Guten tag тем, кто скучал по истинному немецкому саунду. Милости просим и остальных, кто не то чтобы скучал, но скорее всего просто не до конца понимал, как там обстоят дела с отточенным до микрона звуком из страны с уже определившимся аудиофильским флером.

Содержание этого теста будет педантично-строгим, но ровно настолько, чтобы передать не только особенности нетипично-образцового колонкостроения, но и ауру, которая возникла вокруг него в силу специфики применяемых технологий, с перекладкой на звуковые почерки. В общем, вооружаемся эксклюзивным немецким хайэндом в лице Gauder Akustik Arcona 80 MK II SD и разбираемся, куда могут привести аудиофильские заморочки, если в остальное время ты доктор физических наук.

Gauder пишем, Isophon в уме

Начнем педантично строгий тест с очевидного: доктор Гаудер не один год шел к тому, чтобы основать собственную компанию по выпуску высококлассной акустики. Сразу же оцените подход, где акустике в категории Hi-Fi просто не нашлось места, будто физическая наука не для того манит к себе докторов, чтобы размениваться потом компромиссами.

Да и опыт у доктора Гаудера получился подходящий, потому как именно он организовал и заведовал производством акустики в компании Isophon. Но если вы ни разу не слышали название этого бренда и внушить стартовую порцию пафоса с его помощью не получилось, то держите цифру значительной величины: компания Isophon была основана в Германии в 1929 году. Если бы историю писали аудиофилы, то назвали бы эту компанию странообразующим предприятием.

Одна из моделей Isophon, разработкой которой заведовал Роланд Гаудер в 90-е — Vertigo

В общем, основы того, что сейчас называется Gauder Akustik, были созданы именно в то время. Но многое изменилось, и вот уже компания имени самого доктора Гаудера получает гранты на развитие от Федерального министерства исследований и разработок Германии, и даже от компании Stifterverband (местные посредники между наукой и бизнесом) приходит чек на кругленькую сумму с пометкой «На инновации через исследования». Дело доктора развивается и рисует новые горизонты техпрогресса, пока остальные ищут оправдания для разного сорта компромиссов.

Дошло до того, что сейчас компания имеет пять линеек акустики, младшая из которых начинается там, где некоторые компании видят потолок своего развития. Помимо этого, у Gauder Akustik хорошо развита тема дополнений и обновлений, которыми можно модернизировать свои колонки до неузнаваемости.

Например, акустика со встроенным VU-метром: это вообще законно? А доктор Гаудер говорит, что если хотите — то будет сделано, и колонки ваши будут не простые, а со стрелочками. RGB-подсветкой сейчас никого не удивить, но, если что, то и ее можно встроить в колонки. В конце концов, можно заказать себе не стандартный, а прокачанный по элементной базе кроссовер, чтобы иридий и прочие редкоземельные материалы наконец-то были применены по назначению.

RGB-подсветку ставят как раз на днище — правда, только в старших моделях

Ну, а когда VU-метр с подсветкой наскучил, а кроссоверу впору занять пару новых ячеек в таблице Менделеева, то можно взять и запросто сделать апгрейд твитера, которых в ассортименте компании есть аж четыре вида, с куполами от шелка до алмаза. Хотя, может быть и не совсем запросто, но возможность такая имеется.

В общем, здесь складывается своя вселенная, где можно пойти против общепринятых правил и сделать себе почти что кастомный High End, который будет собран вручную в городе Реннинген, что недалеко от Штутгарта. Единственное, что нужно учитывать — возможность кастомизации не распространяется на младшую линейку акустики Arcona, предтоповые напольники из которой мы сегодня тестируем. Но печалиться рано, потому что доктор наук приготовил и для нас кое-что интересное.

Кое-что интересное

Сначала пробежимся по более-менее традиционным решениям, которые удалось отыскать в акустике Arcona 80 MK II SD. Например, твитер: здесь используется фирменный драйвер в прямоугольном блоке, который имеет примерно дюймовый купол из шелка. Конечно, доктор Гаудер не делал здесь ничего по шаблонам, а только так, как того велели заветы многолетнего опыта в верхних слоях индустрии.

