Школа мешала смотреть послеобеденные и утренние мультики — они шли как раз в то время, когда я получала новые знания и очередные двойки. Вариантов наверстать упущенные из-за обучения очень важные моменты в развитии сюжета «Чипа и Дейла» или «Черепашек-ниндзя» в то время было два: подождать выходных, когда крутили повторы, или поставить видеомагнитофон на отложенную запись и посмотреть тогда, когда удастся. В США же давно существовало понятие сервисов VOD — video on demand, видеоконтент по запросу. Владельцы ТВ-приставок могли попросту включить то, что им хотелось, тогда, когда им хотелось — и я им очень завидовала.
Теперь же, с приходом хорошего, качественного, широкополосного интернета в каждый дом, развился стриминг, в основе которого лежат сервера с видеоконтентом, доступным в любой точке мира в любое время, и я могу просмотреть все сезоны «Утиных историй» за выходные. Ну, если не спать. И не есть. И вообще попросту выпасть из жизни. Но могу!
Получается, с появлением стриминга не было больше необходимости ждать нужного часа, когда интересующую программу покажут по телевизору — ведь всегда можно глянуть выпуск онлайн в любую свободную минутку, поставить его на паузу, заняться своими делами и продолжить просмотр позже. Это стало одним из основных преимуществ стриминга: людям не требовалось строить свое расписание вокруг телевизора, основного источника как познавательной, так и развлекательной информации.
Поначалу стриминг был эдаким франкенштейном — каждая компания хотела отхватить свой кусочек этого перспективного пирога, а в дальнейшем и стать самой важной на рынке. Из этого, например, последовала необходимость иметь на ПК начала нулевых сразу несколько разных плееров для разных форматов. Но разброд и шатания обычно препятствуют прогрессу, и в итоге гиганты технологического мира объединились для унификации и признали основным форматом для стриминга Flash от Adobe — по крайней мере, на долгий десяток лет.
С годами пользователям хотелось все более качественного контента, и эти требования заставляли разработчиков придумывать все более эффективные форматы сжатия, протоколы передачи, системы защиты и самые разные стандарты и интерфейсы. Любовь человека к хай фиделити в том или ином варианте все же двигает прогресс вперед. Но еще сильнее его двигает любовь к комфорту.
В США, где связанные с телевизорами развлечения развиваются чуть ли не быстрее всего мира, уже несколько лет наблюдается явление под названием «cut the cord» — отказ от кабельного или спутника в пользу стриминговых сервисов. О процессе перехода рассказывают сотни изданий — включая NY Times, The Verge, TechCrunch, Guardian и другие, нацеленные на разные группы населения.
Молодежь — двигатель стриминга
Статистика утверждает, что 61% взрослых в возрасте до 29 лет в США предпочитает стриминг любым другим вариантам просмотра видеоконтента. Среди пользователей в возрасте от 29 до 37 лет ситуация немного другая: к стримингу обращаются 37% зрителей, в то время как 52% предпочитают кабельное или спутниковое телевидение. В общем по стране стриминг понемногу, год за годом отгрызает аудиторию у классического телевидения, но на сентябрь 2017 года по всем возрастным группам он отвечал за 28% зрителей, в то время как кабельному и спутниковому остались верны 59%. Статистика также добавляет, что чаще стримингом в США пользуются люди с высшим образованием, чем без оного.
Аналогичное исследование в декабре 2017 года опубликовало агентство Nielsen: по их данным движущей силой стриминга тоже выступает молодое поколение в возрасте 18-24 лет. За пять лет, с 2012 по 2017 год, еженедельное время, проведенное за просмотром традиционного телевидения, у этой группы населения уменьшилось на 40%. Освободившиеся минутки тратятся на контент с игровых консолей и других подключенных источников, просмотр видео со смартфонов, ПК, планшетов и других устройств.
В первом квартале 2016 года впервые, согласно опросу, стриминговые сервисы были подключены более чем в 50% американских домохозяйств, а в 2017 году у Netflix было больше подписчиков, чем у всех топовых кабельных компаний в стране. Так что удобство продолжает понемногу выигрывать у традиций. В декабре 2016 года уже в 53% американских домохозяйств пользовались стримингом, из них 75% часто использовали Netflix, 53% YouTube, 33% Amazon Video и 17% Hulu. Поворотным годом для «срезания кабеля» стал 2017: годом ранее кабельные компании потеряли 1,7 млн пользователей, а в 2017 уже 2,6 млн перешли с кабельного на стриминг. За первый квартал 2018 года Netflix получил 1,96 млн новых подписчиков, а топовые кабельные сервисы потеряли по 100-200 тысяч пользователей за тот же период. Кабельные компании надеялись, что от них никуда не денутся любители спортивных трансляций, но теперь даже матчи можно посмотреть в прямом эфире онлайн.
