Режиссер Гай Ричи лишний раз в представлении не нуждается: все знают канонические «Карты, деньги, два ствола» и «Большой куш», ну а его «Шерлок Холмс», возможно, наиболее оригинальная экранизация из всех существующих. «Меч Короля Артура» (King Arthur: Legend of the Sword) многие, а особенно поклонники Гая Ричи, ждали с нетерпением. Самая знаменитая английская легенда, пересказанная самым известным британским режиссером. Звучит заманчиво. А учитывая броский авторский стиль Ричи, актерский состав проекта и бюджет в 175 млн долларов (по признанию одного из членов съемочной группы, они хотели сделать нечто вроде «Властелина Колец» по-британски), кино как минимум должно было стать событием года.
Сюжет
«Меч короля Артура» — один из нескольких запланированных фильмов об Артуре, повествующий о его детстве, отрочестве и периоде восхождения на престол. Артур — босяк, выросший в борделе и не догадывающийся о своем происхождении. Лишь эпизоды полуночных беспокойных снов намекают герою о его драматичном прошлом. Зритель же узнает предысторию гораздо раньше.
Истинному королю предстоит схватка с родным дядей, кельтским королем Британии, вероломным и властолюбивым Вортигерном. Вот, собственно, и все. Не думаю, что отечественному зрителю настолько хорошо известна история Англии и ее легенды, поэтому множественные ляпы и несоответствия едва ли вызовут серьезные противоречия. Тем более они с лихвой будут компенсированы фирменным юмором, слоу-мо, клиповым монтажом и прочими, легко узнаваемыми отсылками к прошлым работам Ричи.
Актерский состав
В главных ролях — Джуд Лоу и Чарли Ханнэм. И если Джуд Лоу нам хорошо известен, относительно молодой Ханнэм («Близкие друзья», «Хулиганы Зеленой улицы», «Тихоокеанский рубеж») — персона не настолько изученная нашим зрителем. Говорят, король Артур был дохловат, а здесь и мощь, и этот торс, и эта тщательно проработанная в зале мускулатура. Большинство появлений Ханнэма на экране лично у меня вызывало путанные ассоциации с Робин Гудом на стероидах. В современных востребованных актерах почти всегда присутствуют следы поколения кинозвезд первого эшелона. Здесь мы видим ускользающую миловидность Брэда Питта, плюс лепка типажа Тома Харди. Но нет главного — харизмы. А король без харизмы не король. В общем, нормальный такой положительный герой, в образе которого не за что зацепиться (разве что за его бороду, хотя и она как-то неубедительна). С таким же успехом на эту роль можно было пригласить Ченнинга Тейтума или не прошедшего кастинг Джая Кортни, и это мало что изменило бы.
Лоу смотрелся органичнее: сказывается разнообразный опыт. Как-то одно время к нему прилипло это пошлое амплуа героя-любовника. За смазливой физиономией оказался все-таки артист, так что Лоу пришлись по зубам и роль печального рогоносца из русской классики, и кардинала с приветом. Ну и вот теперь — абсолютного зла. Он, кстати (не могу точно сказать, задумка ли это режиссера со сценаристами или личная заслуга Лоу), играет своего персонажа с нервом по мере сил. То есть в начале фильма может сложиться впечатление, что перед нами — достойный брат, любящий муж и отец. Соответственно, зло постепенно захватывает Вортигерна, преодолевая сомнения, подавляя все человеческое и достигая своего апогея в финальной схватке с племянником.
Эрик Бана (отец Артура) напомнил Гектора из «Трои». Роли благородных брюнетов, однообразных принцев и королей, трагически погибающих ближе к середине (а тут вообще в самом начале), бесспорно, ему к лицу.
Нельзя не отметить пару артистов, перекочевавших в проект, кажется, прямо со съемочной площадки «Игр престолов» (причем даже не успев переодеться). Это Эйдан Гиллен, и Майкл МакЭлхаттон.
И Дэвид Бекхэм собственной персоной в ключевом эпизоде. Критики уже катком проехались и по его искусственным шрамам, и по актерскому мастерству, сойдясь во мнении, что легенде «Манчестера» стоило бы сыграть камень, в который вонзили меч. Впрочем, есть большая вероятность, что все мы увидим Бекхэма на широком экране еще не раз. Возможно, даже вместе с сыном, а то и сразу с двумя.
Много шума и ничего
При всех, казалось бы, правильных составляющих, включая легенду, — красивую, пусть и чрезмерно адаптированную Ричи для современного зрителя (геймера, рассеянного едока попкорна?), актерский состав, визуальные эффекты и узнаваемый стиль, «Меч» не воспринимается оригинальной заявкой. Отдаленно напоминающий «Властелина Колец», вдохновленный «Игрой престолов», он явно уступает первому по масштабности и атмосферности, являясь, да и то лишь отдельными эпизодами, бледным подобием второго.
Кажется, заштампованность в современном кинематографе — это норма. При том, что фильм сохраняет все фирменные приемы Ричи, он вторичен и как назло пафосен. На протяжении сеанса ловишь себя на мысли о просмотре удаленных сцен, не вошедших в основную версию то ли «Робин Гуда», то ли «300 спартанцев».
Не стану лишний раз занудствовать о китайцах, африканцах и прочих несоответствиях, понимая, что дело совсем не в них. Но они, как, впрочем, слоны и змеи размером с Годзиллу, добавляют неловкости этому будто на скорую руку скроенному и довольно утомительному зрелищу. С целевой аудиторией примерно понятно. Все будет ок, если не помнить (или забыть) первоисточники, в том числе и ранние фильмы Гая Ричи. Нормально будет на выходных на последнем этаже мегамолла. Ну а у самых преданных поклонников Ричи и фанаток Чарлика Ханнэма выбора нет. Иди и смотри!