В арсенале датской компании Jamo — пополнение. Эксклюзивная линейка Concert обогатилась сразу двумя семействами акустических систем — С 9 и С 10. Если учесть неизменно высокую репутацию Jamo у наших меломанов, интерес к новым моделям становится вполне понятным.
Разработчики Jamo Concert, несомненно, энтузиасты своего дела. Об этом свидетельствует уровень технических решений, примененных в новой акустике. Среди них — электронная схема защиты от перегрузки (EOP), центрально расположенный порт фазоинвертора (CBR), безрезонансный и не окрашивающий звучание связующий материал (ARC и NCC), технология несвязанного твитера (DTT) и многое другое.
Датский технический дизайнер Кьерон Дунк (Kieron Dunk) наделил громкоговорители красивой внешностью. Ему удалось заставить декоративные элементы работать на повышение качества звучания — расширение в центре корпуса колонок серии 10 не только придает им дополнительный шарм, но и препятствует возникновению стоячих волн внутри корпуса.
Линейка акустики Jamo Concert 9
В линейку Сoncert 9 входят полочники С 91 и С 93, колонка центрального канала C 9 CEN, тыловой громкоговоритель С 9 SUR, а также напольники С 95 и С 97. В основу их конструкции положен т.н. Danish Sound Design (дословно — «датский дизайн звучания»). Это целый комплекс разнообразных мер повышения качества воспроизведения звука, достойных подробного разговора.
Во-первых, твитер механически развязан от колебаний передней панели АС (задействована новая технология Tweeter Distortion Reduction (TDR), значительно уменьшающая пагубное влияние НЧ-колебаний на ВЧ-диапазон). Во-вторых, он оборудован согласующим рупором Anti-Diffraction WaveGuide (ADW). Сужая направленность излучения «пищалки», рупор препятствует дифракции звуковых волн от ВЧ- и НЧ/CЧ-драйвера.
Диффузор НЧ/CЧ-излучателя выполнен из композита металла и волокнистого слоя Hard Composition Conical Cone (HCCС). В нем жесткость алюминия или титана позволяет добиться поршневого режима излучения, который отлично сочетается с переходными характеристиками, присущими бумажному диффузору. Алюминиевая центральная втулка способствует эффективному рассеиванию теплоты со звуковой катушки, а модернизированный подвес (Long Displacement Surround — LDS) обеспечивает линейный ход диффузора, что улучшает воспроизведение динамичного баса на пиковой мощности. Каковы результаты применения столь сложных конструкторских решений?
Колонки С 91, С 93, С 95 и C 9 CEN являются двухполосными фазоинверторными; порт вынесен на заднюю панель, поэтому рекомендуется устанавливать эти АС на некотором (как минимум 30 см) расстоянии от стены. Твитеры обеих колонок оснащены шелковыми куполами одинакового диаметра (один дюйм), но имеют волновод разной конструкции. НЧ/СЧ-драйвер С 91 оснащен 4-дюймовым диффузором; у С 93 он 6-дюймовый. В кратковременном режиме С 91 способна без перегрузки отрабатывать сигнал мощностью 150 Вт, что для колонки габаритами всего 265x175x191 мм — очень высокий показатель.
Старший из полочников – С 93 имеет ощутимо большие размеры (350x200x259 мм) и более высокую чувствительность (88 дБ против 86 дБ у «младшего брата»), а эффективно работать начинает с 45 Гц (у С 91 нижняя граничная частота на 20 Гц выше), при этом кратковременная подводимая мощность может достигать 240 Вт. Вот что значит заменить 4-дюймовый вуфер солидным 6-дюймовым!
Громкоговоритель C 9 CEN центрального канала оборудован 1-дюймовым твиттером и двумя 4-дюймовыми НЧ/СЧ-драйверами (классический MTM-дизайн). Благодаря наличию пары мидбасовых динамиков модель C 9 CEN по чувствительности сравнялась с С 93, а по ширине диапазона рабочих частот заняла промежуточное положение между С 91 и С 93 (55 Гц – 24 кГц).
