Stan Getz, Benny Goodman, Ravi Shankar, Chick Corea, Lee Konitz, Richie Beirach, Gary Peacock, Charles Lloyd, Joe Pass, Oscar Peterson Trio и многие другие. Это весьма внушительный список корифеев джаза, изданных практически в оригинале в мастер-копиях на лентах и записанных за последние 40 лет -это ли не достижение, достойное специального рассмотрения? Тем более, что десяток лент от International Phonograph собрались в моей аналоговой коллекции и свое частное мнение о проекте Джонатана Хорвица у меня сложилось аргументированно.

Oscar Peterson Trio Live in France 1962 - архивная копия в моно, никогда не издававшаяся на виниле

Вот уже более 40 лет в Чикаго, на Tone Zone Recording студии и в живую на сцене зала Pro Musica, происходит аналоговое чудо и волшебником из страны Оз над всем этим бессменно стоит и колдует Джонатан Хорвиц.

Джонатан Хорвиц
Аналоговое сердце студии Tone Zone

Краткое введение в тему

Чикагский проект Джонатана увидел свет в далеком 1981 году и, как пишет Хорвиц: «...с единственной целью - записывать и производить в копиях отличный джаз с высочайшим качеством звука, поддерживая при этом достойных современных музыкантов, которые продвигают этот оригинальный американский вид искусства».

У руля стоит Джонатан Хорвиц, который самостоятельно выбирает, записывает, продюсирует и мастерит джазовую и классическую музыку с середины 1960-х годов и который работал лично с такими великими людьми, как Стэн Гетц, Бенни Гудман, Рави Шанкар и Чик Кориа и который также продвигает новые имена - Макайю Макгрэйвена, Джорджа Флудаса и многих других. Через "IPI" Хорвиц производит индивидуальные копии мастер-лент - одни в каталоге лейбла из недавно записанных актуальных исполнителей, а многие другие - из его личного архива коллекции мастеров джазового аналогового звука. За глаза Джонатана называют учеником великого Руди Ван Гельдера, правда он этот факт не опровергает, но и не подтверждает.

Джо Пасс - архивная копия мастера Pacific Jazz Records 1963

Подход Хорвица к выбору издаваемого материала весьма прост: «Главное для любой из этих лент в нашем каталоге - качество музыки, которое всегда имеет приоритет над любыми другими соображениями или причинами для их публикации», - отмечает Джонатан. «Эти записи делаются доступными для публики, чтобы эти уникальные моменты, случившиеся в джазе можно было услышать в их высочайшем качестве».

Добавлю от себя, что почти 6 десятков изданий на лентах у International Phonograph это наиболее доступные по цене копии лент сегодня: production copy (2-я копия с мастер-ленты) - 150 долларов США, а топовая direct from master (1-я копия с оригинальной мастер-ленты) - 250 долларов США. Сравнимых конкурентно предложений сегодня, увы просто нет.

Джа Поликастро - первая копия с мастер-ленты

Качество звука всех изданий на самом высоком уровне, никакого редактирования при копировании Хорвиц не осуществляет, а качество архивных копий и их сохранность на высоте.

Современный джаз и не очень чтобы джаз

Отслеживание актуальных исполнителей — отдельная тема для Джонатана.

Я, к примеру, никогда не слушал ранее авангардные по содержанию проекты Makaya McCraven Quartet, но у Хорвица есть принципы: все что он делает и пишет, это очень типично для IPI: собирает небольшую камерную группу музыкантов в студии и "снимает" на ленту то, что они создают вживую в данный момент. Я говорю, что это мгновенный «захват», потому что это чувство у меня возникает сразу после первого прослушивания. Это ситуация атмосферности, в которой группа может расслабиться, быть самими собой, исследовать музыку и позволить ей течь, позволить ей дышать, позволить ей жить, переносясь на ленту. Контраст от обычного студийного сценария ощутим: «обычный» относится к более структурированной постановке, чтобы музыканты любого уровня исполняли роль в задуманной конструкции. В таких случаях кажется, что целое содержание и настроение исполнения не раскрывается и не течет естественным образом. Вот так как то.

Мультижанровость также не чужда команде International Phonograph — чисто блюз-роковый проект Davy Knowles — одна из последних актуальных записей.

Davy Knowles Still Got Work To Do
В студии

Отдельная тема в деятельности студии - переиздание ранее выпущенных мастер-копий на лентах других лейблов по их лицензии, в частности четыре издания Patricia Barber от Premonition Blue Note.

Cafe Blue и Modern Cool Patricia Barber - переиздания International Phonograph

От корней в актуальность

Открытие для себя переизданий корифеев джаза началось у меня 5 лет назад с потрясающего дуэта Ричи Бейраха и Джорджа Мраца - альбом Rendezvous 1981. Это был переходный момент от периода работы Бейраха с Джоном Аберкромби на лейбле ECM к последующему долговременному и плодотворному сотрудничеству с Venus Records. Запись была выполнена Хорвицем наживо в концертном зале Tampa во Флориде, и это абсолютно атмосферный живой звук гениального дуэта. Запись делалась на магнитофон Mark Levinson Studer ML 5 (A80) - модифицированный для студийной работы Левинсоном кастомный аппарат.

Альбомы Rendezvous Бейраха и концертник Клиффорда Джордана

Концертная запись квартета Клиффорда Джордана - "Live at Ethel’s", записанная Хорвицем в Балтиморе в 1987 году - пожалуй мое второе место в линейке классических концертных записей джаза на IPI. Нельзя также не упомянуть в обзоре практически последнюю прижизненную живую запись Стена Гетца - Stan Getz Quintet "Live at the Educational Center for the Arts in New Haven", записанная вместе с участниками Yellow Jackets и Fourplay еще в 1980 году, в частности с гитаристом Чаком Лобом (Charles Samuel "Chuck" Loeb)

В качестве послесловия

Объективности ради я приведу несколько оценочных цитат Дэйва Динаера, как великого ленточного блогера, по собственным его впечатлениям от прослушивания лент International Phonograph: "Джонатан стремится к однородному звуку исполнения, а не к точной записи отдельных элементов квартета (четверо парней в своих углах). Он хочет естественности и наполненности, потому что в противном случае это все «звучит неестественно, как будто каждый инструмент в своем кармане» - цитирую Джонатана. Отлично, я с ним в этом целиком согласен. Для меня это одно из самых больших преимуществ действительно хорошего аналога, хорошей записи на ленте, тот факт, что пространство между инструментами и вокруг них являются естественными, наполненными атмосферой, призвуками оттенками и присутствием, а не просто чистым хирургическим "нулем", пустотой или вакуумом."

Нельзя не согласиться, новые живые записи Джонатана так и играют у меня.

Обязательно должен отметить, подводя итог, что на сайте High Definition tape transfer, в разделе Shop by Label можно найти практически все оцифровки flat transfer с мастер-лент International Phonograph в разрешении до DSD 256. Все они выполнены самим Хорвицем в студии. Качество просто безупречное. И, кстати, если "вернуть" такой DSD файл с трансфером обратно на ленту надлежащим образом, то получится несколько менее затратный вариант прослушивания оригинальной записи.

Master Tape Copy International Phonograph