Судя по описаниям, купол имеет форму образцового купола, просто потому что иначе делать незачем. А так удалось достичь и кратно меньших зазоров в катушке драйвера, и более высокой индуктивности, ну и еще ряд показателей относительно стандартных решений был улучшен. Прямоугольная форма панели твитера как бы намекает, что про апгрейд до алмаза думать нечего, потому как все остальные ВЧ-драйверы, представленные доктором, имеют круглую посадочную площадку.

Для баса и части средних частот используются два фирменных динамика размером 152 мм. Их особенность — это патентованный материал диффузора, который сложен по принципу сэндвича из алюминия и легкой пластиковой подложки со структурой сот. Доктор назвал этот диффузор XPulse и применяет во всех моделях, просто в младшей линейке он попроще. Его основные достоинства вторят устоявшимся на нашей планете законам физики: баланс жесткости и легкости, минимизация собственных резонансов и другие важные параметры были доведены до отметки, которая в точном немецком расчете позволяет поставить знак «=» между словами «цена» и «звук».

Теперь приступим к самой интересной и наиболее цитируемой в интернете технической части, которая касается конструкции кроссоверов в колонках Gauder Akustik. Начинается интересность с того, что доктор решил сделать максимально круто и обеспечил свой уникальный кроссовер одним из самых крутых спадов за всю историю — от 50 дБ на октаву (как в линейке Arcona) и выше (как в моделях постарше).

Объяснения этому есть, причем достаточно вразумительные, с конкретными примерами и противопоставлениями. Основным преимуществом названо строгое разделение частот между драйверами: шелковый купол и алюминий с сотами не смогут одновременно пропеть вам вокальную партию, которую хитрый звукорежиссер специально разместил в зоне стыковки драйверов. Следственно, при сильной крутизне и строгом разделении не пострадает ни фактура звука, ни его фазовые, ни импульсные, и никакие другие характеристики. Одним словом — все будет хорошо, волноваться не о чем.

Но есть у такого кроссовера и недостатки, основным из которых названа его техническая сложность и, как следствие — дороговизна. Здесь еще и учитываем, что в каждой колонке Gauder не один, а два кроссовера: один находится на привычном месте и выполняет понятные для всех задачи. Второй отделяет «минус» динамика от «земли» усилителя и работает как демпфер, уменьшая влияние обратной связи с усилителем. В итоге наши Arcona 80 MK II SD легче находят себе сотоварищей среди всего многообразия усилителей.

Тема эта довольно интересная, но есть уверенность, что инженерные точки зрения могут отличаться. Поэтому для особо интересующихся этой и другими областями построения акустики доктор Гаудер превратил одну из страниц своего сайта в настоящую энциклопедию знаний. К тому же, есть серия видео, где на языке точных наук излагаются разнообразные пояснения, с кэшбеком в виде графиков маркером на белой доске.

Фаза с басом

А мы пока перейдем к другой проблеме, которая теперь проблема только для других, а для Gauder Akustik — повод для очередной гордости. Дело в том, что еще одним важным недостатком сложного кроссовера является тайминг, с которым разные частоты проходят сквозь него. Условно говоря, смеяться нельзя, когда вам заявляют, что высокие частоты приходят к вашему уху быстрее, чем остальные. Это зависит не от скорости звука, а от сложности схемы кроссовера для определенной частоты.

Основной источник таких задержек — это катушки, которые не требуются для фильтра высоких частот, а для нижних и средних требуются. Поэтому, не имея возможности ускорить последние, доктор Гаудер просто «замедлил» ВЧ и был таков. Технология эта названа Time Delay Control (TDC) и призвана даровать аудиофильским слоям населения точнейшую фазовую согласованность без необходимости отклонять кабинет колонки назад в надежде нивелировать эту задержку увеличением расстояния от твитера до уха. Правда, такую хитрую технологию используют в старших линейках, о которых мы поговорим в следующих тестах — в Arcona все немного проще.

