В этом материале речь пойдет об одном значимом проекте под маркой Proceed, который обычно упоминают в качестве «младшего брата» Mark Levinson. Оба бренда в то время принадлежали Madrigal Audio Lab. Ее руководитель Сэнфорд Берлин (1927-2008) в 1980-м году выступил инвестором фирмы настоящего Марка Левинсона, но вместе они не сработались. Расставание было неприятным для всех. В 1984 году права на обанкротившуюся компанию перешли к Берлину, который через суд даже пытался запретить Левинсону работать в аудиобизнесе. Но на качестве техники под маркой Mark Levinson это не сказалось и она продолжала зарабатывать высшие баллы в аудиопрессе.
В 1989 году в Madrigal решили пощупать рынок за другой ряд сосцов, предлагая свои разработки по более сдержанным ценам, чем компоненты ML, и намереваясь также поэкспериментировать с домашним кинотеатром. Так появились предпосылки для возникновения нового бренда Proceed.
CD-проигрыватели, процессоры и транспорты Proceed появились в самом начале 1990 года. Словосочетание «более сдержанные цены» следует понимать только в контексте прейскуранта Mark Levinson — модель цифро-аналогового преобразователя PDP продавалась за нехилые 380 000 иен в Японии и 2 400 долларов в США.
Цифро-аналоговый конвертер PDP2, который будет рассмотрен в данном обзоре, мало чем отличался от своего предшественника PDP. Выглядели увесистые бруски Proceed, прямо скажем, «на любителя», но мне по душе индустриальный дизайн и флотский покрас с лаконичным индикатором, указывающим частоту дискретизации красными цифрами: 32, 44,1 и 48 кГц.
Алюминиевое шасси с крепкими стенками разделено на две секции: питания с управлением и аудиочасти. Впрочем, законы измерения объема не обманешь. Одним из неудобств такой Hi-Fi-техники с узким фасадом — как, например, и у Cyrus — является ее значительная глубина, которую проглотит не всякая стойка.
Обязательно стоит сказать несколько добрых слов о сердце аппарата — конвертере Burr-Brown PCM58P, который исполнен настолько по-военному, что ряд любителей мультибитных камушков ценит его даже выше, чем последующий PCM63. Не говоря уже о бледных потомках: PCM1702 и, в особенности, PCM1704.
По сравнению с PCM56 новый чип Burr-Brown PCM58 имел безусловно лучшие показатели: два дополнительных бита (всего 18), ничтожный уровень глитча и, главное, возможность ручной подстройки четырех старших разрядов с помощью потенциометров. Плюс еще и тригер Шмитта на входе. Чем он занимался?
Преобразовывал входящий сигнал цифровой развертки практически в прямоугольную форму, которая в таком виде гораздо лучше «считывалась» аппаратной логикой. Не забывайте, что цифровые данные по сути представляются аналоговой волной со всеми вытекающими отсюда видами джиттера.
Понятное дело, что в закупке PCM58 стоила прилично — и бюджетные аппараты ею не комплектовались. В Proceed PDP2 была установлена пара таких преобразователей — по одному на канал.
В конструкции Proceed преобразователи PCM58P работают в связке с цифровым фильтром NPC SM5813APT с 8-кратной передискретизацией и нойзшейпингом — это был самый писк моды. Цифровой сигнал принимался силами ресивера Yamaha YM3623B, что сегодня несколько снижает пафос конструкции, которая отбросит все свыше 16 бит.
Зато выходная секция Proceed PDP2 строилась на четырех высокоскоростных Analog Devices AD845. Все это питается тороидом в стиле «мое почтение» — собственно, таким же, как и в CD-проигрывателях Proceed, где нужно было питать еще и мощный однолучевой транспорт Philips CDM-1 mkII. Поэтому энергии здесь хватало с запасом, да и общий вес конструкции под семь килограмм демонстрирует избыток прочности.
На задней панели Proceed PDP2 установлена масса цифровых входов: целых три коаксиала, AES/EBU, но вдруг нет оптики. Здесь же находится клавиша включения питания. Конечно, очень-очень удобно будет дотягиваться до нее в глухой стойке. Вообще-то кнопка питания присутствует и спереди, но по большому счету она работает формально, отключая лишь индикатор и звук. В то же время вся остальная схема устройства продолжает находиться под напряжением и греться.
