Компакт-диск остается популярным носителем аудиоданных, пусть многие аудиофилы и считают формат 16 бит/44,1 кГц позавчерашним днем Hi-Fi-индустрии, предпочитая слушать HiRes с компьютера или сервера. Поэтому неотъемлемая часть стереосистемы — медиаплеер, который вполне может быть оснащен CD-плеером. Этот вариант кажется мне предпочтительным (проигрыватель «компактов» — устройство цифровое изначально, поэтому расширение его функционала не должно пагубно отражаться на характеристиках, чего не скажешь о многих усилителях, спешно обретших ЦАП). Именно с такими мыслями я и приступил к тестированию новых компонентов линейки Evolution британской фирмы Creek Audio.
Без прошлого нет будущего
Посетители Stereo.ru, как мне кажется, знакомы с брендом Creek Audio (назван по фамилии основателя Майкла Крика) не очень хорошо, поэтому стоит сказать несколько слов о его истории. Более тридцати лет фирма является неотъемлемой частью британской Hi-Fi-индустрии. За это время она ни разу не отклонилась от изначально выбранного курса на создание электронных компонентов, которые отличает высококачественное звучание, солидная конструкция и разумная цена.
Первенец Creek Audio, 30-ваттный усилитель CAS4040, появился на рынке Великобритании в 1982 г. Эксперты отнеслись к нему неоднозначно: расхваливая его за качество звучания, они не могли поверить, что еще неоперившаяся компания способна бросить вызов маститым производителям. Эксперты просто не знали, что Майкл Крик был опытным инженером: с 1970 г. он работал в компании своего отца, производившей недорогие катушечные и кассетные магнитофоны, вертушки винила и радиоприемники.
По-видимому, это и стало причиной быстрого успеха Creek Audio — к 1985 г. англичане покупали до 1200 штук CAS4040 в месяц. В 1988 г. началась трехлетняя совместная работа с акустической фирмой Mordaunt Short, в результате которой появились несколько принципиально новых изделий: громкоговоритель (Creek CLS-20), CD-проигрыватель (CD60) и ЦАП (DAC60).
В середине 1990-х американский дистрибьютор заказал Creek Audio компактный усилитель для работы с LP-проигрывателем. В ответ на это компания пополнила свой арсенал целым семейством миниатюрных компонентов: Phono-корректорами, усилителями для наушников, предусилителями с пультом ДУ и даже 24-битным ЦАПом.
Наступление нового тысячелетия фирма отметила выпуском полных усилителей 5250 и 5250SE. Годом позже появился CD-проигрыватель CD53, а в 2002 г. на выставке СЕS представили полный усилитель 5350SE. Наконец, два года спустя, в каталоге фирмы появились аппараты флагманской линейки Destiny — самого амбициозного проекта в истории Creek Audio. Между тем Майкл Крик не забывал о том, с чего начиналась его детище — о высококлассной аппаратуре для небогатых потребителей. Для этого под руководством английских инженеров и специалистов по контролю качества было создано отделение фирмы в Китае. Здесь и производятся компоненты линейки Evolution.
Встречаем по одежке
Специалисты Creek Audio убеждены в том, что передняя панель любого устройства должна быть простой и функциональной, и одного взгляда на подопечных достаточно, чтобы понять — это не пустые слова. Вместе усилитель и проигрыватель смотрятся органично, т.к. выполнены в едином дизайнерском ключе. И дело не только в том, что они имеют одинаковые габариты: при установке их в стойку с аппаратурой единственный декоративный элемент — вертикальная канавка, проходящая приблизительно по золотому сечению корпусов — окажется как бы связующим звеном, визуально их объединяющим. Вместе с тем для каждого компонента она является, наоборот, границей, отделяющей зону основного управления от кнопки включения (проигрыватель), а также от гнезда 6,3-мм разъема для наушников (усилитель).
![](http://img.stereo.ru/savvov/861b6c7d73ee4532ccc19da41ef42379.jpg)
Центральное место на фасаде обоих устройств занимает OLED-дисплей, яркость свечения которого можно изменять. На нем индицируются все необходимые параметры — от уровня громкости до наименования входа, а у проигрывателя еще и временные показатели воспроизводимого трека или диска. Рядом находятся органы управления, группировка которых показалась мне очень удобной. В частности, у плеера слева от дисплея расположены кнопки, отвечающие за выбор режима воспроизведения, а справа — за переключение входов, доступ к меню и режим повтора трека или всего диска/папки. Кнопка Eject размещается непосредственно под щелевым механизмом загрузки диска, что исключает ее ошибочное нажатие.
