У Transrotor каталог построен интересным образом: даже младшая модель, Max, выглядит достаточно космически, в то время как собранная в более традиционном для большей части мира форм-факторе Strato, недавно побывавшая у нас на тесте, находится значительно выше.
Все потому, что привычный для Transrotor модульный форм-фактор позволяет даже на базовую вертушку навесить много интересных дополнительных элементов. Поэтому сейчас мы разберем проигрыватель в средней по стоимости конфигурации — Transrotor Max Nero с блоком управления мотором Konstant Eins, тонармом Rega RB330 и головкой звукоснимателя ММ Transrotor Uccello, готовый фактически коробочный комплект.
Самый стандартный Transrotor Max уже был на тестировании и очень неплохо себя показал — как в целом, так и в соотношении цены и возможностей. Версия Nero внешне похожа, но в деталях существенно отличается. В первую очередь тем, что черный цвет — это не только цвет, но и материал.
У классического, блестящего Max основной материал станины и диска — алюминий. А в Nero — полиоксиметилен, он же дерлин. Из него изготовлены и станина, и основной диск проигрывателя, и база для крепления тонарма. Ясное дело, это просто обязано сказаться на звуке, не ограничиваясь только внешними эффектами. Но металлические элементы у версии Nero все же есть, и изготовлены они из нержавеющей стали.
Конструкция аппарата очень лаконична. Дерлиновая станина — на трех регулируемых по уровню жестких металлических ножках. Демпфирование — только силиконовые кольца снизу ножек, да даже не демпфирование, а просто защита стойки от царапин. С боков станины вкручиваются металлические штифты-направляющие, на которых крепятся базы для тонарма. Регулировка установочного расстояния происходит за счет сдвига базы веред или назад по направляющим. Как и в случае с классическим Max, базы могут быть под разные тонармы — 9 и 12 дюймов, и в разном количестве.
Подшипник в нашем случае классический неинвертированный, привычный для Transrotor, но, конечно, без магнитной развязки TMD, которая встречается у более дорогих моделей. Все предельно понятно: бронзовая втулка и стальной шкив к ней. Также здесь нет системы циркуляции смазки внутри подшипника, как сделано у моделей старше. Впрочем, полимерный диск все-таки не очень тяжелый.
Мотор, как и у большинства моделей производителя, выносной, вращение передается на диск при помощи достаточно тонкого круглого пассика. Также здесь весьма интересно сделан блок управления — точнее, выбран в качестве опции: в младшей конфигурации к мотору просто идет внешний блок питания, а для переключения скоростей пассик нужно перекидывать на шкиве.
Конфигурация постарше идет вместе с блоком управления Konstant Eins. Это круглая массивная конструкция (к которой еще и небольшой выносной блок питания прилагается) с верхней вращающейся частью, которая и запускает вращение, и переключает скорости. Да, подстройка скоростей тоже есть — для этого понадобится тонкая отвертка, которая идет в комплекте: регулировочные потенциометры расположены внутри, под поворотным переключателем. С использованием Konstant Eins перебрасывать пассик вручную уже не нужно.
Комплектация тонармом в нашем случае самая простая из доступных — это Rega RB330 (в совсем младшей конфигурации идет 220й тонарм), но с одной доработкой. Правда, это доработка не тонарма, а установочной базы — у нее предусмотрена своя собственная регулировка по высоте, чего реговские тонармы сами по себе лишены.
Здесь же мы имеем возможность точной настройки этого важного параметра, а потому менее ограничены в выборе устанавливаемых головок по критерию их размера по высоте. И не нуждаемся в грубой регулировке при помощи реговских проставок.
Регулировка на уровне базы, конечно, более точная и удобная. В остальном же тонарм — один из самых простых в настройке среди существующих на рынке. Да впрочем, сейчас с альтернативным выбором есть сложности — Jelco больше нет на рынке, у SME стали снова доступны отдельно буквально несколько моделей, но по совсем другим ценам, нежели раньше.
У Transrotor теперь есть свои тонармы TRA, и 9 и 12 дюймовые, но с учетом их стоимости у них практически нет шансов быть установленными на младших проигрывателях производителя. Заказ каких-то сторонних баз, думаю, возможен, но в нынешней реальности это выглядит тоже мало реалистичным. Поэтому я бы рассматривал Max Nero в связке с тонармом Rega как некую данность.
