По какой-то загадочной причине русские джазовые альбомы выходят волнами. Причем ясно, что у отечественных лейблов (их вообще сколько — два, четыре?) нет никакого сговора, точно так же, как нет и никакой стратегии продвижения. То выискиваешь этих самых русских на CD днем с огнем, то вдруг — вал.

Вот в мае так примерно получилось. И отрадно видеть, что наши стараются сделать что-то острое, свежее, привлекательное и выламывающееся из привычных джазовых рамок. Иногда так получается практически поп-музыка, сделанная джазменами. Это особо интересно, потому что «настоящая» поп-музыка, та, что по радио и музыкальным телеканалам — ну совсем некондиция. В нашем нынешнем обзоре — российский этно-джаз, фанк, интернациональный проект и для сравнения — знаменитые клубные англичане. Весна, любовь, танцуют все!

Анна Королева «Ocean Inside»

Про этот релиз лейбла «Арт-Бит» я случайно узнал — от арт-директора клуба Козлова. То, что у нас с пиаром джаза неважно — не новость, но вот за этот альбом как-то особенно обидно. Ибо его можно спокойно адресовать широкой аудитории, ведь он буквально народный — и по сути, и по стилистике.

Анна Королева — звезда российской джазовой сцены, альт-саксофонистка. Двойной альбом: интеллигентный легкий фьюжн на первом CD, а на втором — русские народные песни. Точнее, русские напевы аутентичными — «бабушкиными» или детскими — голосами, из которых потом вырастает остроумная импровизация. Довольно свежо: новое измерение привычного вроде бы этно-джаза. Оригинальный русский свинг. Или свинг по-русски. Эмоции зашкаливают, как говорится.

Apple.Music, Яндекс.Музыка, Deezer

Secret Atelier «Notes»

Песня Мадонны, спетая голосом Эми Уайнхаус или блюз с вокалом Джосс Стоун — можете себе такое представить? Я тоже не мог, пока не попал на концерт Светы Жаворонковой, а она — уникум московской соул/околоджазовой сцены. Ее англоязычный проект Secret Atelier не пользуется оглушительной популярностью по одной-единственной причине — он англоязычный. А музыка — очень породистая, яркая мозаика из фанка, соула, аренби и всего в том же духе.

Саунд некоторых песен я бы сравнил с ранними Brand New Heavies, но кто их сейчас вспомнит? А здесь — оригинальные мелодии и качающие ритмы, настоящий грув ритм-секции, цепкие партии гитары музыкантов и летящий голос госпожи Жаворонковой. Хотя сделано с явным перфекционистским подходом — местами запись кажется лощеной — но никакого нарочитого эстетства, просто — радость.

Apple.Music, Яндекс.Музыка, Deezer

Ezra Collective «You Can’t Steal My Joy»

В продолжение темы Secret Atelier, Brand New Heavies и прочих. «Радость не украдешь», — сообщает нам название пластинки лондонского квинтета Ezra Collective. Группа, которая играет такую вот мозаичную клубную музыку, переосмысляя все те же благородные жанры — фанк, соул, джаз и так далее. Плюс элементы африканского фольклора. Несколько лет крутились на лондонской сцене, теперь вот выпустили дебютный альбом — long awaited, долгожданный, как принято говорить в таких случаях; в данном — совершенно справедливо.

Вообще, то, что играет Ezra Collective, в 90-е назвали бы acid jazz, но мы, слава богу, живем в другую эпоху. Сложный, навороченный саунд, ритмы от даба до брейк-бита — и все это дарует простые эмоции. «What Am I to Do» с неспешно-надменным рэпом Лойла Карнера — просто хит. Радость, которую не украдешь. У коллег-музыкантов особенно.

Apple.Music, Яндекс.Музыка, Deezer

Makar Novikov & Hiske Oosterwijk «Stereobass»

Завершим интернациональным русско-голландским проектом с двумя контрабасистами. Причем одна из контрабасистов — Дарья Чернакова, крайне востребованная на столичных джаз-сценах. Зачинщики проекта — московский басист Макар Новиков и нидерландская певица Хиске Остервэйк, которая отличается изумительной артикуляцией и точнейшим интонированием. Альбом авторских песен на английском и французском и две песни на, представьте себе, фризском (это тоже германский язык, второй родной у Хиске).

Stereobass — один из первых релизов нового питерского лейбла Rainy Days, который дебютировал альбомом барабанщика Саши Машина. Здесь он тоже играет, и его характерный звук и сбивочки — именно то, что нужно этой музыке.

Собственно, что за музыка? Не джаз, не фанк, не... Вот, например, первая песня, «Yellow Car» — в ней вначале арпеджио, как у каких-нибудь Coldplay. Финальная «Junbea» — медленно разгоняющаяся фолк-баллада с гипнотичным фортепиано Алексея Иванникова. Но стилистическое определение — единственное, над чем тут можно поломать голову. Потому что, собственно, музыка в эту самую голову «заходит» отлично.

Apple.Music, Яндекс.Музыка, Deezer