Сетевой мультирум по-прежнему привлекает производителей Hi-Fi и High-End-аппаратуры. Казалось бы, основная волна интереса давно должна была сойти на нет, но рынок качественной аудиоаппаратуры — это вам не смартфоны: здесь все иначе — неторопливо и планомерно. И вот теперь к уже немалой компании мультирумщиков присоединился скандинавский High-End-производитель Electrocompaniet.
К вопросу освоения новой для себя ниши рынка в Electrocompaniet подошли основательно: был создан суббренд EC Living, и в его рамках подготовили не одну-две колонки на пробу, а целую экосистему, состоящую из двух моделей акустики, сабвуфера, саундбара, сетевого плеера со встроенными усилителями разной мощности или без усиления. Кроме того, совместимость с EC Living активно внедряется и в новые компоненты серии Classic, чтобы обладатель домашней High-End-системы мог расширить ее до мультирума или, наоборот, перейти от небольших колонок к большому звуку. Одним словом, всё выглядит так, словно производитель решил освоить новую для себя нишу рынка всерьёз и надолго.
Пара не равных
EC Living Tana — это старшая из двух сетевых акустических систем и она может использоваться как штучно в монорежиме, так и стереопарой. Любопытно, что в отличие от большинства конкурентов, Electrocompaniet сделали отдельную модель специально для стерео. Головная акустика со стримером обозначается как SL-1, а если нужно стерео, потребуется докупить акустику с индексом L-1, которая хоть и выглядит внешне точно так же, по факту является дополнительной и не способна работать как самостоятельное устройство. На мой взгляд, это не очень практично, поскольку усложняет производство и логистику, а пользователь, сэкономив 10% от стоимости комплекта, получит неделимую стереопару вместо двух универсальных колонок. Если вы разделяете моё мнение, делюсь лайфхаком: две колонки SL-1 тоже можно объединить в стереопару, но при этом они способны работать и самостоятельно.
Между собой колонки общаются беспроводным способом по протоколу WISA, который отличается от WiFi большей степенью стабильности. Качество передачи сигнала с SL-1 на L-1 при этом составляет 24 бит/96 кГц. Сетевой порт LAN есть только у модели SL-1 он нужен в первую очередь для первоначальной настройки. Чтобы подключить устройство к домашней Wi-Fi сети, необходимо зайти в интерфейс с помощью проводного интерфейса и вручную прописать настройки. После этого проводная сеть в принципе не обязательна, поскольку весь контент успешно передаётся и по WiFi, однако желающие получить максимально качественный звук могут отказаться от беспроводной сети в принципе и использовать проводное подключение на постоянной основе.
Минимализм с изюминкой
Дизайн акустики EC Living Tana вполне соответствует привычному пониманию скандинавского минимализма. Основная часть корпуса обёрнута черной акустически прозрачной тканью, верхняя крышка выполнена из черного же тонированного стекла с подсвеченным логотипом. Последний показывает активна ли акустика: пока Tana выключена — его цвет белый, а когда включена — синий. Такая же цветовая схема используется во флагманских моноблоках AW 600 Nemo. Рядом с логотипом расположены сенсорные кнопки управления.
Задняя стенка представляет собой алюминиевый радиатор с ребрами небольшой высоты. Декоративная накладка, охватывающая нижнюю часть, — съемная, и в перспективе пользователей ожидает широкая палитра вариантов. Хотите — с металлическим блеском, хотите — под дерево, хотите - модную в этом сезоне медь и т.д., пока не иссякнет фантазия у дизайнеров. А еще акустика Tana на удивление тяжёлая. Каждая весит по 6 кг, что для таких габаритов неожиданно. При этом основная часть корпусов изготовлена из алюминия. С точки зрения качества звучания, и вес, и материал без сомнения хороши: меньше будет нежелательных вибраций и резонансов.