Но одна крайне любопытная вещица, которая тоже возникла, скорее всего, как следствие усложнения кроссовера, у Arcona есть: это комплектные перемычки, которые имеют свои посадочные места около клемм для кабеля и при установке дают неслабый басбуст +4 дБ на частоте 40 Гц. Басхеды потирают руки, остальная часть читающих вспоминает, где еще можно повстречать что-то подобное.

Если вспомнили — то забудьте. Потому что кроме стандартных +4 дБ на прилавке магазина Gauder Akustik рядом с RGB-подсветкой лежат перемычки разного номинала, которые расширяют диапазон управления басом до +1, +2, +3 и +3,5 дБ. И это значительно упрощает размещение акустики в помещении.

Ну и, наконец, уделим внимание мелочам: клеммы WBT, комплектующие Mundorf и Intertechnik, а вся разводка внутри состоит из кабелей собственного кабельного бренда Clearwater. Как говорится — сделано в Германии. Что вам еще нужно?

Местный стиль

Здесь создалось впечатление, что дизайнеры рисовали Gauder Akustik Arcona 80 MK II SD сразу после отпуска в Скандинавии. Чистая лаконичность здесь настолько чиста, что может перейти грань, где минимализм сталкивается с простотой. Конечно, эта простота только визуальная, потому как кабинет этих колонок создается с учетом всех актуальных акустических расчетов и прочих параметров, которые необходимо учитывать, иначе вся эта двухстраничная кроссоверная история просто не имеет смысла.

Корпус каплевидной формы, на широкой стороне расположены драйверы, на узкой — только пара клемм и пара посадочных мест для ценителей хардварных +4 дБ на НЧ. Фазоинвертор выведен в пол, опоры разведены в стороны для лучшей устойчивости. Кабинет совсем не отзывается на стук, но разная плотность путем простукивания фиксируется. Кстати, если вам понадобятся грили, то они лежат на полке, которая напротив комплекта перемычек, то есть являются дополнительной опцией — в комплект их не кладут.

Расцветок бывает две — белый или черный глянцевый рояльный лак, и если присмотреться поближе, изучить детали и стыки, то становится очевидно, какого класса эти колонки. А если не присматриваться, то очевидное переходит в плоскость невероятного, и остается только слушать.

Виды совершенства

Система вышла «в цене»: удачным случаем можно считать оказавшуюся под рукой прогретую пару интегральника 641 и стримера 681 от канадской компании Moon by Simaudio. Начнем без дополнительной басовой перемычки, но с трека, где она могла бы и пригодиться: «Своими именами» от Татьяны Зыкиной, своеобразный тест на достоверность передачи томных девичьих вздохов.

Оказывается, что нордическая внешность Arcona 80 MK II SD вполне вяжется с первыми впечатлениями от звука, потому как Moon-ы, хоть и выходцы из северной коллекции, харизмой тех географических локаций совсем не обладают, даже наоборот. Впрочем, Скандинавия в характере может быть описана и другим способом — как быль о точном немецком саунде, которая кочует от поколения к поколению. Акустика исчезает, растворяется, вокал при этом уходит ввысь сцены, аккомпанемент отделяется на несколько слоев в глубину — эффект, достойный подражания, ну и показатель в моменте, что таки да, High End, просто дизайн у него минималистичный.

Завершит классовые размышления обманчиво простой инструментальный трек «Universal Love» от Bremer/McCoy. Он прост до тех пор, пока немецкая точность не вытаскивает из него голографический резонанс одной ноты, что тянется от начала и до конца трека. Раньше этот звук казался таким себе надоедливым зумером, который порой и вовсе отвлекает, а под конец на него не обращаешь внимания, как на дизайн любимых по звуку колонок.

