Проигрыватели Thorens TD 2015 и Thorens TD 2035 по сути — отдельная линейка в модельном ряду компании, настолько эти аппараты не похожи на все остальные вертушки производителя. Это не новинки, младшую версию Thorens TD 2015 в комплекте с родным тонармом TP 92 я тестировал еще в 2012 году. А в этот раз предметом теста станет старшая модель — Thorens TD 2035 в версии с тонармом SME M2-9.
Разница между моделями 2015 и 2035 на первый взгляд невелика — она сводится к толщине акриловой плиты стола (25 и 33 мм соответственно) и разнице в габаритах и весе основного диска (3,7 кг у младшей модели и 6 кг у старшей). Казалось бы, не такие это и существенные различия, но на практике разница может (да и должна) оказаться существенной. Как минимум почти вдвое более тяжелый диск совершенно точно повлияет на поведение и работу привода, а значит, и на звук как таковой.
Впрочем, проводить точные сравнения после стольких лет, прошедших со времени предыдущего теста, мне не кажется слишком правильным решением, да и комплектации у проигрывателей разные (в прошлый раз фигурировал тонарм Thorens TP 92, а сейчас — SME M2-9). Головки звукоснимателя тоже разные. Следует согласиться, что это очень существенная разница, и ее стоит искать в получившемся, суммарном звучании. Так что первой и основной задачей я ставлю оценку именно такой комплектации проигрывателя, хотя некоторые отсылки неизбежны.
Стол на трех ножках, а мотор — на шести
Начну снизу. На стойку проигрыватель Thorens TD 2035 устанавливается посредством трех крупных алюминиевых ножек, заканчивающихся регулируемыми конусами и небольшими металлическими подставками. Регулировка по уровню есть, но ход ее небольшой. Впрочем, конструкция проигрывателя слабо располагает к установке его на обычную мебель, ведь виброразвязки как таковой у аппарата нет. А если используется специальная стойка или полка, то они обычно сами имеют возможность регулировки по уровню. Кстати, забегая вперед отмечу, что на умеренные сторонние воздействия проигрыватель не реагирует, хотя никаких дополнительных демпферов и подвесов в его конструкции нет. Все-таки и масса стола, и диска, и конструкция тонарма способствуют вполне стабильному поведению.
Акриловый стол на себе несет только основной диск с подшипником и тонарм. Мотор вынесен в отдельный металлический корпус и никак со столом не соприкасается. В конструкции использован синхронный двигатель переменного тока производства Premotec. В корпусе он занимает не так уж много места, а остальное свободное пространство заполнено демпфирующей и утяжеляющей конструкцию дробью. В свою очередь для установки корпуса на стойку применены шесть небольших силиконовых ножек.
Шкив у мотора — металлический, рассчитан он на работу вместе с фирменным пассиком квадратного сечения. Питание и управление вынесены в отдельные блоки: в непосредственной близости от проигрывателя можно расположить идущий в комплекте контрольный блок Thorens PS 800 (позволяет включать и выключать вращение и переключать скорости между 33,3 и 45 оборотами в минуту), а где-нибудь за аппаратной стойкой или под ней найдется место для не самого маленького выносного блока питания.
Формально в руководстве сказано, что пользовательской подстройки скоростей вращения у проигрывателя нет, и все предустановлено на заводе. Но на самом деле, если открыть корпус Thorens PS 800, то там найдутся два подстроечника, по одному на каждую скорость. И в случае необходимости все легко меняется, надо лишь приобрести стробоскопический диск (в комплекте его нет — ведь проигрыватель, по мнению производителя, не нуждается в подстройке).
Со шкива мотора вращение передается на внешний радиус основного диска. Натяжение пассика умеренное, повлиять на него возможности нет, поскольку посадочное отверстие для мотора подразумевает сдвиг буквально в пару миллиметров, иначе корпус мотора будет уже соприкасаться со столом. Мотор раскручивает диск как бы в два этапа, сначала медленно, потом быстрее — точно так же вел себя мотор и у Thorens TD 2015, и у Thorens TD 350.
Тяжелый металлический диск подобен тем, что стоят у TD 2015 и TD 350, только в нашем случае весит он 6 кг. Но остальное идентично: полированная поверхность, жестко вмонтированный шкив подшипника, демпфирование нижней поверхности материалом, напоминающим пропитанный чем-то до состояния камня плотный картон. Как и раньше мне не удалось точно идентифицировать этот материал: начинаю подозревать, что это и вовсе некая смола с каменной пылью и другими добавками. В качестве дополнения к диску в комплекте поставки идет штатный фетровый мат.
