За свою долгую историю компания PS Audio выпустила не так уж и мало фонокорректоров, особенно если учесть, что новинки здесь «готовят» долго — и не меняют модели каждые пару лет. В настоящий момент Stellar Phono — единственный корректор в каталоге производителя. В перспективе можно ждать пополнения, ведь Stellar — не самая старшая линейка, но пока что будем изучать и слушать именно эту модель.
В PS Audio за конкретными моделями стоит не обезличенный коллектив разработчиков, а конкретный человек, придумавший аппарат и отвечающий за реализацию. В данном случае это инженер Даррен Майерс (Darren Myers) — именно его имя указано на основной плате аппарата. В компании идею этого корректора описывают как некую классическую реализацию на полевых транзисторах, работающую в классе А.
Со своими особенностями
Во внешности аппарата нет отсылок к «классике». Сделано аккуратно, но без консерватизма. При этом аппарат — с загнутыми сверху и снизу панелями корпуса, как бы разделенными посередине — стыкуется со всеми остальными моделями в линейке Stellar.
Фонокорректор увесистый — во внешнем исполнении много металла. И жесткость всей конструкции вполне хороша. Индикация яркая, но в разумных пределах. Даже подсвечивающаяся синим кнопка в виде логотипа PS Audio балансирует на грани дозволенного, но не переходит ее. Однако, что хорошо — аппарат, переведенный в режим ожидания, никакой индикации вообще не имеет.
На этапе просмотра, пожалуй, не понравилась только одна вещь — простейшие резиновые ножки, на которые устанавливается модель. Впрочем, их можно легко открутить и использовать что-то стороннее по своему усмотрению. Или вовсе оставить этот момент за скобками.
Функционал у корректора, скажем так, более обширный, чем в среднем, но со своими особенностями. Входа два: для MM- и MC-головок.
Для MM-головок значение импеданса фиксировано на 47 кОм, а значение емкости на 100 пФ. Для MC-входа есть несколько фиксированных значений импеданса: 60, 100 и 200 Ом или же 47 кОм, с расчетом на высоковыходные МС-головки. Кроме того, есть возможность переключиться на режим плавной поканальной регулировки импеданса в диапазоне от 1 Ом до 1 кОм.
Также для обоих входов актуальна регулировка коэффициента усиления. Всего предусмотрено три позиции, что в цифрах выглядит вот так: для MM-входа — 44, 50 и 56 дБ, а для МС-входа — 60, 66 или 72 дБ. Других настроек — например, фильтров среза или выбора кривых коррекции — у аппарата нет.
Необычно реализовано управление всем этим функционалом. У аппарата два выключателя. Первый, задней панели, попросту обесточивает всю схему, а второй — кнопка в виде логотипа на передней панели. При помощи этой кнопки можно выводить корректор из режима ожидания или включать/выключать режим «Mute». На этом все.
Остальные переключения осуществляются с небольшого пульта дистанционного управления. Необычно. С одной стороны, пользоваться этим пультом понадобится не часто — разве что для переключения входов в том случае, если у владельца два проигрывателя или два тонарма на проигрывателе. Все остальные настройки актуальны только при смене головок, а этим пользуются далеко не все.
С другой же стороны, памяти на настройки у корректора нет — если его полностью обесточить, отключив силовой провод или воспользовавшись выключателем сзади, то аппарат включится в режиме работы по ММ-входу, да и остальные настройки тоже сбросит. Вернуть все на свои места можно несколькими нажатиями кнопок на пульте — тут все наглядно и понятно. Да и обесточивать систему регулярно не рекомендуется — корректору штатно положено находиться в режиме ожидания.
Так что в целом реализация необычная, но не более того. Хотя пульт у меня во время теста иногда работал несколько задумчиво. Правда, после настройки конфигурации я им и не пользовался, потому что использовал один тонарм с одной головкой — у меня только низковыходные МС, а подключить две такие одновременно возможности нет.
Еще одна особенность: возможность плавной регулировки импеданса для МС-головок — такой отдельный, самостоятельный режим работы. Регулировка тут заявлена весьма необычная: от 1 Ома до 1 кОм — плавно, бесступенчато и поканально. Интересно.
Впрочем, подбирая головки, я бы ориентировался на фиксированные значения, потому как регулируемый режим обеспечивает просто пара переменных резисторов, вполне обычных, и именно что бесступенчатых. Точно попасть в значения довольно сложно, шкалу можно считать скорее условной, чем информативной, а подстройка поканально на слух — дело весьма тонкое. Так что в качестве основного режима я бы рекомендовал фиксированные настройки, а регулируемые — только в виде опции и в сочетании с не очень дорогими головками.
