На фоне растущего интереса к DSD (Direct Stream Digital) — главного формата записи на SACD-диски, я думаю, было бы полезно объяснить, что такое DoP. Да, я уже знаю слишком много слов из трех букв (TLA — Three Letter Acronyms).
DoP означает «DSD over PCM» и было изобретено группой производителей High-End-аудиотехники, которые старались донести великолепное звучание до всех нас. А PCM (или ИКМ — импульсно-кодовая модуляция) — это стандартный формат записи цифрового аудио, как, например, на CD.
Вот в чем состояла идея. Так как PCM-формат используется повсюду, и его понимают все цифровые плееры, компьютеры и ЦАПы, то вполне логично выбрать его кандидатом на звание универсального формата. Как вы понимаете, заставить всех производителей компьютеров и операционных систем перейти на что-то так редко используемое, как DSD, это непосильная задача, и такой проект, скорее всего, не пройдет. Но если нам удастся приспособить существующий формат вроде PCM, тогда это будет гораздо более легкая задача. Именно так и поступили эти люди.
В PCM-формате используется последовательность кадров (frames) или «снимков» для передачи данных. Каждый кадр – это отдельная группа аудиоданных, содержащая отсчеты для левого и правого каналов. На CD-диске мы имеем отсчеты (samples) музыкального сигнала, которые следуют с частотой 44,000 раз в секунду, один раз для левого, другой — для правого канала (так что процесс идет в два раза быстрее, чтобы получить две последовательности 44K отсчетов одновременно). А теперь мысленно возьмите два отсчета (левого и правого каналов) и вставьте их в пакет. Это и будет кадр, о котором говорят в PCM. Каждый кадр содержит один левый и один правый отсчет вместе с некоторой дополнительной информацией, которая объясняет оборудованию, чего надо ждать.
С другой стороны, DSD-формат не содержит никаких кадров; вместо этого он представляет постоянный поток битов, плотность которых зависит от музыки.
Отсюда следует весьма разумная мысль, которую реализовали создатели DoP. Они просто разбили DSD-поток на отдельные 16-битовые группы, и каждый 16-битовый блок был выделен из общего потока. Затем они объединили правую 16-битовую группу с левой 16-битовой группой, добавили идентификационную информацию и «приодели» ее так, чтобы компьютеры и ЦАПы думали, что это PCM. Так как для любых компьютеров или ЦАПов на USB-входе такой поток неотличим от PCM, он свободно проходит на ЦАП через USB, S/PDIF или AES/EBU. Очень умный ход, разумеется.
Для того чтобы согласовать скорость с одинарным или удвоенным потоком DSD, они использовали для PCM частоты дискретизации 176,4 кГц и 352,8 кГц соответственно.
Когда такой сигнал поступает на ЦАП, он конвертируется обратно в исходный поток за счет простого последовательного соединения всех битов. Тут нет никаких манипуляций с данными, биты не повреждаются и, если ваш ЦАП способен воспроизводить DSD, у вас все хорошо. Если же ваш ЦАП не поддерживает DSD, вы получите на выходе тишину.
(Комментарии читателей: тишина на выходе — у ЦАПа PS Audio, а для других на выходе может получиться «белый шум» с ограниченным спектром или же музыка, как у ЦАПа JRiver при 352.8/32)
Оригинал: Sneaking in the back door
Об авторе: Пол МакГоуэн (Paul McGowan) – директор (CEO) и сооснователь компании PS Audio Inc. из города Боулдер, Колорадо, конструирующей и выпускающей High-End аудиопродукты и сервисы.