Подшипник у проигрывателя неинвертированный, с толстым стальным шкивом и бронзовым стаканом в алюминиевом корпусе. Рассчитан подшипник на работу не с маслом, а с густой смазкой, которая уже заложена в стакан при сборке на заводе. О дополнительной смазке или замене производитель ничего не сообщает, из чего можно предположить, что в частом обслуживании подшипник не нуждается.
Тонарм и место под тонарм
Тонармы у проигрывателя изначально могут быть разные, но это разница определяет те модификации, которые переиграть уже не особо получится. Младшая комплектация с тонармом Thorens TP 92 предполагает фиксацию тонарма при помощи гайки снизу — крайне сложно подобрать вариант с таким же креплением и еще с учетом толщины стола, диаметра посадочного отверстия и требуемого для установки расстояния. Комплектация вообще без тонарма выглядит непонятной — если посадочное там под TP 92, то какой в этом смысл? Ведь просверлить такой стол в домашних условиях сложно и рискованно.
Со старшей модификацией проигрывателя все интереснее. Да, посадочное отверстие с крепежом под 9-дюймовые тонармы SME никак не переделать. Но точно такое же крепление, кроме модели M2-9, имеют и верхние модели SME, так что при желании апгрейд возможен. Кроме того, в природе встречаются крепления, позволяющие использовать посадочные SME для установки некоторых других тонармов, в том числе с сохранением фирменной для SME функции базы со сдвигом. Маловероятно, что кому-то из владельцев Thorens TD 2035 это понадобится, но сам факт наличия пространства для маневра — точно не лишний.
Тонарм SME M2-9 (подробно представителя семейства разбирали здесь — Обзорный тест тонармов Clearaudio, Ortofon, Rega, Roksan, Scheu Analog, SME и Jelco, разница только в дюйм длины), пожалуй, один из лучших по соотношению цены и качества у SME. Да, у старших моделей и верхних серий есть свои плюсы, и сравнивать младшую линейку со старшей некорректно, но сам по себе тонарм отличный (лично мне M2 серия нравится даже больше, чем следующая за ней 300-я серия).
Если подойти к формальным особенностям, то M2-9 добротный, удобный и качественно сделанный статический 9-дюймовый тонарм со всеми необходимыми настройками. Отмечу — грамотно реализованными настройками: они удобны для владельца и при правильном подходе позволяют добиться точности большей, чем со среднестатистическим конкурентным тонармом. Плюс к этому SME M2-9 можно дополнить вязкостным демпфером, или совершенно спокойно подгрузить шелл тяжелыми винтами в случае необходимости.
Из неоднозначных особенностей отмечу нестандартный шелл, который не заменить ничем (кроме идентичного), и который, хоть и является съемным, на быструю замену головок не рассчитан. И еще я как-то исторически не люблю штатные фонокабели, что делаются на основе Van den Hul 501. Как базовые они годятся, но лично я бы их поменял. К тому же выходные разъемы у тонарма — RCA, так что вариантов много.
Из дополнений и аксессуаров у проигрывателя есть пылезащитная крышка и шаблоны для настройки (из комплекта SME). Плюс механические весы, без которых в случае с подобной комплектации можно спокойно обойтись — этот тонарм сам по себе можно настроить точнее, чем по механическим весам. Но лучше всего, конечно же, использовать весы электронные, тем более проигрыватель не очень располагает к использованию бюджетных головок.
В целом, изучая Thorens TD 2035 можно сделать вывод о том, что аппарат неприхотлив, обслуживания не требует и весьма прост в настройке. К тому же в конструкции нет узлов и деталей, функциональное состояние и настройки которых необходимо регулярно проверять.
Поле эксперимента
Особых экспериментов проигрыватель не предполагает, головку для теста я выбрал Ortofon Cadenza Red. Картридж Sumiko из прежнего теста был недоступен, и я предпочел взять известную мне и предсказуемую головку, чтобы сделать точные выводы. К тому же все расчетные и измеренные показатели резонанса в этом случае оказались практически идеальными, а это обязательное условие. Плюс на предварительном этапе умеренно-потрепанные и старые пластинки отыгрывались настолько неприхотливо, что это стало еще одной причиной выбора, пусть даже в тест я почти никогда не беру пластинки по состоянию ниже, чем NM-/EX+.
Штатный фонокабель для чистоты эксперимента я решил оставить, а поменял лишь штатный фетровый мат на Thorens Platter Mat Cork & Rubber — он давно прижился в моей рабочей подборке и точно удобнее штатного фетра (мат не пробует соскальзывать, если вдруг обнаружилась статика, и нормально удерживает пластинку при чистке щеточкой).