Помимо того, что не нужно строить расписание вокруг трансляции, стриминг позволяет уменьшать расходы. Обычно в кабельную подписку входит множество функций и каналов, которыми владелец не пользуется, но за которые все равно платит. Стриминг же можно настроить несколько более гибко и платить только за то, что действительно хочется смотреть. Есть сервисы, специализирующиеся на спортивных трансляциях, есть те, которые шустро получают в свою библиотеку цифровые версии недавних киноновинок, а есть и те, кто продвигает собственный эксклюзивный контент. За ту же сумму, которую традиционно отдают на кабельное и спутниковое телевидение в США — 100-200 долларов — можно набрать пучок видеостриминговых сервисов, а на сдачу еще и петрушки прикупить.
В России стриминговых сервисов не так много — появление Netflix, хоть и с урезанным из-за региональных ограничений контентом, уже стало праздником. Но наши компании в погоне за клиентами не отстают и предлагают различные эксклюзивные предложения, которые потихоньку подтягивают их к уровню международных конкурентов.
От юзера к юзеру
С другой стороны, не стоит забывать, что стриминг — это не только кино и сериалы. YouTube, который был одним из самых первых стриминговых сервисов, изначально представлял исключительно созданный пользователями контент и только потом уже начал производство собственных эксклюзивных шоу. Тот самый контент — от пользователя к пользователю — до сих пор держит YouTube на плаву.
Пару лет назад у стриминга появилось еще одно ответвление — лайв-стриминг или прямой эфир. В этой ситуации трансляции проводятся в режиме реального времени, правда, их можно посмотреть и в записи. Такие видео очень популярны на том же YouTube или Twitch, куда перешло большинство тех, кто любит видеоигры, но не хочет или не может их проходить. Здесь формат уже несколько ближе к традиционному телевидению: трансляции начинаются в определенное время и для того, чтобы узнать все из первых рук, требуется как-то организовать свое расписание. В случае же, если стать первым обладателем эксклюзивной информации не так уж и хочется, трансляции доступны в записи.
На том же Twitch, например, официально транслировались конференции с E3, прошедшей в начале июня. И хорошо, что в России трансляции выпали на праздничные выходные, поскольку чаще всего они начинались часов в 11 вечера и заканчивались около шести утра. Геймерское комьюнити закупалось чипсами, пиццей, алкоголем, готовило листики, где вычеркивало сбывшиеся предсказания по анонсам игр, и проводило ночи в тесной компании единомышленников, отсыпаясь днем.
Если раньше народ в тренажерном зале чаще слушал подкасты, то теперь с распространением безлимитных тарифов или просто больших пакетов трафика все чаще можно увидеть на беговых дорожках или велотренажерах людей, смотрящих что-нибудь с YouTube. Я так, например, просмотрела прохождения двух последних Wolfenstein и почти все шоу Большого Русского Босса — под педали хорошенько пошло. Мои знакомые запускают сериалы в Netflix и «Амедиатеке»: стандартной серии в 45 минут вполне хватает по длительности на кардиотренировку, за часами следить не надо и есть повод продолжить занятия, чтобы поскорее посмотреть следующую серию.
От телевизора бегут не только зрители, но и поставщики контента. Обеспокоенные падением рейтингов на телевидении и желающие, как говорится, хайпануть на модной теме ведущие телепрограмм, знакомые нам уже многие годы, запускают свои собственные шоу на YouTube. В основном это, конечно, юмористический контент (а как еще назвать «Дружко-шоу» Сергея Дружко?), но есть и интеллигентные разговоры о жизни (тот же «Парфенон» Леонида Парфенова), интервью и другие форматы. Да и некоторые зарубежные режиссеры изначально рассматривают YouTube как площадку для публикации эксклюзивного контента.
Телеканалы спонсируют различные развлекательные проекты (то же Big Russian Boss Show ранее выходило, насколько я помню, под протекцией ТНТ, а +100500 сотрудничает с СТС) и в итоге способствуют некоему переопылению: звезды телевидения мигрируют в YouTube, звезды YouTube появляются на телевидении. Юрий Дудь, популяризовавший в онлайне формат интервью, теперь рекламирует то ли пиво, то ли букмекеров во время спортивных трансляций, на ТВ3 почти проходит рэп-баттл года, да и то же +100500 в зацензуренном варианте неплохо себя чувствует на телеэкранах, а популярных видеоблогеров приглашают в качестве гостей и ведущих в различные ток- и реалити-шоу.
