Финская акустика Penaudio хорошо и давно известна на нашем рынке, но при этом производитель не стоит на месте, и даже периодически откровенно удивляет некоторыми новинками. В целом же то, что сейчас происходит с модельным рядом, я бы охарактеризовал как тонкую доводку, шлифовку каждой мелочи и каждого нюанса. Иногда изменения кажутся небольшими, но на деле как раз это и может быть признаком перехода на иной качественный уровень.
Penaudio Sonata Supreme — это, на первый взгляд, только отчасти новинка: внешне акустика очень похожа на предшественницу Sonata Signature, хотя это не одна модель, сменившая другую. Чтобы не запутаться, объясню: есть две линейки — старшая Supreme и линейка помладше Signature. И в каждой есть своя Sonata, внешне весьма похожие крупные трехполосные напольники, каждая модель — топовая в своей линейке. Так что разбираться, в чем же разница, придется и технически, и при прослушивании. А разобраться надо: разница между внешне похожими моделями в один миллион рублей точно не должна быть малозначительной.
Впрочем, производитель сразу дает разъяснения: корпуса идентичны, их конструкция, пропорции и отделки. Остальное различается. Вместо мягкого тканевого твитера SEAS Crescendo здесь установлен Seas Excel с 29-мм бериллиевым куполом и неодимовой магнитной системой. Соответственно и граница верхнего диапазона по паспорту расширилась до 35 кГц.
Среднечастотники и низкочастотники внешне схожи, но разница есть. Здесь тоже Seas Excel, но кастомизированные под производителя модели с диффузорами из магниево-алюминиевого сплава, покрытого графеном. Пара среднечастотников с диффузорами 146 мм, пара 220-миллиметровых низкочастотников схожего вида.
Параметры кроссовера и большинство паспортных данных схожи с Sonata Signature, кроме границы ВЧ-диапазона. И в массе за счет других комплектующих акустика прибавила по килограмму на каждую колонку.
Компоненты в платах фильтров заменили. Производитель заявляет катушки Mundorf Hepta Strand и Mundorf MCoil BL на низкочастотной секции, конденсаторы MCap EvoSilverGoldOil, резисторы MResist Supreme. В целом неплохо, компоненты фильтров того же уровня, что и у недавно выпущенной флагманской акустики Penaudio Karelia.
Подключение к усилителю, традиционно для Penaudio, только при помощи одной пары клемм. Оформление НЧ-секции — фазоинверторное, порт выведен на заднюю стенку. Корпус акустики прикреплен к подиуму-подставке, которая при любой отделке кроме заказной покрывается черным лаком. Установка на шипы или опциональные ножки. Грили с магнитными креплениями в комплекте присутствуют. В целом все выглядит стройно, красиво. С дизайном у Penaudio обычно все или хорошо, или очень хорошо. Акустика крупная, ладно скроенная, но уже узнаваемая благодаря младшей предшественнице.
Возможные варианты отделки Penaudio Sonata Supreme — спил фанеры (передняя, верхняя и задняя панели) / береза, черный ясень, карельская береза, дуб, зебрано (боковые панели). Черный или белый рояльный лак, а теперь еще появилась опция изготовления под заказ в любом цвете по палитре RAL.
Прослушивание проходило в системе с полным усилением Plinius — с предусилителем Plinius RM-10 и усилителем мощности RA-150. У усилителя мощности есть штатное переключение между классами A и AB. Я послушал, посравнивал, тут все фирменно-узнаваемо для производителя, но большую часть теста я отслушивал в режиме AB: мне так показалось интереснее, хотя ряд жанров занимательнее звучал в классе А.
И при сравнении, и даже при первом включении становится понятно, что хорошее усиление и хорошая токовая отдача этой акустике и нравятся, и просто показаны. И также слышно, что с хорошим усилением связка чутко реагирует на источники, хорошо чувствуется разница между 16/44 и хайрезом, да и кабельную обвязку слышно отлично. Так что внимание при построении системы стоит уделить каждому нюансу. Впрочем, было бы удивительно, если бы оказалось иначе.