Релейное переключение между входами осуществляется путем последовательного нажатия соответствующей клавиши Select. И если вы полностью обесточиваете аппарат тумблером задней панели, то текущий вход сбрасывается. Так что в случае AES/EBU после полного выключения/включения вам придется еще три раза нажать на Select. Имейте это в виду при эксплуатации серии Proceed PDP.
По измерениям PDP2 можно только подтвердить тезисы, озвученные в технической спецификации. XLR- и RCA-подключения не отличаются ничем в показаниях коэффициента гармонических искажений и шумов — кроме 50 Гц пика на небалансном подключении. Доминирует нечетная, третья гармоника, что не сулит тепла в звуке.
На входы можно без проблем подавать сигнал PCM до 24 бит/48 кГц, но не стоит забывать, что из-за приемника YM3623B 24-битное слово будет обрезано с транкейтом до 16. Фильтр NPC SM5813APT вследствие нойзшейпинга понижает показатель шумов еще на «половину бита» (примерно 3 дБ). Но это по абсолютной шкале.
Динамический диапазон при этом обеспечивается в пределах теоретического диапазона компакт-диска 96 дБ, который не реализован еще ни в одной фонограмме. Отсечка АЧХ получается жесткая — из-за настройки фильтра в стиле Sharp. По уровню джиттера не было заметно никакого криминала.
Я не нашел сторонних измерений PDP2, кроме разве что Stereophile, где тестировали CD-проигрыватель Proceed PDP с подобной начинкой. В разделе измерений тоже было все хорошо за исключением клиппирования импульсов квадратной волны с уровнем 0 dBS на стадии цифрового фильтра. Я обычно не включаю в проверку эту процедуру, но специально перепроверил и не обнаружил этой досадной особенности. Возможно, в втором поколении Proceed от нее уже избавились. Теперь послушаем PDP2 и кое с чем сравним.
Сначала это будет наш победитель гонки TDA1541 — знаменитый проигрыватель Philips CD880, выпущенный за два года до Proceed. Вы уже наверняка обратили внимание, что и в CD880, и в проигрывателях Proceed использовался одинаковый транспорт, о достоинствах которого вы могли узнать из прошлых материалов. Пробрасываем кабель с коаксиального выхода проигрывателя Philips CD880 на PDP2 и слушаем разницу между компонентами.
Еще раз могу засвидетельствовать, что TDA1541 — это совсем другая история, равноудаленная как от своего родоначальника TDA1540, так и от PCM58. Я уже упоминал, что эта сглаженность TDA1541 в исполнении Philips идет на ура в начале хайфайного пути, когда слушатель начинает отстраиваться от крикливого звука дешевой техники. Но с ростом требований в какой-то момент попросту не хочется мириться с зализанным, пусть и достаточно дорогим звуком, который предлагает Philips CD880 и его аналоги Marantz. Ведь фонограммы не делаются по одному стандарту и бывают разными — так что хочется иметь возможность эту разницу кодифицировать.
На мой взгляд, в сравнении звуку CD880 не хватало борзости, остроты, плотности басового толчка, которая очевидно наличествовала у Proceed. При этом в абсолютных технических измерениях Philips превосходил дорогой американский аппарат с двумя ЦАПами, выпущенный позже.
Далее шел черед сравнения PDP2 с более древней техникой — а именно с препарированной Micro-Seiki CD-M1 в режим внешнего ЦАПа с моим любимым TDA1540D.
Разумеется, указывать только лишь на марки ЦАПов как на определяющий фактор было бы слишком самонадеянно. На звуковой почерк компонента в той или иной степени могут оказывать влияние и питание, и выходные каскады, и способ фильтрации. Напомню, что у Sony CDP-337ESD со сдвоенным TDA1541 и лютейшим цифровым фильтром CXD1144 саунд был совсем не таким, как у плееров Philips. Так что постараемся не утонуть в деталировке и будем судить о некой итоговой сумме концепции.
