Писать про концертные альбомы Эрика Клэптона довольно просто. Все они — энергичные, бодрые, радуют остроумными свежими импровизациями и сочетанием проверенных временем хитов Слоухенда («Медленная рука» — известное в музыкальном мире прозвище Клэптона), Cream и Blind Faith с вечнозелёными блюзовыми стандартами. А с 90-х в концертниках Клэптона появляется акустика — отдельным сетом или вкраплениями.

Live in San Diego (with Special Guest JJ Cale)

Самый свежий концертник выпущен 30 сентября 2016 года с шоу 15 марта 2007 года на спортивной арене города Сан-Диего, Калифорния. Энергичный плотный сет; «Layla» — тяжёлая с фуззом, вокал в куплете переходит в просто-таки рычание. Душа, короче. «Фишка» этого концерта в том, что в середине в нескольких номерах играет великий Джей Джей Кейл, и это — практически отдельный сет.

Клэптон и Кейл за год до этого концерта в 2006 году выпустили крайне успешный совместный альбом «The Road to Escondido»; здесь играют отменные песни «Cry Sister Cry» и «2Who Am I Telling You?» Ну и, конечно, классика — «Cocaine»: именно Клэптон в своё время сделал эту песню Кейла хитом.

Live in Hyde Park

Гигантский благотворительный концерт в лондонском Гайд-парке в 1996 году. Впервые выпущен в 1997 на видеокассете, в 2001 переиздан на DVD. Ума не приложу, почему такой роскошный концерт существует только на DVD, а не на CD, виниле и вообще всех носителях. Это нечто: горючая смесь рока, блюза, иногда даже джаза и рэгги. Роскошный бэк-вокал от The East London Gospel Choir и мощные пачки духовых — как в соул и южном роке.

Ну и всякие фокусы: полуакустическая «Layla», приправленная губной гармошкой! Начинающийся вкрадчивым органным вступлением «I Shot the Sheriff» содержит просто потрясающее гитарное соло — глубокое, пронзительное, с неожиданными поворотами. Клэптон явно в ударе: видно, как они перемигиваются с барабанщиком Стивом Гэддом — дескать, ещё пару квадратов, чувак, и хиляй на коду!

Crossroads Revisited. Selections from the Crossroads Guitar Festival

Подборка на 3 CD фрагментов благотворительного фестиваля Crossroads почти за десять лет — с 2004 по 2013-й годы. Фестиваль Клэптон проводит с благой целью — собрать средства для рехаба (наркологическая клиника для лечения алкоголиков и наркоманов) на Антигуа. Сборник вообще-то вышел под именем «Eric Clapton and Guests», и собственно виновника торжества, профессионально разбирающегося в разного рода зависимостях и успешной борьбе с ними, здесь не так уж и много. Но, во-первых, это совершенно его атмосфера. От молодых артистов, близких по духу (Джон Мейер, Гери Кларк-младший) до старых друзей (Джефф Бек, Сантана, Стив Уинвуд), благородных поп-кантри-звёзд (Шерил Кроу, Кит Урбан) и птенцов гнезда клэптонова (Роберт Крей, Дойл Брэмхолл Второй).

Супермузыканты в любопытных неожиданных сочетаниях. Свежо! Около сорока треков, все с «фишкой», сюрпризом. Роберт Крей с чувственным сетом, в конце которого остроумно прикрутил мотив «Похоронного марша» из си-минорной сонаты Шопена. Удивительно трогательно Клэптон исполняет «Isn’t It A Pity» Джорджа Харрисона. Очаровательно-небрежно группа ZZ Top отрывается на своей старинной двойной пьесе «Waitin’ for the Bus/Jesus Just Left Chicago» — надо же, и у фирмачей бывает «шара»! С «Presence of the Lord» Клэптона-Уинвуда слушатель проваливается во времена супергруппы Blind Faith.

One More Car, One More Rider. Live on Tour 2001

Фрагменты тура 2001-го года, как и указано в заголовке, по следам актуального на тот момент альбома «Reptile» выпущены в 2002-м на двух CD и одном DVD. Примерно это же можно было услышать в Москве: имею в виду тот единственный раз, когда Клэптон выступал в России. Нормальный поздний Клэптон — акустика, хиты 90-х, блюзы. Позже в интервью одному гитарному журналу музыкант с обескураживающей прямотой объяснит, почему его всё ещё не «достали» его же старые хиты: «Хотите верьте, хотите — нет, но я до сих пор нахожу эти песни освежающими. Устаешь от того, что пытаешься представить публике со сцены новые песни с «Reptile». Тащишь тяжелый груз: никто этих песен не слышал, никому особо не интересно. Но доходишь до «Badge» — и её все узнают».

