Было бы ошибкой причислять к электрогитарному Олимпу одних лишь музыкантов... В 2009 году вышел фильм Дэвиса Гуггенхайма «Приготовьтесь, будет громко» (It Might Get Loud). В нем трое выдающихся гитаристов — Джимми Пейдж, Эдж и Джек Уайт — многое рассказывают о гитарном звуке. И если вдруг вам трудно осилить много букв — бросайте чтение настоящего опуса, равно как предыдущих и последующих. Посмотрите это кино. Там есть почти все, что стоит знать об электрогитаре. Мы тут пока просто выясняем, откуда это все появилось...
Четыре великих инструмента особняком живут в сознании многих гитаристов и тех, кто более-менее знаком с таким явлением, как электрогитара. Четыре великих инструмента двух знаковых брендов. О трех уже шла речь: это Fender Telecaster, Fender Stratocaster и Gibson Les Paul. Пора обозначить четвертый.
И это Gibson SG. Модель появилась после Les Paul. Инструмент стал любимым для многих столпов рок-н-ролла. Белый SG был у Хендрикса. Максимума в прославлении SG достиг, пожалуй, гитарист AC/DC Ангус Янг. После его игры, почитай, и добавить нечего (пока что). Кстати, он любовно сравнил SG с раздавленным тараканом — и в этом однозначно что-то есть!
Я же расскажу о том, чем впечатлял SG. Каждый, кто пробовал играть на гитаре, используя усилитель, знает, что даже с применением овердрайва и других эффектов любая ошибка в звукоизвлечении часто выпячивается до безобразия. Задел соседнюю струну, не точно попал в позицию — «лажу» слышно громче всей остальной музыки.
Но когда мне ко мне в руки попал обычный SG в сочетании с возможностью добавить эффектов, я вдруг осознал, что на нем можно играть почти как угодно. Результат — плотный, мощный гитарный саунд. Вещь. Именно такие вещи и нужны были для рок-музыки, которая нарождалась с начала 60-х XX века. Как ты играешь, стало менее важно. Существенней стало то, каким звуком ты играешь. Инструмент и гитарный комбик, либо «голова», слились в одно целое.
История прогресса в любой области для подобных случаев одинакова. Она безошибочно выдвигает на авансцену нужного человека. Им стал Джим Маршалл (Jim Marshall, 1923–2012). К моменту описываемых событий (середина 60-х), это — тертый жизнью сорокалетний мужик. Позади — страшная болезненность в детстве, рыбный магазин и закусочная отца, работа на свалке металлолома, на стройке, пекарем, варщиком на кондитерской фабрике, продавцом в обувном магазине и даже резчиком на консервном заводе, где он однажды отхватил себе пол-пальца.
И параллельно — игра на барабанах, начавшаяся еще во время войны (в армию его не взяли по здоровью). Он тогда и петь пытался. Под конец переквалифицировался в электрика, дающего по вечерам уроки игры на ударных. Затем неожиданно стал владельцем музыкального магазина Ханвелл (Hanwell) на Аксбридж Роад (Uxbridge Road), в Западном Лондоне.
В воспоминаниях современников это заведение фигурирует, скорее, не как торговая точка, а как клуб и место встреч рок-музыкантов. А встретиться было с кем. В разговорах со своими клиентами, игравшими на гитаре — а среди них оказались такие уважаемые впоследствии люди, как Ричи Блекмор (Ritchie Blackmore) из Deep Purple и Пит Тауншенд (Pete Townshend) из The Who (и не только они!) — Маршалл приходит к отличной идее. Он затевает бизнес по выпуску гитарных аппаратов. Здесь пригодился весь его жизненный опыт и то, что он узнал из общения с этими неформальными парнями, которым он, кстати, годился едва ли не в отцы.
Справедливости ради, следует отметить, что прототипом первого 50-Вт маршалловского гитарного усилителя, созданного где-то в 1962 году, стало изделие фирмы Фендер (Fender) — «голова» Bassman 5F6A. Как бы то ни было, но звук получившегося изделия, по свидетельствам современников, радикально отличался от прототипа. И очень понравился музыкантам.
В 1964 году Маршалл открыл в Хэйесе первую полноценную фабрику площадью целых 550 квадратных метров, где 16 рабочих делали по 20 усилителей в неделю. И к концу 60-х на усилителях Marshall уже играли Джими Хендрикс, Ричи Блэкмор и Пит Тауншенд.
Уже начале 70-х в профильной прессе имя Джима Маршалла характеризуется так: «Главное имя в мире усилителей сегодня. Как основатель и управляющий директор компании, он постоянно учитывал все более сложную роль звукоусиления и строгие требования, предъявляемые к сегодняшней музыкальной сцене. Путем исчерпывающих исследований, строгого контроля качества и тесной работы с командой он представил музыкантам олицетворение высоких параметров, качества и надежности. Имя, второго подобного которому в мире нет».
Deep Purple — Highway Star. Записана в 1971. Во второй половине композиции — гитарное соло, ставшее классикой и невозможное в этом варианте без использования технологий.
К концу 70-х компания производила самое разнообразное концертное и студийное оборудование — вплоть до порталов и микшерных пультов. В 1984 году Marshall Amplification была награждена Королевской Наградой за экспорт. В ноябре 1985 года Маршалл получил приглашение оставить отпечатки своих ладоней в Зале Славы Рок-н-ролла в Голливуде.
Маршалл создал не просто бренд, под которым изготавливается гитарная усилительная аппаратура. Работая на стыке схемотехники, акустики, звукорежиссуры и создания музыкальных инструментов, он создал идеологию.
Прежде всего, подход к архитектуре гитарного усилителя и акустики по Маршаллу совершенно отличается от подхода к общему звукоусилению — как профессиональному, так и любительскому. Гитарный аппарат — от усилителя до акустики — является продолжением инструмента, обладая, как и он, широко настраиваемым и в то же время индивидуальным звуком.
У гитарного аппарата свой диапазон рабочих частот. А значит — общая добротность системы должна коренным образом отличаться от добротности более широкополосных компонентов. Условия использования оборудования — часто экстремальные. Поэтому оно должно выдерживать многое.
Акустическая схема, ставшая классической для полноразмерных гитарных кабинетов, — как у Marshall Amplification, так и у многих других — вариант «четверки резвых». Эта компоновка, радикально повышающая отдачу. Первый такой кабинет Маршалл создал уже в 1962 году — 4 х 12. Четыре одинаковых широкополосных динамика располагаются в вершинах квадрата на передней стенке полузакрытого акустического оформления. Легкие картонные диффузоры. В классическом варианте применяется радиоткань.
Отдельный блок усилителя ставили, как правило, на верхней плоскости кабинета. При этом из однотипных изделий очень легко построить «стенку» — пожалуй, одну хрестоматийных и самых впечатляющих конфигураций концертного звукового оборудования.
Выше вы видите фото Wall of Sound Grateful Dead — «стены звука», которую «Благодарные покойники» ставили на своих концертах. Суммарно больше 26 кВт. Судя по всему, слушатели не оглохли лишь по той причине, что значительная часть этого звука расходовалась не слишком эффективно. Даже не верится, что десятилетием раньше Beatles хватало всего одного процента этой мощности.
Часть 1: История гитарного звука. Овердрайв.
Часть 2: История гитарного звука. Поиски инструмента
Часть 3: История гитарного звука. Рок