Напольник C 95 оснащен такими же драйверами, какие установлены в модели С 93, но вуферов здесь два, они работают в унисон. В итоге чувствительность АС стала на децибел выше, чем у С 93, а нижняя граничная частота (НГЧ) опустилась до 37 Гц при кратковременной подводимой мощности 330 Вт. Появилась вторая пара акустических клемм, что позволяют подключить колонку по схемам bi-wiring или bi-amping.
Флагман серии — напольный громкоговоритель С 97 трехполосный. У него три 6-дюймовых драйвера; два отвечают за воспроизведение НЧ-диапазона, третий играет роль CЧ-динамика. Тщательно проработанный кроссовер позволил добиться идеального согласования излучателей и снизить нижнюю границу еще на 5 дБ (до 32 Гц), а кратковременную подводимую мощность довести до 360 Вт.
Принципиально иную акустическую схему имеет тыловой громкоговоритель С 9 SUR. Это трехполосная АС в закрытом корпусе, оснащенная 4-дюймовым НЧ-драйвером, 3,75-дюймовым СЧ-излучателем и дюймовой «пищалкой». Колонка выполнена по фирменной технологии Midrange Phase Diffusion (MPD), позволяющей реализовать все преимущества дипольной схемы без типичного для этой конфигурации недостатка — вялой передачи баса. Диапазон рабочих частот простирается от 80 Гц до 24 кГц, чувствительность составляет 87 дБ, а кратковременная подводимая мощность — 180 Вт.
Флагманская линейка акустики Jamo Concert 10
Флагманская линейка Concert 10 по номенклатуре чуть лаконичней: три двухполосные АС — полочник C 103, центральная колонка C 10 CEN и тыловой громкоговоритель C 10 SUR, а также трехполосный напольник С 109. Колонки имеют трехопорную базу для повышения точности установки по горизонтальному уровню. Все АС, кроме тыловой, выполнены в корпусе с фазоинвертором, порт которого расположен сзади, и оснащены высококлассным твитером (шелковый купол диаметром 1 дюйм), играющем в диапазоне до 27 кГц.
Корпус акустической системы C 103 имеет изогнутые боковины, что повышает жесткость конструкции и, как мы уже отмечали, препятствует возникновению стоячих волн. Роль НЧ/СЧ-излучателя играет 7-дюймовый динамик (НГЧ составляет 45 Гц). Чувствительность — 88 дБ, кратковременная подводимая мощность — 300 Вт.
Центральная колонка C 10 CEN имеет MTM-дизайн с двумя 6-дюймовыми вуферами. По чувствительности она стоит вровень с полочником C 103, а по кратковременной подводимой мощности превосходит его на 20 Вт. НГЧ — 49 Гц, что для АС такого типа можно считать рекордным показателем.
Дипольный громкоговоритель C 10 SUR для домашнего кинотеатра выполнен в закрытом корпусе по упомянутой выше фирменной технологии MPD и оснащен двумя 6-дюймовыми НЧ/СЧ-динамиками, а также парой твитеров. Нижняя граница меньше, чем у коллеги из девятой серии, на 15 Гц, а чувствительность — такая же (87 дБ), зато подводимая мощность выше почти в два раза (320 Вт против 180 у C 9 SUR).
Возглавляет линейку напольный громкоговоритель C 109. Он трехполосный, за воспроизведение баса отвечает пара 7-дюймовых драйверов, поэтому на задней панели — два порта фазоинвертора. Средние частоты воспроизводит еще один 7-дюймовый динамик. Колонку можно подключить по схеме bi-wiring/bi-amping. Характеристики у АС завидные: при чувствительности 89 дБ кратковременная подводимая мощность составляет 400 Вт, а НГЧ — 30 Гц.
Общее
Все новички семейства Concert имеют одинаковый номинальный импеданс (6 Ом) и близки друг к другу по чувствительности, поэтому не нужно опасаться различий в тональной окраске, когда будете составлять из них, например, систему домашнего кинотеатра. Матовая и глянцевая отделка лицевых панелей плюс алюминиевые кольца вкупе с хромированным логотипом хорошо смотрятся в любом интерьере. Если же вам непременно хочется подобрать колонки по декору, можно рассмотреть три варианта отделки: матовая черная/белая или в цвете «темная яблоня» для «девятой» серии и глянцевая черная/белая или натуральный шпон ореха для серии Jamo C 10.