Тайное становится явным
Фасад усилителя отличается наличием двух поворотно-нажимных переключателей. Посредством левого выбираются входы, а правый — многофункциональный. В обычном режиме он регулирует громкость, а по нажатию кнопки TONE или BAL — меняет тембры или баланс соответственно. Впрочем, левая рукоятка тоже имеет скрытые функции: нажмите кнопку MENU, и поворот этой рукоятки позволит изменить режим работы и яркость дисплея, а также переключиться на «телефонный» выход.
![](http://img.stereo.ru/savvov/2e631d5a35ad85dadc904a1535887b7f.jpg)
На задней панели плеера, помимо классических несимметричного и балансного выходов аналогового стерео, а также цифровых выходов (оптика и коаксиал), предусмотрено по паре коаксиальных и оптических входов цифрового аудио (воспринимается РСМ-сигнал размерностью до 24 бит/192 кГц). Линейный выход можно сделать регулируемым, чтобы использовать Evolution 50CD в качестве полноценного мультимедийного центра совместно с усилителем мощности, настраивая громкость с пульта ДУ проигрывателя. Еще одна полезная функция, выбираемая с ПДУ плеера, — возможность изменить алгоритм фильтрации цифрового сигнала (предусмотрено пять разновидностей).
![](http://img.stereo.ru/savvov/45961a11dbb1c7665c35932d4affe37e.jpg)
Разумеется, не забыт и порт USB. В моделях 2016 года он научился принимать до 24 бит/192 кГц. Для Windows-компьютера предварительно нужно установить ASIO-драйвер (есть на странице продукта), а Mac будут работать сразу. Также в наличии 3,5-мм вход/выход фирменной шины управления, позволяющей управлять системой из нескольких компонентов Creek Audio с одного пульта ДУ (к входу можно подключить и внешний ИК-приемник, если вы намереваетесь установить компонент в закрытую стойку).
![](http://img.stereo.ru/savvov/e4f5c7532d1cc41b4c4f5d0f40cc6591.jpg)
Аналогичные гнезда есть и на тыловой панели усилителя. Рядом с ними расположены аналоговые входы, балансный и несимметричный, выход с предусилителя и еще четыре несимметричных входа. О двух стоит рассказать подробнее. На вход Line 1 можно установить опционную плату Phono-корректора (в арсенале Creek имеются варианты как для ММ-, так и для МС-картриджа). Вход Line 3 без проблем переводится в режим AV Direct — внешний сигнал, минуя регулятор громкости, подается непосредственно на усилитель мощности.
Такая конфигурация позволяет вписать Evolution 50A в многоканальную систему домашнего кинотеатра (данный усилитель озвучивает фронтальную стереопару, а за регулирование громкости отвечает AV-процессор) или заставить пару Evolution 50A работать совместно на громкоговорители, подключенные по схеме bi-amping. Пятый вход можно заменить многофункциональной платой Ruby DAC: на ней расположен FM-тюнер, Bluetooth-модуль, а также USB-порт и по два коаксиальных и оптических входа «цифры». Хороший вариант для того, кто решил распрощаться с компакт-диском — ему EVO50cd и вовсе не понадобится.
Скрытые таланты
В проигрывателе за цифро-аналоговое преобразование отвечают две микросхемы Wolfson WM8742 топ-класса, работающие в двойном дифференциальном режиме для эффективного снижения искажений и помех. Сигналы с компакт-диска читаются по синхроимпульсам с тактового генератора, который, чтобы минимизировать джиттер, находится в непосредственной близости от ЦАПа.
Источник питания — линейный; мощный (25 Вт) тороидальный трансформатор имеет три обмотки для раздельного питания цифровых и аналоговых цепей, а также выполненного на заказ CD-транспорта. Накопительные конденсаторы с низким импедансом и множество узлов, точно поддерживающих необходимые уровни питающего напряжения, оптимизируют работу источника. Для развязки аналоговых и цифровых цепей используются высококлассные конденсаторы с органическим полимером, а в выходных фильтрах — полипропиленовые конденсаторы WIMA.
