Они пишут прекрасные песни и всегда играют потрясающие соло, от которых душа рыдает. Их труд — кирпичик в стене успеха их групп, но лучи этой славы почти не греют. «Гитарист такого-то/таких-то» — вот и вся репутация! Они могли бы быть успешными сольными артистами… впрочем, некоторым это удается. Если не затмить своего работодателя-рок-звезду, то создать что-то достойное. Не так уж и мало!
Доминик Миллер (Dominic Miller)
Бессменный «гитарист Стинга» и автор музыки хита «Shape of My Heart» играл еще с чертовой уймой звезд первого ряда, включая Пола Саймона и The Chieftains. Поиграл даже на эпохальном «восьмидесятническом» поп-альбоме — «But Seriously» Фила Коллинза.
Миллер часто играет на акустике с нейлоновыми струнами, любит классику и тяготеет к инструментальной музыке. «У меня противный голос и со словами проблемы. Я могу только нотами что-то рассказывать», — сообщил Доминик Миллер автору этих строк много лет назад в email-интервью. Тогда выходил его сольный альбом «Third World» (2004) с авторским материалом. А всего за год до того вышел «Shapes» — обработки классики и прекрасный пример, как можно делать достойный кроссовер. Сейчас на ECM выходит «Silent Light» — чистая акустика, гитара и перкуссия, прописанные live. Казалось бы — «попсовый» Миллер и ECM — какая связь?
Глубокая духовная. Как я уже говорил, Миллер обожает классику и всякие умные вещи — вполне в духе немецкого лейбла. «Два альбома лейбла ECM сильно повлияли и продолжают влиять на меня. Это „Solo“ Эгберту Джисмонти и „Offramp“ Пэта Матини. Я сказал Манфреду Айхеру, что хотел бы сделать что-то среднее между ними… В момент просветления я понял, что для ECM важно сделать альбом чистый и ясный, а это — гитара соло».
Для «Silent Light» Миллер насочинял пьесы в разных стилях, от латино до кельтики, а также придумал обработку стинговской «Fields of Gold». Можно слушать. Из более старого — «Shapes», конечно.
Робби Макинтош (Robbie McIntosh)
Этого парня слышал любой, кто хоть как-то интересуется западной поп-рок-музыкой 80-х. Робби Макинтош играл и с Pretenders, и с Полом Маккартни. Маккартни вообще главный его работодатель в 80-90-е. Потом, говорят, выгнал, потому что якобы Робби развелся с женой. Какое экс-битлу дело? А вот поди ж ты… Макинтош тем не менее везде нарасхват: и с модным молодым Джоном Майером работал, и с Норой Джонс в тур ездил. А еще он сольные альбомы записывает.
Авторский материал его — очень приятные проникновенные песни, не хуже того же Марка Нопфлера. Взрослой аудитории нравился бы, если бы не… А что, собственно, «не»? Наверное, харизма и имидж: грузный дядька в рубашке — это даже не Марк Нопфлер. Но это не мы так решили, это шоу-бизнес так устроен. А сольного Робби Макинтоша послушать стоит. Например, альбом «Turn Up For The Books» (2013).
Стив Ротери (Steve Rothery)
Строго говоря, Стив Ротери и не рвется в звезды — он и так звезда в своей группе, а группа его называется Marillion. Точнее, его и его старых товарищей, с примкнувшим в 90-е Стивом Хогартом. Там Ротери пишет музыку, сочиняет всякие концепции, имеет право решающего голоса и так далее, но вне Marillion пускается во все тяжкие. Инструментал играет — сложный, навороченный.
Это в принципе музыка на любителя. К тому же Ротери не шоумен, не носится как угорелый, как Стив Вай и прочие… А музыка тем не менее красива и романтична. Слушаем альбом «The Ghosts Of Pripyat» (2014).
Сноуи Уайт (Snowy White)
Более всего известный как «гитарист Уотерса» Теренс Чарлз Уайт по прозвищу «Снежный» с кем только не играл. В его резюме — и Thin Lizzy и даже сами Pink Floyd!
У Уотерса, с коим «оттурил» не один десяток лет, Уайт поражает тем, что точно воспроизводит партии и Гилмора, и прочих гитаристов, работавших с Уотерсом (а среди последних между прочим бывал и не просыхавший в ту пору сам Эрик Клептон).
