Большинство людей в поисках новых наушников выбирает из ограниченного списка давно знакомых брендов, доступных на Amazon или, что еще хуже, в Apple Store. Есть и исключения, штудирующие Head-Fi, обсуждающие разницу между арматурой и динамическими излучателями, тестирующие оборудование и выкладывающие графики. И эти исключения — подвид аудиофилов — все сильнее и сильнее интересуются неизвестными китайскими брендами, продающими затычки по 25 баксов. Они маниакально скупают девайсы с последних страниц Aliexpress, пишут скрупулезные обзоры в блогах и на YouTube и постоянно, постоянно рассказывают о плюсах и минусах наушников стоимостью с большую пиццу.

В онлайне этот феномен прозвали «чайфай» — смесь Китая и хайфая. Чаще всего этот термин используют по отношению к портативной технике. Почти всегда центр обсуждения — это наушники, вставные вроде AirPods или внутриканальные, созданные каким-то неизвестным, анонимным китайским брендом.

Странная штука происходит: ищешь ты, например, что-нибудь простенькое на Amazon, а получаешь бесконечные страницы китайских брендов, о которых слышишь впервые. Имена компаний сложные, цены очень низкие, а сами товары загадочные. Сознательный покупатель сразу думает, что за шесть долларов ничего путного не купишь. Но китайский хайфай предлагает лучшее от мира экономии. Вдруг эти неизвестные бренды с дико низкими ценами на деле предлагают хороший девайс?

«Я впервые услышал термин "чайфай" где-то два или три года назад, в формате мема», — говорит Лахлан Цанг, занимающийся обзорами аудиотехники на YouTube и работающий в аудиомагазине в австралийском Сиднее. «Где-то в 2010 они были только на Taobao, который — что-то вроде Amazon или eBay для Китая», — вспоминает Альфред Ли, автор сайта Accessible Audio, живущий в Гонконге.

Впервые термин появился на Reddit ближе к концу 2015-го года, но концепция к этому моменту уже пару лет как существовала. Это бренды с именами вроде Tin Audio, Yinyoo, Revonext и просто наборами букв (KZ, BQEYZ, QDC). Цены разные, но особое внимание привлекают дешевые модели стоимость от 10 до 50 долларов. Качество сборки зачастую страдает. Аксессуаров почти нет. Сервиса нет совсем.

Большинство известных аудиобрендов изготавливают свою технику в Китае, так что логично, что местные компании будут отличаться по цене в лучшую сторону. Концентрация оборудования, опыта и материалов дала жизнь полукустарным производствам электроники, особенно в Шеньжене. Это одно из таких мест на Земле — крупнейшее, где можно купить целый контейнер корпусов наушников, кабелей, динамиков и других запчастей, необходимых для создания наушников. Шеньжень и другие похожие китайские города — идеальное место для рождения таких компаний.

Но история появления отдельных брендов немного другая. Некоторые начинают в качестве производителей оригинального оборудования или OEM-производителей, то есть создают технику для известных брендов вроде Beats или Shure или еще кого. «Некоторые из них — просто торговые предприятия, некоторые основали инженеры, ушедшие из другой компании, вариантов масса», — говорит Майк Класко, консультант по созданию аудиообрудования, изучающий азиатские фабрики уже 35 лет.

Такое возможно благодаря тому, что важные компоненты — кабели, корпуса, динамики, проводка — относительно дешевые, даже если они самого наивысшего качества. Диафрагма крошечного динамика внутри наушника может стоить пять центов, а версия с алмазным покрытием — до четырех долларов. А в случае с внутриканальными и вставными наушниками качество комплектующих напрямую влияет на качество продукта. Если у вас отличные динамики, то наушники могут звучать прекрасно, даже если сборка кривовата (а вот, например, с обувью такой трюк не пройдет — даже наилучшая кожа и крутая подошва не гарантируют удобства).

