Доброго времени суток! Данная заметка посвящена простому, но чрезвычайно эффективному способу выставления одинаковых расстояний для каналов.

Ни для кого не секрет, что правильная расстановка АС обязательна в любом помещении, вне зависимости от его "подготовленности". Несмотря на то, что угол между слушателем и АС не обязан идеально соответствовать 60° (некоторые системы, в т.ч. коаксиальные, предназначены для установки с небольшим отворотом от слушателя), расстояние между АС и слушателем должно совпадать для каналов.

В чём проблема?

Чем же чревато несовпадение расстояний между каналами и слушателем? Если просто - появлением "несимметричности" в задержках. Так как в любом случае мы имеем некую задержку (звуку необходимо время чтобы достичь уха), она будет меняться в зависимости от расстояния до источника. Разницы задержки между каналами в 0.02 мс уже достаточно чтобы вы услышали изменения (особенно в "ближнем поле"). Эти изменения включают в себя нарушения позиционирования мнимых источников (которые "рисуются" нашим мозгом), появляющуюся асимметрию стереокартины и прочее. Это происходит исключительно в нашей голове, т.к. связано со способом определения положения источника, однако, психоакустика процесса в данный момент нас не интересует.

Сейчас я вам покажу фазовый способ (по крайней мере, я его так называю), который позволяет с большой точностью выставить равные расстояния не прибегая к замерам реальных...

Как это работает?

Из школьного курса математики мы знаем, что такое фаза у синусоиды и что происходит при их сложении. На всякий случай напомню: при разности фаз в 180° мы получим полное вычитание (т.е. 0), при их полном совпадении (т.е. нулевой разности) - сложение. На этом принципе и построен данный метод. Вы можете сами потыкать график после сложения синусоид, который я сделал в десмосе (ссылка продублирована в источниках).

Наглядная иллюстрация сложения синусоид с разными фазовыми отношениями

Мы берём и воспроизводим одинаковый сигнал через оба канала, а затем смотрим на его амплитуду. Чем выше амплитуда - тем меньше разность задержек (расстояний). Проблема в том, что делать это на одной частоте крайне неудобно (и даже невозможно), поэтому используется сигнал, содержащий в себе сразу все частоты - шум. Я использую белый шум, т.к. отношение сигнал/шум на ВЧ у него будет выше чем у розового, поэтому можно использовать на меньшей громкости.

Думаю вы уже поняли куда это идёт 😏. Дело в том, что при разнице фаз у любого широкополосного сигнала мы получим гребенчатую фильтрацию (она же comb filtering), которую прекрасно видно при помощи любого анализатора!

Я накидал в рипере хорошую визуализацию, но тут нельзя напрямую подцепить гифку, поэтому придётся вставить картинку из интернета(

Эффект гребенчатой фильтрации для частоты fc

Как можно видеть, при сложении, на анализаторе видна характерная гребёнка, при том, чем больше несовпадение фазы - тем "глубже" (ниже по частоте) она заходит. Кстати, послушать примеры звуков с гребенчатой фильтрацией и без, можно на сайте iZotope.

Что нужно?

- Анализатор спектра по вкусу (REW, ARTA и т.п.)

- Любой моно микрофон (хоть в телефоне, главное чтобы не было сильного завала на ВЧ)

- Любой моно источник (ПК, CD/DVD плеер, телефон и т.п.)

Что делаем?

1. Минимально настраиваем анализатор так, чтобы был быстрый отклик (разрешение нас особо не волнует), включаем сглаживание (лучше 1/12 или меньше) чтобы было легче видеть нужный нам эффект

2. !Скручиваем громкость!

3. Запускаем генератор

4. Устанавливаем/подносим микрофон в точку прослушивания

5. Наблюдаем картину на анализаторе и двигаем АС соответствующим образом

Покажу на своём примере:

"До"

На скрине отчётливо видна гребенчатая фильтрация, что означает, что между каналами есть задержка.

После небольшого сдвига левого канала получил такую картину:

"После"

Как видите, теперь всё чисто. То, как теперь выглядит кривая зависит только от моих настроек эквализации...

Такой способ позволяет без сложных измерений добиться симметрии задержек, улучшая точность пространственного восприятия. В отличие от рулетки, которая может провиснуть и которой можно "промахнуться" в точку прослушивания, микрофон можно практически идеально поставить на "своё место".

Для малых расстояний подобный метод будет иметь даже бОльшую точность чем традиционный + такая настройка производится гораздо быстрее.

https://www.desmos.com/calculator/5r57tpndob - интерактивный график сложения/вычитания синусоид, параметр "с "отвечает за сдвиг

https://www.izotope.com/en/learn/what-is-comb-filtering.html - статья про гребенчатую фильтрацию с примерами

https://fastpic.org/view/124/2025/0216/_e43a4d09686a2db5633b7b65ed23c4b5.gif.html - гифка моей "симуляции" из Reaper