Уайт похож на любого гитариста хорошей классической рок-группы. При этом он, конечно, не только подражатель и уж точно не пародист. У него есть удивительный свой звук, нежно-плаксивый. А также мелодический дар. Посему из всей нашей подборки он ближе всех подошел к славе сольного артиста. И как-то даже вообще-то ее заполучил. Речь идет о сингле «Bird of Paradise» из дебютного альбома Сноуи «White Flames», который гитарист выпустил аж в 1983-м году. «Райские птички» взлетели на 6-е место в хит-параде синглов Великобритании и продержались там 11 недель. Хорошая песня и гвоздь программы сольных выступлений Сноуи.
Больше он хитов не писал, но дело даже не в этом. Что реально не так — это голос. Не звездный вокал, и, вопреки проскакивающим иногда интонациям Криса Ри, долго слушать его просто устаешь. Альбомы если их воспринимать целиком — хорошие, цельные, крепкие. Мягкий бритиш-блюз. Но сами песни опять-таки довольно стандартные. Между квадратными куплетами-припевами ждешь взрывного соло «как у Уотерса».
Чего еще послушать? «Snowy White and Friends. After Paradise» (2012), «Released» (2016).
Стивен «Литл Стиви» Ван Зандт (Steven Van Zandt)
Вообще-то этот парень известен не только как «гитарист Брюса Спрингстина». Вертлявый клоун Стивен Ван Зандт помимо длительной побочной сольной карьеры еще и киноактер (см. «Клан Сопрано» и «Лиллехаммер»).
Еще один гитарист/певец/автор с инфоповодом — новым сольным альбомом. 19 мая Стивен выпускает первый за 18 лет сольный альбом «Soulfire». Предыдущий его сольник «Born Again Savage» вышел аж в 1999-м году, до того он записывал разный блюз-рок и глэм даже. Еще в 1981-м году EMI подписали с ними контракт, решив раскручивать как отдельную от спринстиновской E-Street Band звезду — лидера собственной команды Little Steven and the Disciples of Soul, которая выпустила успешный альбом.
С тех пор сольная карьера Ван Зандта идет параллельно Боссу. А еще он активно участвует во всяких музыкально политических акциях. И даже написал песню про бывшего президента Польши Леха Валенсу. В настоящее время Ван Зандт занимается ремастерингом своего бэк-каталога, а в новый альбом, по его словам, войдет переигранный старый материал (см. видео).
Мик Тейлор (Mick Taylor)
Рискну, предвидя too much в комментах, заявить: лучший «роллинг» — это Мик. Мик Тейлор, у которого было все, чтобы стать звездой покруче Эрика Клэптона или хотя бы Джеффа Бека. Ранняя слава и профпризнание — участие в Bluesbreakers Джона Мейолла. А после — вообще место соло-гитариста в Rolling Stones на пике славы группы. После «роллингов», которых он оставил по никому не ведомой причине, Тейлора бросало в разные проекты — от юного Майка Олдфилда и некой супергруппы с Джеком Брюсом и джазовой пианисткой Карлой Блей («жалкий героиновый фестиваль», по словам продюсера Энди Джонса) до Ten Years After, Боба Дилана, Кита Ричардса (первый сольный альбом «Talk is Cheap») и даже Бориса Борисовича Гребенщикова.
Он придумал потрясающие соло для многих песен, в том числе для щемящей цыганочки «Time Waits for Nobody». Но его имя-фамилия стоят в выходных данных только одной песни роллингов — «Ventilator Blues». В остальные «кредиты» его Ричардс и Джаггер не ставили, хотя его соло Тейлора — важная часть структуры песни, чтобы не сказать — главная приманка. Видимо, это одна из причин, по которой он покинул группу. Но ничто не объясняет, почему не пошла его сольная карьера — просто стечение обстоятельств: классический рок уже сдавал позиции, и даже супергруппы ветеранов тогда особенно не «катили», а чего-то псевдопансковского он изобретать то ли не мог, то ли не хотел. В 1989-м году роллинги, понимая заслуги бывшего коллеги, пригласили его присутствовать на церемонии введения группы Rolling Stones в Зал славы рок-н-ролла.
Но ничто не мешает нам слушать сольного Мика Тейлора – вызывающе непопсового, самоуглубленного и крайне изысканного. Британский блюз vsop! Студийных сольников у него всего два: «Mick Taylor» (1979) и «A Stone's Throw» (1998). Берем оба!