Звук: легкость, подвижность, сглаженность
Первой пластинкой в тесте стал диск Jim Hall «Concierto». При хорошей динамике и детальности запись эта сама по себе звучит немного раздуто, со слишком объемными образами и заметной долей теплоты. На практике звук получился легким, подвижным, с должной детальностью и хорошей, но чуть сглаженной динамикой. Некоторое количество мягкости присутствует, и теплота заметна, но в целом картинка вышла аккуратной и насыщенной, без формализма, зажатости и тем более без прохлады.
Бас аккуратный и объемный — никакой выхолощенности нет. Внимание к фактурам достаточное для полноты восприятия, но не въедливое. Середина детальная, хочется назвать ее воздушной, но по ощущениям она как бы и воздушная, и телесная одновременно. Явной теплоты нет, как нет и намека на тяжеловесность. Верхних, как и предполагает запись, много, но подача не яркая и не резкая, а аккуратная. В то же время определить ее как тусклую или малодетальную нельзя.
Сцена по характеру ближе к камерной, без ожидаемого масштаба образов. Камерность выражена даже больше, чем я ожидал. Однако при этом есть достаточная глубина, неплохая раскладка образов, только контуры размыты сильнее, чем нужно (хотелось бы большей точности и большего контраста).
Следующая пластинка — «Ambient 2». Звук тонок и переливчат в деталях, но сглажен в нюансах, за счет чего оттенки эмоций немного упрощены. Все слишком аккуратно, слишком бережно в отношении эмоций слушателя. Я бы и не подумал, что некоторые фрагменты этого альбома захочется сравнить с каким-то подсознательным образом колыбельной. Количественно эти эффекты выражены слабо, и не каждый тракт в состоянии это передать, а тем более схожим образом усилить расставленные акценты. В остальном же музыка воспринимается многогранной и многоплановой.
По проработке частотного диапазона на примере этой пластинки у меня не возникло ни вопросов, ни нареканий — все ровно, аккуратно и цельно. Особенно подчеркну то, как полно и хорошо тракт подает воздух: голографической прозрачности будто бы нет, как нет и слишком затянутых (или явно приглушенных) послезвучий, а картинка получается интересной и подробной. Здесь все в некоем балансе между детальностью, не сваливающейся во въедливость, и музыкальностью, не переходящей в окраску.
В целом качества хорошие, заслуживающие доверия, если бы не одно «но»: в почерке параллельно можно найти долю теплоты и нотки осветленного звука. Это один из тех примеров, когда нюансы звука, казалось бы, едва уловимые, все же явно можно отследить, но крайне сложно формализовать и представить в виде описания. Точнее можно будет разобраться на примерах следующих пластинок, но пока напрашивается вывод, что тракт, способный на столь тонкие моменты, уже заслуживает интереса и внимания.
Звук: больше эмоций, меньше аналитики
Далее я послушал диск Fleetwood Mac «Then Play On». Звук упругий и быстрый, без резкости, но с хорошей эмоциональной наполненностью. Хлесткость и насыщенность присутствуют, а упрощенной агрессивности и грубости нет. Инструментальные и вокальные партии хорошо читаются, но остаются музыкой, а не некими отдельными составляющими. На примере этой пластинки сцена воспринимается не такой уж и камерной, но с еще более заметной проработкой по глубине. Меньшее количество образов очерчивается лучше, весомее, точнее.
Еще одна пластинка — «Charged». Весьма насыщенная и объемно-глубокая запись, к тому же с массой перегруженных деталями фрагментов. Звук получился чистый, сочный, с глубоким объемным басом и хорошей детальной проработкой по всему диапазону. Правда смягченность и едва уловимая теплота сглаживают восприятие, не хватает нервности и остроты, которые здесь заложены и в самой мелодии, и в записи (особенно это заметно на партиях электротрубы). Динамика хорошая, но ритм ощущается спокойнее, а переходы от почти тишины к вспышкам звука могли бы быть и ярче. О ритме можно сказать, что он просто ровный и спокойный. Если судить по стробоскопу, что обязательно проделывается в процессе каждого теста, то ни намека на отклонения скорости или ее неравномерность нет. На слух недостатков тоже не заметил, но все же динамику стоит назвать степенной и успокоенной.
Звучание записи «Страстей по Матфею» Баха мне понравилось. Во-первых, очень хорошо строился монозвук. Да, только по глубине, но при этом можно было заметить и хорошую разборчивость, даже для такой сложной записи (тем более в моно), хорошую детальность и честную тембральную подачу. Во-вторых, звук получился полновесным — не тусклым, не миниатюрным, вовсе нет. Запись слушалась полноценно и без ущерба для восприятия музыки и исполнения.