Любопытно, что проходной в общем-то инструментал «Reptile» здесь почти в джазовом звучании, с которым чуть позже Клэптон начнёт заигрывать посерьёзнее (и даже сыграет концерт с главным американским джазменом Уинтоном Марсалисом). Особая ценность — сопящий свингующий Hammond (электронный орган) ныне покойного Билли Престона.

E.C. Was Here

Давайте углубимся в древность. Один из самых известных ранних сольных live-альбомов под именем Эрика Клептона — «E.C. Was Here», а не, допустим, «Дерек и домино» или «Blind Faith» какой-нибудь. Выпущенный в 1975 году, он представляет собой нарезку из концертов тура 1974 и 1975 годов в Long Beach Arena в Калифорнии, лондонском Hammersmith Odeon и Providence Civic Center на Род-Айленде.

Любопытно, что в июле 1974 вышел альбом «461 Ocean Boulevard» с мегахитом «I Shot the Sheriff» (кавер Боба Марли), но здесь ничего подобного нет. Зато есть тяжелая, почти цеппелиновская «The Presence of the Lord», «Can't Find My Way Home» Стива Уинвуда и медитативная «Rambling On My Mind» Роберта Джонсона (неторопливое соло с чудесной оттяжечкой — фирменный Клэптон). Вопли толпы не вычищены — и прекрасно, они создают атмосферу.

24 Nights

2 CD — конспект серии концертов в Алберт-Холле на рубеже 1990-91 годов. Действительно, эти 24 вечера, на которые, судя по воспоминаниям Клэптона, народ просто ломился. Любопытство вызывают четыре разных состава — просто группа, «блюзовая группа» (с Джимми Воэном), группа из 9 человек (с прославленным Реем Купером на перкуссии) и оркестр. То есть саунд и стилистика крайне разнообразные.

Устрашающая версия «In a White Room»; бодрая «Bad Love» переходит в медленную «Old Love» с длительным размышляющим соло под минималистичный аккомпанемент баса и барабанов; слащавая «Wonderful Tonight». На двух последних треках — «Hard Times» и «Edge of Darkness» — отменно вписались нервные струнные оркестра.

Unplugged

Один из самых популярных в народе альбомов Клэптона — это, безусловно, концертник «Unplugged». Думаю, каждый знает хотя бы пару песен из этого уникального релиза 1992-го года. «Анплагд» — модный тогда формат (Клэптон с ним попал в самое солнечное сплетение времени) и сейчас, разумеется, нисколько не устарел. Благодаря новаторскому для Клэптона подходу и тотальной акустике, в одном сете легко соединились корневой американский блюз, старые хиты Клэптона и его совершенно новые песни. «Layla» многие знают скорее по вкрадчивой медленной «обесточенной» версии, чем по чумовому электрическому запилу, как на оригинальном альбоме «Derek&The Dominoes».

Любопытно вспомнить, что сам гитарист написал об этом проекте в автобиографии: «1991 год был ужасным (из-за смерти сына, — прим.ред), но были посеяны ценные семена. Мое излечение от алкоголизма приобрело новый смысл, оно стало самым важным в моей нынешней жизни, оно дало мне новый путь, когда я думал, что никакого пути нет. <…> В музыке тоже появилась другая энергия. Я ощутил потребность исполнять эти новые песни о сыне на публике. Я действительно считал, что песни помогут — не только мне, но любому, пережившему настолько кошмарную потерю.

Возможность представить песни публике появилась благодаря предложению шоу Unplugged телеканала MTV. Когда-то меня туда уже приглашали, но тогда я не решился, а вот сейчас понял, что там — идеальная ситуация. Я засел в своем доме в Челси и принялся составлять программу концерта — такую, чтобы вернуться к своим корням и представить новые песни в спокойном окружении.

Шоу получилось отличным. Энди Фейрвезер-Лоу и я сыграли много чистой акустики в песнях Роберта Джонсона и Брунзи, также мы исполнили «Tears In Heaven» и «Circus Left Town» (хотя потом я запретил выпускать «Цирк» на том основании, что она получилась слишком сырой). … Запись не очаровала меня, хотя я получал удовольствие, исполняя эти песни: мне казалось, что слушать их не настолько интересно.

Альбом вышел и стал самой продаваемой моей пластинкой за всю карьеру, и это показатель того, насколько я разбираюсь в маркетинге. Также он был самым дешевым с точки зрения продюсирования, а на его подготовку и исполнение были затрачены минимальные усилия. Но если вы хотите знать, чего на самом деле стоил мне этот альбом — посетите могилу моего сына в Рипли. Думаю, именно поэтому альбом настолько популярен: люди хотели выразить мне свою поддержку, и те, у кого не было возможности что-то сделать, просто купили этот альбом».