Написать эту статью было непростой задачей, потому что она содержит философский парадокс: человек всегда подсознательно стремился к тому, чего больше всего боится. Ночная темнота, окружавшая кроманьонца в его жалком жилище, вокруг враждебный мир, населенный опасными существами. Темные дебри лесов, глубины морей и океанов. Еще более темный и пугающий космос, где выжить предельно сложно. Но самое ужасающее — куда он попадет в конце своего пути? Это место в массовом сознании всегда было населено страшными монстрами и ужасными картинами существования там после. Ну не может же все так и кончиться, правда? Должно же там быть хоть что-то? Ну, вот и…
Зигмунд Фрейд все стремления человека свел в итоге к дуалистическому принципу борьбы двух основных инстинктов — сексуального влечения и влечения к смерти:
Если мы примем как не допускающий исключений факт, что все живущее вследствие внутренних причин умирает, возвращается к неорганическому, то мы можем сказать: целью всякой жизни является смерть, и, наоборот, неживое было раньше, чем живое.
И если кто-то хочет возразить, что он лично к смерти никоим образом не стремится, то поздно — старина Фрейд уже все решил. Позже ведущие психоаналитики опровергли Фрейда, но, что называется, осадок остался. За века вокруг этой темы складывался свой собственный мир искусства: художники, писатели, кинематографисты, мифотворцы, «исследователи паранормального»… И правда, это кажется очень странным, зачем еще и разукрашивать то, что нам всем нужно меньше всего остального? Ведь в реальной жизни так много красивого и радостного, а тут одно расстройство! Но инстинкт, выявленный Фрейдом, такими разумными доводами не перешибить, а тем более пасторальными картинами зеленой лужайки с цветочками под ясным солнышком. Нам надо что-нибудь пострашнее, чтобы как следует испугаться!
В начале 1300 годов нашей эры Данте Алигьери написал «Божественную комедию», где собой самим в качестве героя на пару с compagno Вергилием исследует потустороннее существование. Нет, чтобы ограничиться просмотром райских кущ, так он предпринял пеший тур по мрачным чертогам ада и окрестностей. Вот что он туда потащился, спрашивается? Правильно, хотел нам унылое сытое существование разбавить чем-то таким, специфическим, а то все надоело. Перца подсыпать в постылый борщ. Поэтому каждый, думаю, может себе ответить, зачем все это всегда было. Вот ну совсем не надо, но… ужасно интересно, а что же там? Хоть краешком глаза взглянуть! И естественно, музыканты не могли остаться в стороне. Подхватили свои гусли, лиры и рванулись нам в этом антураж создавать. И закономерно, что в XX веке в музыкальной среде сформировалась целая субкультура, которую назвали «темная сцена».
Поэтому демонам назначено два места наказания: одно в связи с их грехом, и это ад, другое же — для искушения человеков, и это место их наказания называют темной атмосферой.
Фома Аквинский, «Сумма Теологий»
В «Божественной комедии» Данте лично спускается через 9 кругов ада к центру Земли, где Зло и окопалось. А там внезапно, на самом-самом днище ада, находится заледеневшее озеро, в котором сидит намертво вмерзший в лед Сатана собственной персоной.
Видимо, все тысячелетия созерцания человеческих грехов оказались такими скучными, что он в конечном итоге ничего умнее не придумал. А вы наивно полагали, что в аду жарко и все сгорает в пламени? Несовременно было так рассуждать уже в эпоху Данте! Попробуем проследить, как этим путем идут современные музыканты, выразившие желание озвучить маршрут. Его в свое время нам талантливо проиллюстрировал Гюстав Доре.
Круг первый. Лимб
Синти-поп (synthpop), наверное, один из самых известных и популярных жанров темной сцены. Полностью он называется «синтетическая популярная музыка», потому что записывается в основном при помощи синтезаторов и компьютера, и насыщен звуковыми спецэффектами. Голос вокалиста, чаще всего мужской, как правило, холодный, немного отчужденный, даже несколько высокомерный. Тексты песен традиционно имеют социальную тематику.