Для начала поставил диск Чета Бейкера. Звук интересен тем, что он одновременно и весьма детально-динамичный, и в то же время воздушно-обволакивающий, есть некое пластично-подвижное тело, не тяжеловесное, с похожим эффектом погружения вроде того, что я услышал у Penaudio Karelia.
Раньше у акустики Penaudio именно этого эффекта в такой степени выраженности я не встречал. Здесь же слышно несколько иной характер, в нем есть увлекательность при том, что нет отчетливой окраски. Звук чуть ближе к светлому, но в целом это совершенно не ощущается каким-то основополагающим признаком. Скорее характер ближе к нейтральному.
Подача детальная, быстрая, но не яркая и не резкая. Есть явная аккуратность, но с этой аккуратностью не скучно, она не мешает слушать, сосредоточившись на музыке, прослеживать отдельные партии, воспринимать все в целом. При очень приличной детальности она не ощущается и не воспринимается как аналитичность. Звук категорически не педантичен, хотя точен.
Сцена получается вполне органичной, сбалансированной по ширине и глубине. Разделение образов и планов неплохое, но не подчеркнутое. Скорее ближе к естественному звучанию техники, без попытки сыграть иллюзию присутствия или нарезать сцену на раздельные слои. И это хорошо, потому что нередко такие попытки оказываются скорее кривыми пародиями на реализм, а не им самим.
Второй диск — Satoko Fujii Quartet «Bacchus». Динамично, но в то же время смягченно, что этой несколько дерганой записи даже и на пользу. Хорошо слышна специфика самого релиза, но при этом не возникает острейшей тяги это анализировать. А вот следить за инструментальными партиями интересно и увлекательно.
Если попробовать охарактеризовать звук образно, то он как бы бархатный, с долей теплоты, фактурно-мягкий, но совершенно не медленный и не упрощенный в деталях: как раз и детальность, и динамика здесь высокие, но категорически не колючие (и это при бериллиевом-то твитере). Прослушивание получается информативным, но еще в большей степени комфортным. Бывает настроение, когда хочется именно такого сочетания. И здесь на сложных фортепианных партиях это ощущается — все слышно, но приглажена нервная экспрессия и воспринимается музыка вполне цельно и органично. Однако при этом нерв авангардного джаза и импровизации сохраняется, просто его не оказывается слишком много.
Потом поставил The Album Leaf «In A Safe Place». Очень трогательно-эмоциональное звучание с красивыми протяженными послезвучиями, с погружением в атмосферу. Хороший, правильный, но не раздутый бас. Вот тут можно было бы ожидать чего-то более фундаментального, но есть просто очень приличный контроль, без намека на подгуживание. На этом альбоме есть фрагменты, которые «заводят» по басу приличную часть акустики, и это звучит не очень приятно — но не в нашем случае. Впрочем, это уже и к теме усиления и требовательности и стыковки акустики с усилителем.
Далеко не самая высокая громкость тестового прослушивания в нашей связке оказалась при ручке громкости предусилителя на 11 часах. Да и по остальным признакам могу предположить, что тут можно даже удвоить усиление и перебором для акустики это не будет. «Скушать много тока» она способна легко и непринужденно. Пожалуй, даже старшая модель Penaudio Karelia к усилению менее требовательна. Но и эту связку совершенно не хочется критиковать. Номинально всего хватает, а звук получается очень атмосферным, каким-то умиротворяюще-уютным. При этом я совсем не слышу недостатка детальности, да и динамика вполне бодрая, если это присутствует в музыке.
А что получится, если поставить суровый black metal? Включил Anorexia Nervosa «The September E.P.». С одной стороны прослеживается прежний почерк, не пропала хорошая детальность и разборчивость, и даже этот жанр звучит вполне комфортно, если не уютно. При этом в звуке нет комичности, как если бы отыграть все то же самое с теплотой и мягкостью. Здесь же есть хорошая, уверенная читаемость партий, в том числе и вокальных.