Плюс YouTube — в быстрой реакции на то, что происходит в мире. Телевидение работает более инерционно, медленно и не успевает отслеживать настроения в молодой прослойке общества так же шустро, как это делает интернет. Другим относительным плюсом можно назвать отсутствие цензуры, за что интернет любят подростки — можно смотреть, как какой-то левый дяденька матерится, и дяденьке за это ничего не будет. Но матом, конечно, отсутствие цензуры не ограничивается.
Телевидение же — вещь менее хаотичная, менее живая и более искусственная, а потому и более предсказуемая. Всегда ясно, что в такое-то время на этом канале начнется выпуск такой-то передачи, в рекламе опять покажут таблетки от сердечной боли, мясо и очередной японский кроссовер, а на другом канале в это время будет идти повтор детективного сериала. И для того, чтобы все это увидеть, достаточно лишь вовремя включить телевизор и выбрать правильный канал.
Так проще жить.
В случае с YouTube все немного неоднозначно — с одной стороны, зритель сам выбирает, что и когда ему смотреть. С другой же, продвинутые рекомендации сервиса постоянно подкидывают какие-то другие видео, которые завлекают картинкой на превью. В итоге можно провести на YouTube три часа вместо запланированных четырех минут и очнуться во время просмотра видео о процессе вулканизации резины, стартовав при этом с какого-нибудь музыкального клипа. Но крестик в углу можно нажать абсолютно в любой момент, и вернуться к прерванному просмотру — тоже.
Два этих достаточно разных мира объединяет в себе одно устройство — умный телевизор, который можно использовать как традиционным образом, так и более современным. Ему в принципе неважно, какие картинки показывать, и он умеет работать с самыми разными источниками.
Производители телевизоров пытаются популяризовать стриминговые сервисы в России, предлагая бесплатные подписки онлайн-кинотеатров на пару месяцев при покупке девайсов. Так, Sony дает карточки на доступ к Okko, а LG — к Megogo. Приложения «Амедиатеки» и ivi работают на большинстве современных платформ Smart TV и на смартфонах. Та же «Амедиатека», кстати, пытается продвигать онлайн-кинотеатры в жизнь людей и за счет партнерства с современными медиа вроде «Канобу».
Но, как всегда, российские конторы скупятся на статистику, поэтому оценить успех их деятельности непросто. Можно привести, пожалуй, цифры от «М.Видео»: в 2017 году около половины из 5,2 млн проданных в России телевизоров имели выход в интернет. А вот сказать, сколько их владельцев запускают на них онлайн-кинотеатры и другие приложения, а сколько включают добытые из всем известных мест BD-ремуксы, сложно. Но здесь «М.Видео» тоже хоть немного, но выручает: за 2017 год они продали кодов активации цифровых сервисов на сумму в 460 млн рублей. Наиболее популярными были ivi, Okko, Megogo и «Амедиатека».
Почти то же самое
В мою жизнь стриминг проник достаточно плотно, плотнее, чем послеобеденные мультики в детстве. Я ожидаю трансляций видеоигр, под которые готовлю ужин, сижу по ночам на стримах художников, где подмечаю интересные приемы в цифровом рисовании и просто любуюсь красивыми картинками, раз в две недели в четверг жду стримы Sonic Team, завтракаю под автомобильные извращения ЛенОблКастомс, периодически просматриваю новости из мира технологий и просто рассматриваю информацию из разных источников.
Многие мои знакомые, как фрилансеры, приросшие к дивану, так и офисные работники, тоже предпочитают поглощать информацию с помощью видео. Они смотрят образовательные программы, пытаются подтянуть английский, испанский и другие языки с помощью видеоблогов на YouTube и сериалов с субтитрами, доступных в библиотеках сервисов, оставляют трансляции урчать где-то на фоне во время домашних дел, собирают домочадцев для просмотра сериалов тогда, когда всем удобно и ничего никого не отвлекает, и могут марафонить все сезоны «Доктора Хауса» именно что «по запросу».
И если подумать, то от традиционного сидения перед телевизором сценарии использования и результат не особо-то и отличаются. Поэтому я считаю, что стриминг можно назвать эдаким телевидением 2.0 — улучшенной, более комфортной и более гибкой версией того телевидения, к которому мы привыкли.