Название жанра синти-поп появилось в конце 70-х годов XX века. Началась новая эпоха в поп-музыке, потому что многие проекты, ранее игравшие пост-панк, стали активно использовать новую аппаратуру — синтезатор. Поначалу синти-поп скорее походил на смесь других популярных на тот момент жанров: новая волна, электропоп, неоромантика и постпанк.
Пионерами жанра синти-поп считаются японская команда под названием Yеllоw Маgic Оrсhеstrа и британские группы Ultrаvох и Нumаn Lеаguе. Они активно использовали монофонические синтезаторы и добились простого и понятного для многих звучания. Подобный звук в те годы был доступен большинству музыкантов, что объяснялось широким распространением недорогих монофонических синтезаторов и новым стандартом в музыкальных инструментах — MIDI. Тогда же начали активно использоваться драм-машины, сделавшие такой «фирменный» звук еще более доступным. С подачи жанра синти-поп музыкальный синтезатор стал главным инструментом в танцевальной музыке. На волне популярности нового жанра прославились группы Еrаsurе и Реt Shор Воys, ставшие в свою очередь мегапопулярными, но позже, ближе к 90-м годам, они отошли от канонического звучания синти-попа.
С появлением в начале 80-х британской группы Depeche Mode, которая до сих пор считается самой популярной на сцене синти-попа, звучание синти-попа в его современном виде оформилось окончательно. Развитие технологий привело к тому, что жанр стал более насыщенным и электронным, все более отдаляющимся от канонов. Поэтому приходится употреблять термин «олдскульный синти-поп» (oldschool synthpop), чтобы выделить проекты, все еще играющие в классическом звучании.
К 2010-м годам музыка синти-попа начала выходить за рамки темной сцены, заимствуя звук у других электронных направлений поп-музыки (электропоп и нео-диско), однако большая часть проектов все еще придерживаются современного или традиционного олдскульного звучания, не покидая своих границ. Синти-поп послужил основой для зарождения многих направлений поп-музыки, поэтому наименование синти-поп нередко можно увидеть в описании не принадлежащих к этому жанру коллективов.
Наиболее известные исполнители жанра синти-поп: Depeche Mode, Camouflage, De/Vision, And One, Melotron, Cause & Effect, Mesh, Wolfsheim, New Order, Iris, T.O.Y.
У таких групп, как A-Ha, Ultravox, Duran Duran, Alphaville, были периоды творчества, связанные с жанром синти-поп.
Круг второй. Похоть
В конце 90-х годов тремя проектами — британским VNV Nation, норвежским Apoptygma Berzerk и шведским Covenant — был основан новый жанр футуристический синти-поп (futurepop). Само название футур-поп было придумано Ронаном Харрисом (Ronan Harris) из VNV Nation и Степаном Гротом (Stephan Groth) из Apoptygma Berzerk, когда они пытались описать звучание своих групп. Изначально все эти команды играли другой жанр, EBM (Electronic Body Music), но им этого стало недостаточно.
Футуристический синти-поп является своеобразным объединением романтического синти-попа с чистым, мелодичным вокалом и танцевальных ритмов жанра EBM, поэтому такую музыку можно не только слушать в спокойной обстановке, но и танцевать под нее. Также, как в синти-попе используются в основном электронные инструменты, синтезаторы и компьютер, драм-машины. Тексты песен аналогично затрагивают социальные темы, но их общее настроение мрачнее и депрессивнее, чем в классическом синти-попе.
Расцвет жанра пришелся на 2000-е. Появлялось много молодых групп, играющих в этом направлении, они часто выступали «на разогреве» у своих более известных коллег, разъезжали по турам в Европе и Америке. Типично, когда коллективы этого жанра изначально играли в жанре EBM, но потом переключались на футур-поп. Поэтому в их звучании сочетаются футур-поп с элементами EBM и электро. Сейчас границы между синти-попом и футур-попом становятся все более размытыми, некоторые группы уже вышли за границы темной сцены.
Футуристический синти-поп по своей сути является танцевальным направлением, однако есть проекты, которые исполняют так называемый интеллигентный футур-поп со своим уникальным звучанием, не очень подходящим для танцев. Жанр футур-поп продолжает развиваться, но пока еще окончательно не ушел из темной сцены, как это некоторые предсказывали. И хотя его сложно просто так услышать на улице или по радио, у этого жанра достаточно большое число поклонников, свои фестивали и мода.