Кроме того, люди еще и относятся к аудиооборудованию несколько иначе, чем к другой электронике, производимой в Китае. Никто не будет тратить недели на поиск наилучшего портативного зарядника, USB-кабеля или автомобильного крепления для смартфона. Это такие бинарные утилитарные объекты: либо работают, либо нет. А вот с аудио история иная. Между хорошим и плохим есть очень много промежуточных состояний.

Еще есть вопрос внешности и дизайна, различные сценарии использования, разные предпочтения по брендам. Любитель Bose отличается от любителя Grado. А раз у большинства покупателей нет времени и денег на то, чтобы тестировать все, что выпускается, большинство из нас надеется на известные бренды, которые могут гарантированно выдать ожидаемый результат.

Конечно, премиальный бренд означает премиальные прибыли. «У Best Buy маржа может составлять до 50%», — говорит Класко. Для известных компаний цена складывается из долгого тестирования, проектирования, маркетинга, оплаты работы сотрудников, упаковки, доставки и вагона отчислений каждому звену на пути от производителя до ритейлера.

Китайские бренды всего этого лишены. Только крупнейшие и наиболее амбициозные компании делают себе сайты: для большинства максимум — своя страничка на Aliexpress. Некоторые покупают динамики на тех же фабриках, что и Sennheiser с Beats. Например, Tin Audio использует в T3 арматуру от Knowles — и это самый важный элемент в наушниках. Те же самые — ну или очень похожие — излучатели можно найти во внутриканальных Ultimate Ears стоимостью в сотни и даже тысячи долларов. Заводам, создающим излучатели, все равно, кому их продавать — они поддерживают необходимый уровень качества потому, что от этого зависят их клиенты. А после того, как все детали куплены, собрать их воедино — задача простая. «Если у вас есть фургон и бутылка клея, — говорит Класко, — вы можете начинать дело».

И иногда может выйти так, что получатся наушники с ультрахайэндными внутренностями, обеспечивающими отличное качество звука, от бренда, у которого вообще нет руководства. И эти бренды даже могут получать прибыль — если, конечно, о них кто-то узнает.

Сложно сказать, сколько в этом котле есть от интеллектуальной собственности. В тех же самых китайских городах-технохабах постоянно делают подделки, и часто на рынках и выставках можно найти родные китайские бренды бок о бок с подделками западных фирм (если честно, на Aliexpress и Amazon тоже). Класко рассказал, что часто он просто просит вендоров на выставках об экскурсии на фабрику. Если начинаются отговорки, значит, компания скорее всего занимается чем-то, что лучше не афишировать — подделками, реселлом или чем-нибудь хуже.

Но, по словам Класко, большинство компаний с удовольствием устраивают ему экскурсии, и чаще всего он видит, что занимаются они тем же, чем и крупные бренды — покупают запчасти с заводов, которые их делают, собирают и продают конечный результат. Есть, конечно, иногда вопросы к заимствованию дизайнов: сейчас, например, тренд на киберпанковые металлические корпуса, вероятно, вдохновленные Campfire Audio — но это и с крупными брендами случается и воровством не является.

Иногда неизвестные производства могут набрать достаточно неплохую базу последователей и перейти к классическому ритейлу: нанять персонал в качестве клиентского сервиса, инженеров по контролю качества, сделать сайт и другие вещи, которые есть у нормальных брендов. Наиболее известный пример — Anker, который начал с производства ноутбучных батарей, а после стал выпускать портативные аккумуляторы. За пару лет они стали брендом, известным во всем мире.

У некоторых китайских компаний есть такой потенциал. И Ли, и Цанг упомянули FiiO и HiFiMan — у обоих брендов есть нормальные сайты. Класко, на самом деле, фыркнул, когда HiFiMan причислили к ноунейм-брендам, хотя на самом деле это просто более крупная, более взрослая и более успешная версия простеньких компаний. HiFiMan начинал как очень маленький китайский производитель, внезапно выпустивший пару успешных продуктов и на этом быстро разросшийся. «HiFiMan ни в коем случае не ноунейм-бренд, — считает Класко. — Они иногда создают действительно сложные и дорогие вещи». FiiO тоже получил признание в мире.

