Поздравляем, с некоторых пор наши любимые «24 бит» подросли на треть. Ожидать ли роста надоев и шерсти или это очередные маркетинговые тарахтелки? Рассмотрим 32 бита прямо в студии звукозаписи.

Коммерческих фонограмм, изданных «в 32-битовом исчислении», пока нет. Все хорошо расслышали? Не-ту.

Зато ЦАПов с 32-битовой разрядностью на всех углах — оптом, и в розницу, и на разлив. Например, ESS Sabre ES9018, Texas Instruments PCM1795 или Asahi Kasei AK4399. Все эти комплектующие успешно обкатаны в современных и уже не очень моделях для домашнего аудио. При этом, опять же, если мы заглянем на студию, то самые дорогие аналого-цифровые преобразователи по-прежнему будут иметь предел лишь до 24 бит/192 кГц. Но все-таки 32-битовое исчисление — полезная штука. Не знаем, как там в ЦАПе, а вот на этапе подготовки фонограммы частенько используется обработка данных с 32-битовой точностью. А иногда даже и 64. Как это работает? Начнем с финала.

Допустим, вы типичный издатель, чтоб, не дай бог, какой аудиофильский лейбл с занудным репертуаром. Обычная студия, которая готовит мастер к выпуску. Стандартный круг будущих носителей — CD, MP3 для веб-сервисов и винил. Как правило, для всех этих нужд хватает одного-единственного цифрового мастера в 24 бит/44 кГц. Де-факто на сегодня это финальный студийный продукт, которым оперируют в подавляющем большинстве случаев. Все, что выше, оговаривается по специальным заказам и встречается гораздо реже. Вам кажется 24/44 маловато? Да, частотка как у компакт-диска, но все-таки 24 бит дают более гладкое представление аудиоданных. По сравнению с CD такой файл звучит ну... не как небо и земля, но определенно плотнее, четче, с лучшей фокусировкой. Кстати, на ресурсах вроде HD Tracks или Qobuz вот именно такие 24/44 и предлагаются к продаже. Чтобы получить хороший результат на финальном мастере 24/44, инженерам звукозаписи имеет смысл позаботиться о некотором запасе.

«32 bit float» — т.е. 32 бит с плавающей точкой — вот как это называется в интерфейсе программных аудиоредакторов. АЦП может цифровать аналоговый сигнал максимально в 24 бит/192 кГц, но обычно звук записывают хоть и в 24 бит, но с более низкой частотой дискретизации, например 48 кГц. При этом каждому блоку данных аудиоредактор присваивает дополнительно 8 разрядов. По факту это не «настоящее», а виртуальное 32-битовое представление сигнала, они пока остаются пустыми. Зато потом на стадии микширования или редактирования эта «восьмерка пик» сможет пригодиться, пускай и не вся колода.

Например, вы сложили несколько дорожек. Или слишком бодро компрессировали амплитуду, чтобы разогнать громкость, и получили перехлест уровня выше 0 дБ. Для цифрового сигнала упереться в 0 дБ — это необратимый клиппинг, искажения, которые не отмотать назад. Так и было бы, если бы вы ворочали микс в родной 24-битовой среде. Вот здесь и приходят на помощь дополнительные 8 разрядов от звукового софта. Они дают необходимый «headroom», т.е. запас динамики, с помощью которого можно исправить ошибку — поправить уровень, более тщательно наложить эффект и т.п. Далее в самом конце все понижается в 24-битовый микс, а потом и в 16-битовый — для компакт-дисков и iTunes.

А как же наши двухпудовые ЦАПы, зачем же все это надо? «Опять обман?» — воскликнет читатель. «А что вам, собственно, — ответит редакция, — жалко, что ли?» За восемь лишних бит сверху денег не берут. А если когда и берут, то из-за колебаний валютного курса. Сладчайших вам прейскурантов и крепкой скидки в аудиосалонах!