюс мясистый Смит, плюс «математика» Виначча... А все вместе — цельный саунд.
Miles Davis, John Coltrane «The Final Tour: The Bootleg Series, Vol. 6»
1960 год — поворотный для джаза вообще и Колтрейна с Дейвисом в частности. Годом ранее вышел дейвисовский «A Kind of Blue» — классика модального джаза и вообще один из самых популярных альбомов инструментального джаза ever. И вот — эва! — бутлег из эпохи, когда эстетически Майлс и Трейн уже начали расходиться. И вот в этом концертнике — и конфликт, и свобода, и энергия. А при этом — или из-за этого — он прям listener friendly, не постесняемся такого термина.
Например, в первой «So What» (всех пьес на диске по нескольку вариантов, с разных концертов, плюс в финале еще и интервью Колтрейна) — прихотливо-утонченное соло фортепиано, настолько удачное, что слушается практически отдельное произведение, вставной номер.
Walter Smith III «TWIO»
Джаз часто называют музыкой от/для ума (как будто в этом есть что-то плохое!), так что интересно, что именно в этом жанре много, увы, бездумного. К калифорнийскому тенор-саксофонисту Уолтеру Смиту это не относится! Да, он классный придумщик — как и его «шефы», те, с кем он играл — от великого барабанщика Роя Хейнса до трубачей Теренса Бланшарда и Амброзе Акинмусире (последний, кстати, 7 июля этого года выступит на фестивале в подмосковных Горках Ленинских).
Twio — толковый альбом, тут все — концепт. Квази-ретро-обложка. Название twio — как бы «трио», но с оговоркой: плюс звездный саксофонист Джошуа Редман на нескольких треках и басист Крисчен Макбрайд. Один трек — оригинал, остальное — из анналов истории, как «Adam’s Apple» Уэйна Шортера и «Ask Me Now» Телониуса Монка. И — саксофонные дуэли Смита с Редманом. Прекрасный пример джаза, сделанного для ума/с умом, с игрой в традицию, и при этом совершенно современного звучания.