Наиболее известные исполнители жанра футуристический синти-поп: VNV Nation, Apoptygma Berzerk, Icon Of Coil, Neuroticfish, Endanger, Colony 5, Angels & Agony, Pride And Fall, Namnambulu, Frozen Plasma, Assemblage 23, Code 64, State Of The Union.
Круг третий. Чревоугодие
Жанр синти-гот (synth-goth) начался с голландской группы Clan Of Xymox, которая на заре творчества называлась просто Xymox. Синти-гот соединил в себе мрачную атмосферу готического рока и романтическую мелодику синти-попа. Этот жанр многие часто путают с дарквейвом (darkwave). Первым представителем синтетической готической музыки стал немецкий проект Deine Lakaien, который играет синти-гот с элементами классической музыки. Но наибольшая популярность к жанру пришла с немецким проектом Blutengel, соединившим жанры синти-гот и готик электро (gothic electro) и заработавшим множество фанатов. Сразу появились многочисленные подражатели их звучанию.
Жанр синти-гот, хотя и сравнительно узконаправленный и замкнутый, тем не менее имеет в своих рядах достаточное количество последователей, чтобы оставаться независимым. Но все же исполнителей чистого жанра синти-гот становится все меньше. Получившие известность проекты стараются искать новое звучание, обогащая звук гитарами или, напротив, уходя в танцевальную и электронную области. Жанр синти-гот часто сочетают с близкими ему по готической сцене электро-готик и дарквейв.
Наиболее известные исполнители жанра синт-готик: The Frozen Autumn, BlutEngel, The Cruxshadows, L'Ame Immortelle, Kirlian Camera, Pulcher Femina, Project Pitchfork, Diary Of Dreams.
Из отечественных исполнителей часть творчества этому жанру посвятила популярная в недавнем прошлом группа Агата Кристи и множество менее известных проектов.
Круг четвертый. Жадность
В конце 80-х годов сформировалось некое недоразумение, называемое «индастриал метал» (industrial metal). Этот якобы жанр якобы испытал расцвет в 1990-х, а потом якобы спад в начале 2000-х. И якобы все это выросло из индустриальной и постиндустриальной культуры, поэтому имеет прямое отношение к темной сцене. Сложилось такое состояние после того, как появилась взаимная тенденция использовать тяжелые гитары в звуке типично «индустриальных» проектов и «индустриальные» звуки синтезаторов в тяжелой металлической музыке. В итоге выросло нечто среднее: с металлическими риффами и одновременно «промышленными» синтетическими звуками.
Проблема классификации состоит главным образом в том, что проекты, относимые к жанру индастриал-метал, создают совершенно разную музыку — от экспериментального рока до тяжелого металла с небольшими электронными добавками. Некоторые группы используют элементы из жанров электронной музыки (хип-хопа, драм-н-бэйса, дабстепа), типично относимых к мейнстриму. Вокал может быть как сильно искаженным, так и чистым. Поэтому желающего услышать в этом «жанре» хорошо узнаваемое звучание ожидает жестокое разочарование. Вы можете даже порой подумать, что это какой-то обычный тяжелый металл, никакого отношения к индустриальной музыке не имеющий. К тому же жанр индастриал означает использование не столько электроники, но и звуков, полученных не совсем обычным для музыкантов путем (например, записанных шумов).
Так что индастриал-метал — это скорее красивый маркетинговый ход музыкальной индустрии, а не отдельный жанр. Проще говоря, это некое общее место — по сути, помойка, куда сваливают всю металл-продукцию, которую не удалось причислить к другим типичным жанрам металл-сцены. Несмотря на провозглашенный музыковедами «критический спад», число проектов, причисляемых к направлению индастриал-метал, только растет.
Наиболее известные исполнители жанра индастриал-метал: Nine Inch Nails, Ministry, Fear Factory, The Kovenant, Neurotech, Sybreed, Rammstein.