Измеренные 2,17 вольт у PDP2 против 2,24 В выходного напряжения у Micro-Seiki, но казалось, что Proceed играл чуть громче. Но это не так — просто звук американца был более холодным и графичным. Некоторое время я внутренне сомневался, что же звучит «правильнее». Вот возник красиво очерченный перебор акустической гитары. Переключился на TDA1540 — будто после DVD-Audio включил винил в состоянии Mint, но не специальный-аудиофильский, а обычный, из большого тиража. Внезапные эффекты остроты отступили и открылась общая красота и гармония фонограммы как маленького театра.
Ну и какую подачу считать более «достоверной»: бесстрастную с прозрачным, как лед, звуком или заставляющую позабыть о придирках? Старая история меломанства/аудиофилии. Кстати, если в доме случится пожар и вам в одни руки можно взять только одну коробку, что это будет: любимый ЦАП с уникальным звуком или хард-драйв с коллекцией, которую вы собирали много лет? Вот то-то и оно.
Где не почитаешь про Proceed, все его хвалят. Значит, можно и покритиковать. Я долго пытался понять сильные и слабые стороны этого, без сомнения, выдающегося аппарата.
Впечатление в какой-то мере схоже с Sony CDP-337ESD или даже с топовыми колонками DALI, если угодны акустические аналогии. Очень быстрые, не затянутые атаки. Но всё как в остросюжетном саундтреке, где в нужное время зрителя после паузы пугают резкими всплесками громкости. Не могу сказать, что меня надолго впечатляет такая игра с клиентом аттракциона.
Разумеется, вы не в кинотеатре и на Proceed вольны слушать и менять музыку. Но переключаясь на старый аппарат с TDA1540, понимаешь нарочитую механичность архетипа, к которому стремились в конце 80-х и поныне продолжают стремиться многие производители аудиотехники высокого класса.
Конечно, в Proceed есть подвижность, которая не снилась многим современным аппаратам с 32-битной архитектурой, но это подвижность ртути. PDP2 выглядит особенно эффектно с синтетической музыкой, собранной не из тембров и голосов, а как азбука Морзе — из точек и тире. Да и не только с электронной — такого звука с понтами хватает на аудиофильских выставках. Ну, кому и кобыла невеста, а меня больше интересует раскрытие художественной сути на обычном музыкальном материале.
На этом фоне Micro-Seiki вместе с родственниками Philips первого поколения звучат более тепло и зримо, здесь лучше передаются оттенки гармоний и интонации. Голоса и ритм не лезут вперед, грани кажутся сыгранными здесь и сейчас, прямо через микшерную панель или с виниловой пластинки — будто нечто, зацепившее внимание еще в детстве. Чувствуется присутствие художественного замысла, человека. А не просто бездушно отыгранного рингтона.
Впрочем, надо признать, что на тяжелой музыке — то есть искусственно форсированных басом фонограммах — все прелести TDA1540D становятся бессмысленными, а звук Micro-Seiki CD-M1 не очень уверенным. Упаси Бог подумать, что музыка в исполнении Micro Seiki какая-то вялая — она легка и имеет прекрасное разрешение. Оба компонента звучат без грязи. Просто у Proceed звучание более зазубренное и острое, что отвечает конкретному моменту.
Поэтому на каком-нибудь Ministry американский конвертер на Burr-Brown PCM58 и скоростных ОУ Analog Devices AD845, без сомнения, отыграет слаженно как станковый пулемет. И здесь мы, сделав круг, возвращаемся в исходную точку — к приемам остросюжетных саундтреков.
Конечно, на свете полно меломанов, которые преследуют именно такой идеал, а более деликатную звукопередачу откровенно презирают, обвиняя ее в вялости, мутности и тому подобной ерунде. Но могу себе представить, как звучали на Proceed PDP компакт-диски 80-х с их специфической эквализацией и жесткой отсечкой фильтра на самом ходовом рекордере Sony PCM-1630. Впрочем, зачем представлять — у меня и у самого полно таких записей.
Одно могу сказать точно: конвертер PDP2 звучит круто, но на винил этот звук уже совсем не похож — и это, кстати, тоже отметили еще много лет назад в Stereophile.