Здесь же в дело вступает чистая аудиофилия, когда звук этот приходит к тебе отдельно от общей композиции, самостоятельно выбирает место в комнате и нагло зависает там, заставляя периодически поворачивать голову в его сторону. Артикуляция рояля не преувеличена, полутона и затухания стремятся к естественности, но слышно, где и как именно их ограничили мастерингом. Да-да, это именно один из немногих случаев, когда можно сесть и спокойно насладиться задумкой звукорежиссера, не отвлекаясь на всякие побочные удовольствия от музыки.

Дальше — «A Beautiful Life» от Peter Cat Recording Co. Поп-крещендо с электрическими разрядами под индийский псевдолоуфай фолк — кажется, что-то сложнее придумать уже не получится. Однако больше нет сложности в треке, осталась только память о системах и выражениях лиц, которые фиксировали всяческие затруднения его былых воспроизведений.

Кто бы мог подумать, что для такого нагромождения фонограмм так удачно подойдет этот образцово-показательный немецкий звук? Контроль происходящего проявляется на всех уровнях, вплоть до того, что гул в конце трека, который исполнитель подал нам вместо баса — так Arcona 80 MK II SD его приручили, и он стал уместным. Вот вам и хайэнд.

Если воспользоваться перемычкой, то получаем значимую перемену характера звука в целом, а не только прибавку на НЧ. По большей части это касается средних частот, их отзывчивости и воздушного обрамления, которое придает записям большей эффектности: эти параметры уходят примерно на те же 4 дБ, на которые добавилось баса на 40 Гц. СЧ уходят глубже в сцену, бас берет больше внимания на себя, но его фактуры и разнообразность от этого не пострадали. В общем, это дело вкуса, и если хочется более уютного звука, где аудиофилия к вам вполоборота — да, это возможно.

Из общих характерных черт этого звука хочется выделить высокие частоты, которые своей точностью и чистоплотностью больше напомнили высококлассные драйверы с жестким куполом. Это изысканно-тонкая проработка, бесконечные миры микроконтрастов, которые распространяются и на средние частоты также.

Телесность здесь не играет ведущей роли, однако о резкости тоже нет речи: в те моменты, где задумка звукорежиссера по какой-то причине дала слабину, Arcona 80 MK II SD деликатно указывают на оплошности, обнажая суть, но щадя слушателя. У каждой педантичности есть разумные пределы, а строгость улетучивается в миг, когда вместе с бубном и фаготом в комнату приходит Питер и в самых банальных выражениях объясняет, что же это за beautiful life.

Выводы

У доктора Гаудера получилось — это очевидно, и мы слегка разводим руками в стороны, потому как мировое сообщество на всех тематических выставках уже давно и ежегодно делает подобные выводы. Так вышло, что Gauder Akustik добрались к нам только сейчас, и не только в лице Arcona 80 MK II SD с полным комплектом для домашнего кинотеатра, но и с более старшими линейками, где мы можем видеть и заветные стрелочки на колонках, и даже RGB-подсветку.

Но есть впечатление, что время здесь не сыграло большой роли, потому как этот звук со своим выверенным до микрона характером уместно дополняет нишу, где в поисках того самого немецкого звука аудиофилы в который раз сталкивались с напускной душевностью, будто больше и не бывает способов выразить высокий класс аудиотехники.

детальность и голография; слитность образов и звука в целом. Встроенный легальный эквалайзер: можно добавить баса комплектными перемычками — бесконечное поле для экспериментов

гиперболизированный минимализм в дизайне

1 256 900 рублей

Акустическое оформление: фазоинвертор

Количество полос: 2,5

ВЧ-динамик: мягкий тканевый купол

НЧ\СЧ-динамик: 2 х 152 мм, конус с фирменным диффузором X-Pulse

Чувствительность: 90 дБ (2,83 В/м)

Импеданс: 4 Ом

Мощность: 170 Вт

Масса: 24 кг

Габариты (ШхВхГ): 105х21х39 см