При этом мега-популярный Rammstein, который часто причисляют к индастриал-металу, скорее ближе к другому родственному жанру — Neue Deutsche Härte.
Круг пятый. Гнев
В 1984-м году бельгийская группа Front 242 для обозначения жанра музыки их EP «No Comment» впервые использовала название EBM (Electronic Body Music), то есть «электронная музыка для тела». Это жанр получился дополнением звучания направления индастриал элементами танцевальной музыки.
Для классического EBM характерны: жесткий танцевальный ритм, чистый вокал, иногда дополненный криками или звуковыми эффектами, агрессивный синтезаторный звук и депрессивная лирика. По звучанию классический EBM может напоминать синти-поп, но намного агрессивнее его и тяжелее. Во второй половине 80-х жанр окончательно оформился: стали использоваться тяжелые ритмичные ударные, речевые сэмплы, грубый вокал, иногда немного искаженный, эстетика милитари, пропагандистские тексты песен.
За более чем 30 лет существования жанр неоднократно менялся, объединялся с такими направлениями, как техно, электро и, собственно, индастриал. Так что сегодня бывает непросто разобраться, какое конкретно звучание относится к жанру EBM. Но в 2000-х появилась мода на возврат к классическому звуку: это назвали «олдскул-EBM» (old school EBM). Тогда же возникла традиция в честь группы Front 242 каждые 24 февраля (24.2) отмечать Международный день EBM. Позже от олдскульного EBM выделилось ответвление, называемое «Anhalt EBM», с минималистичным и несколько примитивным, но энергичным и агрессивным звуком, совсем без искажающих эффектов.
В первой половине 90-х годов популярность EBM начала падать. С тех пор этот жанр перенял от своего «собрата» дарк-электро (dark electro) сильно искаженный вокал и зловещие синтезаторные мелодии. Многие исполнители, сформировавшие жанр EBM, но позже отошедшие от его классического вида, все равно чаще всего классифицируются как EBM. По причине сильного влияния на развитие жанра EBM других близких жанров (дарк-электро, дарквейв, индастриал) зачастую их сложно отличить друг от друга, поэтому типично в аннотации к альбому можно прочитать, например: EBM/Electro/Industrial.
Наиболее известные исполнители жанра EBM: Front 242, Funker Vogt, Accessory.
Круг шестой. Ересь
В конце 80-х от жанра EBM ответвилось направление, получившее название «дарк-электро» (dark electro). Если EBM был почти танцевальным жанром, то dark electro поначалу был музыкой для комнатного прослушивания и представлял собой тягучие мрачные мелодии без танцевального ритма с постапокалиптической лирикой. Для этого жанра характерен сильно искаженный вокал, периодически переходящий в скрежет. Пионером этого жанра стала канадская группа Skinny Puppy. Серьезное влияние на его развитие оказала группа Front Line Assembly, хотя их творчество по большей части относится совсем к другому направлению.
Но со временем появились проекты, которые изменили звучание жанра дарк-электро, сделав его более танцевальным. Мексиканская группа Hocico стала основателем латиноамериканского ответвления, которое породило большое количество последователей. На обоих американских материках направление дарк-электро получило название «электро-индастриал» (electro-industrial). Это название иногда используется и в Европе. Европейский дарк-электро развивался в танцевальную сторону немецкой группой Suicide Commando.
Можно сказать, что жанр дарк-электро сейчас находится в творческом кризисе, тем не менее продолжая порождать множество новых проектов, в основном копирующих типичное звучание и не привносящих никакого обновления. В 2010-х многие известные исполнители дарк-электро стали использовать в своем творчестве элементы из дабстепа и драм-н-бэйса, более традиционных жанров электронной музыки, что было неоднозначно встречено слушателями.
Как и в EBM, в дарк-электро в 80-90-х появилось направление олдскул-дарк-электро (oldschool dark electro). Это звучание стали называть «классический дарк-электро». Оно отличалось жестким, иногда даже танцевальным ритмом, агрессивным вокалом, общей механистичностью звучания, а также зловещей атмосферой с широким использованием пугающих сэмплов из художественных кинофильмов ужасов. Несмотря на это, направление олдскул-дарк-электро так и не смогло добиться такого же успеха у слушателей, как олдскул-EBM. Этому способствовал больший успех современного звука дарк-электро, который резко отделил прогрессивное звучание жанра от классического.