![](http://img.stereo.ru/savvov/59c165937aa36b9f88cfdf0005143a0f.jpg)
В блоке питания усилителя стоит 200-ваттный тороидальный трансформатор с отдельными обмотками для цепей, потребляющих большие и малые токи, а также для узлов управления и индикации. Выходным фильтрующим элементом служат несколько соединенных параллельно конденсаторов с низким импедансом. По заявлению разработчиков, это позволяет компактному усилителю выдавать сигнал, достаточный для раскачки мощной акустики. Так ли это на самом деле?
Звучание системы
Заявленная мощность усилителя составляет 55/85 Вт (8/4 Ом при довольно значительном КНИ (1%)), поэтому наилучшим образом он «срастется» или с напольниками чувствительностью выше 85 дБ/м, или с полочными АС. Сама фирма рекомендует напольные колонки Epos K2 или полочники K1, а если нужно больше баса, то Epos K3 и усилитель EVO 100A. На тестировании стояла акустика Epos K2.
Впечатления от прослушивания остались по большей части приятные. Локализацию в наиболее критическом среднечастотном диапазоне иначе как превосходной не назовешь. Один из самых сложных для передачи, а потому наиболее часто употребляемых при тестировании треков, — композиция «My Heart and I» Шарлотты Рэмплинг. Целиком состоящая из придыханий и пришепетываний, она воспроизводилась настолько естественно, что, казалось, протяни руку — и сможешь отстранить певицу от микрофона, который она подносит к самым губам. На высоких частотах не ощущалось недостатка воздуха.
![](http://img.stereo.ru/savvov/1dd0dd82ffc110710e7b0c5be4bbd6a4.jpg)
Определенные проблемы возникали только при отработке композиций, перенасыщенных низкими частотами, например композиций Пола Маккартни из его раннего альбома «Red Rose Speedway». Поскольку укротить частоты в диапазоне 80-120 Гц удавалось не всегда, партии бас-гитары несколько «выпячивались». Впрочем, это неотъемлемая черта всех недорогих малогабаритных усилителей, и на их фоне Evolution 50a, благодаря упомянутым достоинствам (локализации в частности), звучит очень даже выигрышно. А если вы хотите получить более серьезную отдачу по басу, лучше посмотрите в сторону старшего усилителя EVO100 A и колонок под стать ему.
![](http://img.stereo.ru/savvov/a2914d7da755fb668274c176099cf499.jpg)
Что касается проигрывателя, то к нему нет ни малейших претензий — файлы любой размерности он воспроизводит практически безукоризненно. И еще одно соображение по результатам тестирования: этот комплект способен разбудить в продвинутом пользователе творческое начало — можно изменить алгоритм выходной фильтрации CD-плеера или сделать его линейный выход регулируемым, усилитель перевести в режим мощника, а также соединить компоненты по балансной или несимметричной шине. Не бойтесь экспериментировать и знайте, что сочетание плодов эволюции и просвещения может дать очень интересный результат.
Достоинства: высокое качество конструкции, гибкие инженерные решения
Недостатки: нет
Официальная страница продукта: Creek Audio EVO50CD, EVO50A
Цена: EVO50CD — 99 900 рублей, EVO50A — 79 900 рублей
Паспортные данные
ЦАП/CD-проигрыватель Evolution 50cd
Цифровые входы: коаксиальный 2 x RCA, оптический 2 x Toslink, USB B (1.0)
Вход/выход управляющей шины — 3,5 мм
Цифровые выходы: коаксиальный RCA, оптический Toslink
Аналоговые выходы: балансный XLR, несимметричный RCA
Отношение сигнал/шум — 115 дБ
КНИ — 0,001% (1 кГц)
Диапазон рабочих частот: 20 Гц — 20 кГц (±0,1 дБ)
Разделение каналов: более 95 дБ (20 Гц — 20 кГц)
Потребление/Standby— 10 Вт/6 Вт
Габариты: 430x60x280 мм
Масса: 5,5 кг
Полный усилитель Evolution 50а
Аналоговые входы: балансный XLR, несимметричный 4хRCA
Подключение акустики — винт.
Вход/выход управляющей шины — 3,5 мм
Выходная мощность (8/4 Ом, 1% КНИ) — 55/85 Вт
Отношение сигнал/шум —102 дБ (несимметричный вход)
КНИ (2/3 мощности, 8 Ом) — менее 0,005%
Диапазон рабочих частот: 10 Гц — 100 кГц (±2,0 дБ, несимметричный вход)
Взаимопроникновение: –80 дБ (1 кГц)
Потребление/Standby —10 Вт/6 Вт
Габариты: 430x60x280 мм
Масса: 7,5 кг