Конечно же, следующая пластинка Stravinsky «Die 3 Grossen Ballette» в сравнении показалась звучащей объемнее, ярче, более многосоставно, но это просто эффект от разницы между возрастом записей и моно- и стереоизданиями. Тракту хватило сил отыграть в первую очередь музыку, а потом запись — подробно, эмоционально, детально.
В характере подачи все же заметен больший уклон в сторону музыкальности и эмоциональности, нежели в сторону аналитики. Однако и с формальными критериями тракт справился. А уже знакомая, спокойная умеренная теплота и легчайшая доля смягченности воспринимаются как почерк и характер, достаточно гармонично вписываясь в общую картину и формируя личность и индивидуальность тракта.
Выводы
Протестировав большую часть модельного ряда Thorens, я пришел к выводу, что из какого бы набора материалов не был бы сделан аппарат, по звуку в нем всегда будет заметен некий архетип Thorens. Более или менее, но будет. Немножко теплоты и слегка подчеркнутой аналоговости, налет камерности, аккуратность и степенность, совсем не переходящая в скромность. Жанровая универсальность без явных предпочтений, сочетающаяся с тем, что вся музыка трактуется чуть-чуть по-своему.
В случае с Thorens TD 2035 звук уже заметно не сходится с возможными представлениями о металле-акриле, как о чем то холодно-отстраненном. Хотя явно напрашивается вывод, что звук с тонармом Thorens TP 92 был бы острее и холоднее.
Выбор головки тоже сыграл свою роль — нет никаких сомнений в том, что тракт чувствителен к ее выбору. Но само сочетание стола, тонарма и именно этой головки мне понравилось: в нем есть свои особенности, включая достаточно цельную идею собственного звучания. Я бы не стал требовать или хотеть от проигрывателя чего-то радикально иного, скорее при личном выборе нужно определяться, станете ли вы рассматривать Thorens как источник «своего звука» или нет.
Музыкальный материал
1.Fleetwood Mac — Then Play On / Reprise RS 6368 / Stereo
2.Harold Budd, Brian Eno – Ambient 2 The Plateaux Of Mirror – EG / Polydor MFP 1321 / Stereo
3.J.S. Bach – St. Mattew Passion – Otto Klemperer – Angel 3599 E/L / Mono
4.Jim Hall — Concierto / CTI Records GP 3030 / Stereo
5.Stravinsky — Die 3 Grossen Ballette — London Philharmonic Orchestra, Bernard Haitink — Philips 6747 094 / Stereo
6.Toshinori Kondo, Eraldo Bernocchi, Bill Laswell - Charged / Apollo / R&S Records - AMB 9955 / Stereo
Thorens TD 2035 с тонармом SME M2-9 — 504 000 рублей, головка звукоснимателя Ortofon Cadenza Red — 90 000 рублей
Проигрыватель виниловых дисков Thorens TD 2035
Привод: пассиковый
Скорости вращения: 33,3 и 45 об/мин. с возможностью подстройки
Блок управления мотором: внешний — Thorens PS 800, с выносным блоком питания
Мотор: синхронный, переменного тока
Диск: алюминиевый, 6 кг.
Габариты: 420 x 330 x 160 мм.
Вес: 15 кг.
Варианты отделки (цвета акрилового стола): белый (матовый), прозрачный, красный, синий, желтый, черный
Штатные комплектации: без тонарма, с тонармом Thorens TP 92, с тонармами SME M2-9 или SME 309
Тонарм SME M2-9
Тип: поворотный, статически-сбалансированный
Шелл: съемный, из магнезиевого сплава
Настройки: прижимная сила, положение головки, азимут, высота, антискейтинг
Выходной разъем: RCA + земля
Эффективная длина: 233,20 мм
Эффективная масса: 9,5 г
Допустимый вес головки: 5 — 12 г
Головка звукоснимателя Ortofon Cadenza Red
Тип: MC
Радиус заточки иглы: 8/40 мкм
Иглодержатель: алюминий
Динамическая податливость: 12 мкм/мН
Диапазон прижимной силы: 2.2 - 2.7 г
Оптимальная прижимная сила: 2.5 г
Выходное напряжение: 0.45 мВ
Диапазон частот по уровню -3 дБ: 20 - 50000 Гц
Разделение каналов: > 23 дБ
Разбаланс каналов: <1.5 дБ
Рекомендуемое сопротивление нагрузки: 50-500 Ом
Внутреннее сопротивление: 5 Ом
Материал корпуса: сталь, алюминий
Масса: 10.7 г