Современный дарк-электро отличается сильно искаженным вокалом и зловещими резкими синтезаторными мелодиями, более сложными в музыкальном плане, чем в жанре EBM, передающими слушателям крайнее напряжение и отчаяние. Может включать в себя элементы дарквейва. Основные темы песен сосредоточены на смерти, насилии, психических отклонениях и прочих пугающих аспектах действительности.
Наиболее известные исполнители жанра дарк электро: :Wumpscut:, Amduscia, [:SITD:], C-Lekktor, God Module, Negative Format, Die Sektor.
Круг седьмой. Насилие
Название жанра «силовая электроника» (power electronics) придумал участник британского проекта Whitehouse Уильям Беннетт (William Bennett). Звучание этого направления состоит, как правило, из пульсирующей шумовой основы, созданной с помощью синтезатора, иногда с переходами на визжащий резкий звук, на которую наложена декламация сильно искаженным голосом.
Как таковое пение при этом отсутствует. Тексты чаще всего носят политический характер. Главное в этом жанре — агрессия. В некоторых случаях, чтобы не скучно было, особенно в США, тема политики сменилась на сексуальные извращения, психические расстройства, убийства, поэтому такое ответвление жанра стали называть «преступная электроника» (crime electronics).
Хотя жанр нельзя назвать супер популярным, у него есть своя аудитория любителей, свои концерты и лейблы, на которых издаются музыканты, работающие в этом направлении.
Наиболее известные исполнители жанра силовая электроника: Genocide Organ, The Grey Wolves, Grunt, Propergol, Control.
Круг восьмой. Обман
В начале 80-х годов британский музыкант Брайан Ино (Brian Eno) основал жанр эмбиент (ambient). Это были плавные медитативные мелодии, без какого-либо ритма, созданные с целью расслабить слушателя и вызвать у него фантастические переживания. И уже в середине 80-х британский проект Lustmord выпустил первый альбом нового ответвления, которое назвали «дарк эмбиент» (dark ambient). Типичное звучание жанра — тягучие монотонные мелодии с мрачной атмосферой, с обилием низких частот, тоже без ритма.
На сегодня жанр дарк эмбиент является, пожалуй, наиболее многочисленным на темной сцене по количеству проектов. Обычно в таком проекте участвует один музыкант, а вся музыка создается на компьютере. Реже используются натуральные и электрические музыкальные инструменты, например, электрогитара и электроорган, ритуальные инструменты. Среди проектов в этом жанре популярна коллаборация «по почте», когда участвующие в совместном проекте музыканты обмениваются созданными звуковыми фрагментами через Интернет, не встречаясь очно и даже проживая постоянно на разных континентах.
Современные исполнители, работающие в этом жанре, часто используют в своей работе готовые записанные фрагменты, нередко созданные экспериментальным путем, полевые записи, фрагменты классической аранжировки, готические элементы. Все это слоями на компьютере складывается в единое музыкальное полотно.
Есть ответвление жанра, опирающееся на национальные мотивы малых народов мира, с использованием их традиционных инструментов и вокала, например — горлового пения. Очень часто в мотивах и сопутствующем оформлении изданий жанра дарк эмбиент присутствует тематика севера, тундры, заснеженной пустыни, льда. Остальные исполнители интенсивно эксплуатируют космическую тематику или даже оккультизм.
Наиболее известные исполнители жанра дарк эмбиент: Desiderii Marginis, Atrium Carceri, Raison d’etre, Lustmord, Treha Sektori, Nordvargr.
Круг девятый. Предательство
Использовать при исполнении нестандартные звуки музыканты начали очень давно. В частности, было замечено, что некоторые шумы можно применить как отдельный способ музыкальной игры. Но только в середине 70-х годов музыканты из британской группы Throbbing Gristle придумали этому жанру название «индастриал» (industrial). Они же создали лейбл Industrial Records, откуда этот необычный жанр начал получать свою известность.