Немного о том, что внутри. Вся схема собрана на одной большой плате — и собрана хорошо. Детали приличные. Разделение на питание/управление и коррекцию хорошо видно и разнесено, хотя дополнительных экранов нет. Заэкранирован только силовой тороидальный трансформатор, да и то закрыт он не со всех сторон. Питание, судя по тому, что видно, не имеет переключений по вольтажу, и трансформаторы для стран с разным напряжением сети используются разные.
Часть транзисторов схемы в качестве радиатора используют просто нижнюю стенку корпуса. Впрочем, греется в процессе корректор не сильно, хотя и совсем холодным точно не остается. Но в этом нет ничего необычного — все ожидаемо. Что порадовало: в сигнальных цепях нет операционных усилителей — схема на дискретных элементах. Балансный выход действительно балансный. Схема с пассивной RIAA-коррекцией тоже выглядит интересно.
Аппарат только из коробки требует некоторого времени, чтобы прийти в себя, но потом, если он просто стоит в режиме ожидания, можно обычным образом включать и слушать. На рабочую температуру все выходит не дольше, чем минут за 10–15, да и в целом никакой капризности я здесь не заметил.
Что порадовало: при разных подключениях, даже с низковыходными МС-головками, корректор тихий. Фона практически нет, что-то минимально можно услышать на той громкости, на которой никакое прослушивание уже не возможно. А на обычной громкости или просто на существенно выше средней — тишина. При переключении режимов и настроек — только пощелкивания реле, никаких дополнительных артефактов.
Разъемы — качественные, клемма заземления удобная и расположена тоже там, где ей уместно быть. Выход можно использовать и балансный, и небалансный — но раз уж балансный сделан нормально, то я использовал именно его.
Ламповая теплота
Первой поставил пластинку Donald Fagen «Sunken Condos». Звук получился большим, объемным, как бы бархатным, с масштабной сценой. Характер подачи — веселый, несколько даже разухабистый, но без фамильярности. Определенно есть теплота, которую, скорее, можно было бы приписать ламповому корректору с подчеркнуто-ламповым звуком.
При этом есть и хорошая динамика и более чем приличная детальность. При всей этой теплоте и бархатности эффекта замыливания звучания не наблюдается. Баса в звуке много, но и качество и контроль у него присутствуют. При также прослеживающейся смягченности именно плохого контроля или ватности вообще нет.
Середина слегка приподнятая, открытая, информативная. При этом вокальные партии соразмерны крупной в целом сцене и хорошо построены, телесны и отлично проработаны в общем объеме. Звучание верхних частот кажется закругленным, но при этом нет потери в скорости или разборчивости, да и по сделанным на скорую руку замерам спада нет.
В целом, при явно подчеркнутом характере звук не ощущается окрашенным — и аналогий с винтажным звуком тоже не много. В чем-то напомнило некоторые усилители на германиевых транзисторах, но только напомнило — без явного сходства.
Ритм аппарат держит хорошо. Может, даже немного по-силовому его форсирует, поддает эмоций, но делает все это достаточно аккуратно, без перебора. И при этом сохраняется хорошая уверенная разборчивость. Только без категоричной раскладки музыки на отдельные составляющие.
Вторая пластинка — Sarah Vaughan «Sweet 'N' Sassy». Диск этот у меня не в идеальном состоянии — присутствует некоторое количество пощелкиваний и потрескиваний. Все слышно, но если на многих других корректорах это вызывало бы отторжение или раздражение, то здесь, даже при явной слышимости артефактов, получается интересно — музыка их перекрывает. В первую очередь, не громкостью, а неким эмоциональным вовлечением в прослушивание. А на артефакты быстро перестаешь обращать внимание.
Сама запись здесь — точно не холодная, не очень нейтральная и точно не отстраненная. Однако «перегрева» теплотой или эмоциями нет — при всем объеме, смягченности и доле теплоты звук совершенно лишен слащавости. И при хорошем внимании к деталям нет отстранения от основной темы в пользу нюансов и послезвучий. Хотя и послезвучия аппарат отыгрывает, а не съедает.
На практике получается, что особенности пластинки хорошо слышны, но явного сложения их с характером звучания фонокорректора не происходит, а то, что получается на выходе, вполне интересно слушать. Вообще, живость подачи и вовлеченность, в пику многим современным корректорам, особенно на ОУ, здесь прослеживается очень хорошо и представляет Stellar Phono в выгодном свете.
Жизнерадостный и миролюбивый
Дальше поставил диск David Gilmour «On An Island». Хороший объем, воздух, деталей слышно много. И ритм хорош. Но вот специфическая, слегка грустная и созерцательная атмосфера альбома с характером звука уживается не на все сто.
И не в парадигме светлого или темного звука — здесь как раз все в порядке, и даже некая затепленность не противоречит. Однако по капле разных составляющих — и получается все немного более жизнерадостно, чем, как можно предположить, задумывалось на самой записи.