ММ-головка Transrotor Uccello сделана по заказу компанией Goldring. Точно сопоставить модели сложно, потому что характеристики не полностью совпадают с Goldring, все же присутствует некая кастомизация, но Ucello скорее ближе к 1022 или 1012, а Uccello Reference больше походит на 1042.
Вся сборка в целом выглядит вполне органично — как и связка достаточно податливого ММ-картриджа с тонармом Rega, который изначально задумывался в первую очередь именно под ММ-головки.
Прослушивание проходило в той же системе, где недавно я слушал Transrotor Strato — она состояла из фонокорреткора Aesthetix Rhea, усилителя Audionet Humboldt и акустики Raidho TD 2.2. По уровню системы было решено не понижать планку, хотя изучаемый проигрыватель выглядит существенно младше всего остального — но это не менее интересно и показательно.
Да, я все же рекомендую подбирать аппараты в системе примерно равного уровня, но случаи, когда кто-то хочет попробовать войти в виниловую тему с аппаратом младше, чем все остальное в тракте, тоже не редки и вполне имеют право на существование.
Сначала поставил пластинку Mary Lou Williams «My Mama Pinned A Rose On Me». Сочная подача вокала с неплохой, немного сглаженной детальностью. В звуке слышен явный упор на эмоции, есть доля яркости и резкости, но в целом звук не вульгарный. Он не сложен, но основные черты переданы вполне правильно и акценты расставлены верно. Динамика ровная, явной мягкости не наблюдается. Жесткости, впрочем, в звуке тоже нет. Все-таки проигрыватель с алюминиевым диском и алюминиевой станиной играл бы чуть-чуть по другому.
Фортепиано звучит некамерно, есть хороший, правильно переданный масштаб, но подача в целом чуть проще, чем могла бы быть. Это касается и основных тонов и послезвучий. Если отстраниться и обдумать услышанное, то для вертушки с тонармом Rega и головкой на базе Goldring, к тому головкой ММ-типа, результат даже и неплох.
Да, звук чуть простоват, но он не перекошен, без явной окраски, вполне правилен и пропорционален. Есть атака, есть эмоции, немного яркости. И это все же именно «немного» — не утомляет, но при этом хорошо, внятно и громко доносит до слушателя музыкальное содержание. Не могу сказать, что здесь что-либо вызвало отторжение или недоумение — все даже немножко лучше, чем я ожидал.
Потом поставил запись Eric Clapton «Pilgrim». Здорово переданы эмоции, звук получился экспрессивным, ярковатым, но правдоподобным. Без высокой въедливости по детальности, но с неплохой динамикой, атакой. Подача чуть цветная и как бы «упругая»: приличный бас, с наполненностью и контролем, чуть приподнятая середина, в меру резкие, но не синтетические верха. И в данном случае сочетание тонарма и головки дало этакий звук без заморочек. Все чуть проще, но не перекошено, без сверх-изысков, но вполне честно.
И эти минимальные ограничения, наложенные трактом, не только не мешают слушать музыку и ее воспринимать, но даже чем-то упрощают этот процесс восприятия. Чтобы было так же легко слушать, но с уже более сложным и детальным звуком, нужен равномерный прирост по всем-всем параметрам, без перекосов и акцентов. Так что то, что получилось, мне понравилось, хотя я и не поклонник ни подобных тонармов, ни ММ-головок как класса.
Еще одна запись — Jean Michel Jarre «Oxygène». Динамика и наполненность в звуке безусловно присутствуют. Бас получился вполне внушительным, с хорошим наполнением. Серединка информативна. Верха — аккуратные, чуть резковаты, но при этом не ощущаются как яркие. Заполнение стереопространства хорошее, эффекты отчетливо формируют трехмерную сцену, хотя по ширине она все же более выражена, в глубину — чуть сжата, но образы не слипаются и нет ощущения тяжеловесности.
Музыка просто звучит. Без вкапывания в детали, но все более-менее на своих местах, есть эмоциональное вовлечение в прослушивание, и слушать совершенно не скучно, не утомительно. Навязчивости в звуке нет — и это хорошо. Прослушивание возможно в равной мере как в режиме внимательной сосредоточенности, так и в спокойном фоновом.