Такие проекты, как Einstürzende Neubauten и Z'EV применяли в своих выступлениях металлический звон, лязг, грохот, сопровождающийся криками и несложными песенными вставками, экспериментальными звуками разной природы. На выступлениях музыканты нередко импровизировали, использовали собранные своими руками механизмы для извлечения таких звуков. Поэтому индастриал того периода был скорее концертным, чем студийным жанром. Это направление позже назвали «классический индастриал». Такой индастриал не является электронной музыкой, и хотя при его создании электронные инструменты могут активно использоваться, но они не составляют его основу.
Устав, видимо, от всего в 1981-м году участники группы Throbbing Gristle дали свой последний концерт, после которого несколько самоуверенно объявили всем, что жанр индастриал больше не существует, и с этого момента наступила эпоха пост-индастриала. Поэтому часто можно услышать от поклонников жанра, что все, изданное после 1981-го года, относится к пост-индустриальной музыке. Несмотря на это громкое заявление, классический индастриал продолжает существовать и по сей день. Появляются новые коллективы, использующие в своем творчестве традиции этого жанра, но они обычно не зацикливаются на этом звучании, а стараются привнести что-то новое.
Среди индустриальной сцены сравнительно недавно выделилось отдельное направление, названное «дэт-индастриал» (death industrial). Для него характерно мрачное звучание, тяжелое и медленное, безжизненное, с глубоким басовым звуком и нечастыми низкочастотными событиями, создающее давящую удушающую атмосферу. Ритм если есть, то он приглушенный и нечеткий. Часто при создании этой музыки используются гудящие звуки, сэмплы, полевые записи. Иногда этот жанр называют «дэт-эмбиент» (death ambient), проводя аналогии с родственным дарк эмбиентом. Одним из первых в новом направлении засветился шведский проект Brighter Death Now, его главный участник Роджер Карманик (Roger Karmanik) создал лейбл Cold Meat Industry, долгое время бывший основным пристанищем для музыкантов этого толка, пока не завершился в 2014-м году.
Дэт-индастриал часто путают с силовой электроникой из-за звуковой схожести, но эти жанры отличаются степенью давления на психику слушателя. Силовая электроника — это в первую очередь агрессивный жесткий напор, тогда как дэт-индастриал более спокойный и атмосферный. Творчество в жанре дэт-индастриал нередко окружает ритуально-мистическая и оккультная тематика, тогда как силовая электроника сосредоточена на политических событиях или наиболее уродливых явлениях социума. Также надо сказать, что дэт-индастриал не имеет никакого отношения к дэт-металу.
Наиболее известные исполнители жанра дэт-индастриал: Brighter Death Now, Mz.412, Megaptera, Ex.Order.
Итого
В этой короткой статье, конечно же, не удалось отобразить все сформировавшиеся оттенки темного, тем более, что имеющееся число кругов ада ограничено, а чтобы вместить всех претендентов, Сатане еще надо постараться.
И напоследок: какое бы мнение у вас не сложилось обо всех этих жанрах, надо помнить, что это всего лишь нотки вкуса, не более, что дает в целом богатую палитру красок на музыкальной сцене. Торт сладкий, а кофе горький, и обычно никто на это не ворчит.
Использованный в статье музыкальный материал:
1. Solar Fake «Sick Of You», «You Win. Who Cares?», Out Of Line, 2018
2. VNV Nation «When is the Future?», «Noire», Metropolis, 2018
3. Blutengel «Surrender To The Darkness», Single, Out Of Line, 2018
4. Rave The Reqviem «Saint Jvdas», «FVNERAL [sic]», Out Of Line, 2018
5. Any Second «Zorn», «Sünde: Mensch», Out Of Line, 2018
6. Suicide Commando «The Devil», «Forest Of The Impaled», 2017
7. Genocide Organ «I Don't Wanna Die», «Obituary Of The Americas», Tesco Organisation, 2016
8. Svartsinn «September Dirge», «Elegies For The End», Cyclic Law, 2009
9. BRIGHTER DEATH NOW «There is Nothing Left in This World», «Very Little Fun», Cold Meat Industry, 2011