Да и эмоции передаются достоверно, естественно, без ощущения синтетики или окраски — и при этом в неком своем стиле прочтения музыки, который можно отнести и на счет акустики, и на счет усиления. Смысловой посыл музыки не теряется, хотя это все не про «вдарить со всем ревом» — нет, несколько изящнее. Впрочем, когда тяжелые жанры играют люди с неплохим консерваторским образованием, там можно найти куда больше интересного, чем просто грубый рев.
Переходим к классической музыке. Alfred Schnittke «Peer Gynt». Хорошая атмосфера, объем, проработка тихих звуков и нюансов — и при всем этом нет ощущения смакования тихих звуков и послезвучий, вся иерархия выстраивается правильно, естественно. При высокой детальности она, эта детальность, не бросается на слушателя. Впрочем, динамика тоже очень тактична, но не вяла. Скорее присутствует естественная музыкальность.
Даже сложную музыку получается слушать естественно, без напряжения, без ощущения вымученности: тут надо отдать должное всей системе в целом, хотя тут, зная использовавшийся цифровой источник, я вижу очень большое поле для потенциальных улучшений — остальная система это позволит и раскроет. Из того, что в этой связке не очень понравилось — чуть большая, чем можно смягченность эмоций. Если уж ставишь такое произведение, то понимаешь, что слушаешь, и для меня оборачивание острых углов в вату кажется не совсем уместным. Впрочем, выражено это все не сильно, и это мое субъективное восприятие.
Напоследок послушал несколько фрагментов симфоний Прокофьева. Жизнерадостно, детально, с очень неплохой передачей эмоций самого произведения и конкретного исполнения. И при этом очень дружелюбно по отношению к слушателю. Пожалуй, на такой системе легко можно осваивать классическую музыку тем, кто к ней не очень считает себя готовым, и слушать даже сложное — подача естественная, ненатужная, драматизм присутствует, но скорее чуть-чуть сглажен, точно не подчеркнут и не форсирован. А приличные динамика и детальность, ровный характер и отсутствие колкости идут в целом на пользу.
Выводы
При высокой детальности и динамике акустика получилась очень тактичной, аккуратной. Перебора по мягкости нет или почти нет (просто я привык к более драматичной подаче), жанрово можно построить на ее основе совершенно универсальную систему — от acid jazz до классики можно слушать, и даже тяжелые жанры. Но всегда и везде присутствует некое чувство уважения личного пространства. И если уж строить систему — это надо учитывать и использовать в тех случаях, когда это уместно.
А в остальном — производитель явно взрослеет, акустика получается более цельная по характеру, оттачивается свой собственный стиль и собственный подход к звуку. Это очень хорошо.
Музыкальный материал:
Alfred Schnittke, Orchestra Of The Royal Opera, Stockholm, Eri Klas – Peer Gynt / BIS – BIS-CD-677/678 / CD Stereo
Anorexia Nervosa – The September E.P. / Listenable Records – POSH075 / CD Stereo
Chet Baker – Chet / Riverside Records – VICJ-2196 / CD Stereo
Satoko Fujii Quartet – Bacchus / Muzak, Inc. – MZCO-1136 / CD Stereo
Sergei Prokofiev – Symphonies / Мелодия – MEL CD 10 01797 / CD Stereo
The Album Leaf – In A Safe Place / Sub Pop – SPCD 640 / CD Stereo
2 690 000 руб.
Количество полос: 3
Количество динамиков: 5
Оформление НЧ секции: фазоинверторное
Твитер: SEAS c 29 мм бериллиевым куполом и неодимовым магнитом
СЧ-динамики: 2 х 146 мм на базе SEAS Excel с магниево-алюминиевым диффузором с графеновым покрытием
НЧ-динамики: 2 х 220 на базе SEAS Excel мм с диффузором из магниево-алюминиевого сплава
Частотный диапазон: 25 Гц – 35 кГц (± 3 дБ)
Чувствительность: 89 дБ (2,83 В/1 м)
Импеданс: 4 Ома
Частоты раздела кроссовера: 140 Гц, 4000 Гц
Размеры: (ШхВхГ) 240x1242x550 мм
Вес: 60 кг.