Именно к аналитике проигрыватель не располагает, но и не делает звук слишком простым. Зато с ненавязчивым эмоциональным погружением все в полном порядке. Даже так: с одной стороны, это не мой звуковой типаж, но никакого желания побыстрее закончить прослушивание не возникло даже близко.
После переключился на диск My Dying Bride «The Angel And The Dark River». Весьма насыщенно, с хорошей шириной сцены, чуть светлее, чем обычно — или не так минорно, как привычно. Разделение образов и планов лучше, чем я ожидал, хотя иногда возникает чувство, что звук слегка переуплотнен (хотя отчасти это и вопрос самого издания, пластинки). При этом отдельные партии читаются, звук в кашу не сваливается — есть даже какая-то воздушность, без прилипчивости.
Может, в деталях картина немного прямолинейнее, чем могла бы быть, но основные составляющие отыгрываются равномерно хорошо. Будто от каждой звуковой составляющей отщипнули по крошечному кусочку, но по равному, а не так, что где-то мало, а где-то много. И эмоционально при этом звук не пострадал — слушать очень даже можно. Особенно с учетом того, что какой-то значимой окраски у проигрывателя нет.
Напоследок послушал немного произведений Баха. Подача не камерная, масштаб вполне хороший, разделение партий тоже приличное, только воздуха немного меньше, чем могло бы быть. Динамика очень неплоха, детальность — ровно такая же, как на других записях, при жанровом усложнении аппарат не начинает вести себя как-то хуже.
Да, у него есть предел, но он оказался выше, чем я ожидал изначально. Получается, что и классическую музыку можно слушать — окраска совсем не велика, только угадывается и ничему особо не мешает, а все основное, что должно быть в записи, слышно.
Выводы
Весьма дружелюбный проигрыватель: надежный, крайне простой в настройке и использовании. Конечно, без некоторого количества инструментов и навыков его не запустить, но это же можно сказать и в отношении аппаратов хоть в десять раз дешевле. А если вдруг кто-то захочет использовать головки Rega с родным трехточечным креплением, то все еще проще.
Подбирать какие-то MC-картриджи вполне можно — информации по установке и реговских, и сторонних моделей на подобные тонармы много, а основная проблема с регулировкой высоты здесь решена полностью за счет базы.
Сам же проигрыватель не требует почти ничего — раз несколько лет поменять смазку в подшипнике, когда-то сменить пассик. Даже в размещении аппарат удобен: стол занимает минимум места, мотор можно поставить с любой стороны, блок питания — да хоть на соседнюю полку.
Так что все здесь сделано для того, чтобы просто слушать музыку и получать удовольствие от процесса — не для тех случаев, когда хочется вкопаться или включить перфекциониста.
Музыкальный материал
Mary Lou Williams – My Mama Pinned A Rose On Me / Pablo Records MTF 1109
Eric Clapton – Pilgrim / Reprise Records – 9362-46577-1, Duck Records – 9362-46577-1
Jean Michel Jarre – Oxygène / Polydor – MPF 1098
My Dying Bride – The Angel And The Dark River / Peaceville – VILE 50
Johann Sebastian Bach – 3 Concertos Pour Hautbois D'amour Pour Violon Haubois Pour Hautbois Sir Neville Marriner, The Academy Of St. Martin-in-the-Fields / Argo – 7392
651 000 рублей за комплект Transrotor Max Nero с блоком управления мотором Konstant Eins, тонармом Rega RB330 и головкой звукоснимателя Transrotor Uccello
Transrotor Max Nero
Привод: пассиковый
Мотор: выносной
Подстройка скорости: есть (с блоком Konstant Eins)
Возможная конфигурация тонармов: 2 шт от 9 до 12 дюймов
Тонарм Rega RB330
Тип: поворотный, динамически сбалансированный
Нестройки: высота (за счет базы проигывателя), геометрия установки головки, прижим, антискейтинг
Эффективная масса: 11 г
Эффективная длина: 236,5 мм
Установочное расстояние: 222 мм
Заход: 14,5 мм
Transrotor Uccello
Тип: ММ
Выходное напряжение: 6,5 мВ
Импеданс: 47 кОм
Прижим: 1,7 г
Вес: 6,3 г