Хотя этот эффект, конечно же, варьируется от композиции к композиции. Все это нюансы — но нюансы интересные. По формальным же критериям все хорошо. Объем сцены и воздух в достатке, скорость и ритм на месте, детали хорошо слышны — и музыка не распадается. Эмоции же, скорее, рисуются крупными отчетливыми и достаточно яркими мазками, с некоторым преобладанием чистых цветов, а не полутонов.
Одноименный альбом Dead Can Dance по эмоциям в чем-то можно соотнести с предыдущим альбомом, но на деле «причесывания» эмоций под одну гребенку не происходит. Разница в оттенках и нюансах слышна хорошо.
Здесь — просто прекрасный объем и глубина звука, отличный бас, точная раскладка пространства с хорошо читаемыми образами. Внимание к каждой отдельной партии не перевешивает — и музыка слушается вполне цельно.
Умеренная мрачность присутствует (но она тут как бы предполагается на записи), но я бы не сказал, что музыка как-то переиначивается или что, наоборот, имеющийся характер слишком акцентируется. Да и доля теплоты, пусть и заметная, не выбивается из общего характера, не делает музыку другой.
Потом поставил пластинку с записями клавесинных пьес Куперена. Звук клавесина не острый, все чуть-чуть сглажено, но звучание эмоциональное, проникновенное, с хорошей проработкой объема и с правильными затуханиями. Послезвучия корректор не гасит. И как-то так очень быстро привыкаешь к звуку, к его характеру. Ведь характер, надо признать, весьма миролюбивый, но совсем не сонный. И все получается достаточно равновесно.
Последняя запись — исполнение «Carmina Burana» Карла Орфа. Тихие моменты отрабатываются прекрасно. Литавры на вступлении — тоже очень хорошо, объемно и достоверно. На некоторых моментах драматизм сглажен, но не сильно — общую картину это не меняет. Детальности почти всегда и везде хватает. Может быть и больше, но и так тоже очень хорошо.
И спад по детальности идет не плавно, когда многое размывается, а напротив — до определенного уровня все очень хорошо, а потом срезается лишь совсем небольшой «кусочек». Сцена большая, не столько воздушная, сколько плотная, но с правильными пропорциями, отличной шириной и глубиной. Читаемость образов и планов хорошая. Слушать вполне интересно.
Выводы
В целом — приятный корректор с неплохим, хотя и немного неоднозначным, функционалом. Но главное — у него интересный и запоминающийся характер звука, живой, эмоциональный, немного ламповый, даже при транзисторной природе аппарата.
Упор на эмоции не грубый и не вульгарный, а весьма изысканный. Жанровости минимум, а звук в целом близок к тому, что многие, по моим наблюдениям, и хотят получить от своей виниловой системы.
Музыкальный материал
Carl Orff — Carmina Burana — Gundula Janowitz, Gerhard Stolze, Dietrich Fischer-Dieskau, Chor Und Orchester Der Deutschen Oper Berlin, Eugen Jochum / Deutsche Grammophon — 139 362 / Stereo
David Gilmour — On An Island / EMI — 09463556913 / Stereo
Dead Can Dance — Dead Can Dance / 4AD, Vinyl 180 / VIN180LP003 / Stereo
Donald Fagen — Sunken Condos / Reprise Records — 9362-49478-4 / Stereo
François Couperin — Pièces De Clavecin: Troisième Livre — Alan Curtis, Frans Brüggen, Bruce Haynes, Lucy van Dael / His Master's Voice — 1C 151-30 750/51 / Stereo
Sarah Vaughan — Sweet 'N' Sassy / Roulette — SR 52112 / Stereo
231 000 рублей
Тип: транзисторный MM/MC-фонокорректор
Входы: RCA 1 х MM, 1 x MC
Выходы: небалансный RCA, балансный XLR
Управляющий триггерный вход: 3,5 мм, 12 В
Коэффициент усиления:
MM: 44 дБ, 50 дБ, 56 дБ
MC: 60 дБ, 66 дБ, 72 дБ
Входной импеданс:
MM: 47 кОм (100 пФ)
MC: фиксированные значения — 60 Ом, 100 Ом, 200 Ом; регулируемые значения — 1 Ом–1 кОм
Частотный диапазон: 20 Гц — 20 кГц ±0,25 дБ
КНИ: на 0,5 В/1кГц — <0,01%
Соотношение сигнал/шум:
MM: >82 дБ А-взвеш.
MC: >74 дБ А-взвеш.
Разделение каналов: >74 дБ
Потребляемая мощность: 26 Вт
Размеры (ШхВхГ): 430x332x82,55 мм
Вес: 9,8 кг