Но для большинства любителей чайфая вся соль — в поиске, а не в возможном успехе компании. Им нравится копаться в мусоре (а мусора там немало) в поисках жемчужины: внутриканальных наушников с угластым красным металлическим корпусом, явно содранным с наушников крупного бренда, за 25 долларов и со звуком — удивительно — как в наушниках за 500. «Это наушники, которые как раз производят такие неизвестные фабрики, — говорит Цанг. — Место истории бренда занимает история всего китайского производства, и появляется ощущение, будто прикасаешься к какой-то тайне».

Релиз новинки от такого бренда может вызвать бурное (хоть и сильно локализованное) обсуждение на форумах. Компании в большинстве своем не готовы к тому, что они вдруг внезапно выпустят хит. Нет, они не выпускают мусор сознательно, просто на рынке так много конкуренции, а у них так мало ресурсов, что вероятность того, что у них внезапно поползут вверх продажи в Нидерландах, США или Германии, крайне мала.

Есть сайты с отзывами, посвященные именно такой категории устройств — вроде AudioBudget. Длиннейшая тема на Head-Fi посвящена китайским брендам, там более 48 000 сообщений. Ясно, что это не самый лучший показатель, потому что есть отдельные темы по упомянутым там брендам, которые суммарно растянулись еще на 100 000 комментариев. Общество разнородное, живое и рьяно защищающее интересы, готовое спорить о том, какая АЧХ лучше — V-образная или U-образная, как лучше закрывать крошечные порты на внутриканальных наушниках, стремясь усилить бас, или какие силиконовые насадки самые классные. Аудиофилы любят спорить. Это нескончаемая битва между субъективностью и фактами, попытками их совместить, и в итоге получается просто жуткое месиво. Это не плохо: это месиво — веселая вещь для аудиофилов.

И с бесконечным потоком новинок от китайских брендов постоянно есть, что пообсуждать. Для большинства посетителей форумов классические аудиофильские сетапы финансово недоступны. Топовые аудиофильские наушники, по мнению CNET, стоят 2 400 долларов, и это еще не самое ужасное: есть же и колонки, которые стоят больше 10 000 долларов. Такой тип оборудования для большинства людей совершенно вне досягаемости, даже для тех, кто маниакально относится к качеству звука. Бум китайского хайфая дает таким людям возможность на самом деле покупать, сравнивать и анализировать устройства, которые соответствуют их стандартам качества — раньше такого не было.

Даже оборудование для снятия характеристик стало доступнее: MiniDSP выпускает системы примерно за 200 долларов — это пара искусственных ушей с микрофонами, которая очень даже неплохо выполняет свою работу. Раньше такое оборудование стоило десятки тысяч долларов. Конечно, оно все еще стоит десятки тысяч долларов, и оно лучше, но, как и в случае с потоком дешевых наушников, MiniDSP при всех своих странностях решает нужные задачи и доступен для всех.

Ясное дело, что с вагоном дешевых игрушек уместна легкая одержимость. Один из владельцев сайта китайской техники отказался от интервью, потому что «отошел от дел на время для того, чтобы провести время с семьей».

«В этом так просто залипнуть, и постоянно хочешь попробовать еще, еще и еще, — говорит Ли. — В случае с чайфаем это просто еще каких-то 20 баксов — и все».

Рекомендуем попробовать

Tin Audio T2

Одни из наиболее популярных и любимых на форумах китайских наушников. Tin Audio T2 еще и одни из самых симпатичных. Это аудиофильские ушки, а значит, у них нет передоза баса, привычного для любителей Beats, но это и не плохо — просто иначе.

Revonext QT2

На другой стороне спектра находится эта модель — очень басовитая, для широких масс. Портал AudioBudget называет эти наушники идеальными «для тех, кто начинает путь в хайфае».

KZ-ZST

Классика чайфайного бума: эти наушники яркие, со съемным (и потому заменяемым) кабелем, крепким басом и ну очень разными отзывами в аудиофильском обществе. Некоторые пищат от качества звука, другие с подозрением смотрят на качество сборки. А стоят они 20 долларов.

Оригинал: The Wonderful World of Chinese Hi-Fi