Конструкция акустики двухполосная с выведенным на фасад фазоинвертором, спрятанным под ткань вместе с излучателями. Каждая колонка оснащена усилителем класса AB мощностью аж 150 Вт, схемотехника которого заимствована у фирменного усилителя ECI-3. Подход нетипичный, подавляющее большинство производителей используют в устройствах такого типа более экономичные и компактные усилители класса D. Однако AB-класс объективно должен звучать интересней и обеспечить лучшую микродинамику.
Коммутация у Tana SL-1, если сравнивать с дизайном, не отличается минимализмом и скромностью. Есть всё, что нужно: коаксиальный и оптический входы для подключения, например, телевизора или игровой приставки, аналоговый вход для быстрой коммутации телефонов, МР3-плееров, планшетов и прочих устройств, которые в отличие от продукции одного известного производителя смартфонов имеют стандартный 3,5 мм аудиовыход. При подключении к одному из входов система переключается на него автоматически. Кроме того, у Tana SL-1 есть USB порт для прослушивания музыки с флешек, внешних жестких дисков и прочих совместимых устройств.
Одним словом, имея внешность скромной стереопары, Tana является полнофункциональной вещью. К ней можно подключить любой аудиоисточник, а при наличии специального кабеля или переходника на RCA даже проигрыватель винила.
Жизнь в сети
Основное назначение сетевого мультирума это, конечно же, работа с контентом, хранящимся на домашнем сервере и на просторах интернета. В список веб-сервисов входят: Tidal, Spotify, Wimp, Qobuz и интернет-радио vTuner. Их работа вполне стабильна и зависит главным образом от скорости домашнего интернет-соединения и стабильности серверов, находящихся на стороне поставщика услуг. Послушать качественное аудио Tidal удалось в полной мере: битрейт был довольно честный, соответствующий файлам FLAC CD-качества, звучание тоже вполне сопоставимо при первом приближении. Вслушиваясь в нюансы можно прийти к выводу, что та же самая запись в формате FLAC с домашнего сервера, а ещё лучше с флешки, звучит несколько чище. Но куда интереснее был другой эксперимент — слушая музыку в фоновом режиме понять, есть ли смысл запускать Tidal или можно ограничиться обычным интернет-радио с битрейтом 128. Вот тут разница оказалась весьма ощутима в пользу первого варианта. Даже слушая любимый трек из другой комнаты можно отличить запись по таким параметрам, как разборчивость и естественность звуков.
Один из простейших способов проиграть личную фонотеку — протокол Airplay. Однако если вы не пользователь яблочных гаджетов, используйте аналогичную по сути функцию UPnP-рендерера, а лучше сразу переходите к использованию встроенного сетевого плеера, управляемого с помощью фирменного приложения для Android/iOS или из любого браузера.
Обратите особенное внимание на тот факт, что EC Living Tana использует для работы с сетью не UPnP/DLNA, а SMB протокол или альтернативный ему протокол NFS (не путайте с функцией NFC для передачи настроек Bluetooth). Это делает эксплуатацию несколько более специфической со своими плюсами и минусами.
Если обычный UPnP-проигрыватель показывает пользователю содержимое серверов практически мгновенно, опираясь на список файлов, полученный от UPnP-сервера, то проигрыватель, работающий по протоколу SMB, должен сам просканировать содержимое вашего файлового хранилища. Поэтому процедура первоначальной настройки у EC Living выглядит следующим образом: необходимо вручную добавить сервера из списка доступных в сети и нажать «обновить», чтобы получить список файлов. Сканирование сервера может занять от нескольких минут до часа и более. Время зависит от емкости и быстродействия сервера. Если добавите на сервер новые файлы, придется обновить их список в интерфейсе Tana SL-1 еще раз.
Таким же точно способом происходит работа и с подключенным USB-накопителем. Его недостаточно просто вставить в порт, необходимо добавить вашу флешку или HDD как ещё одну медиабиблиотеку и подождать пока устройство её просканирует. Предполагается, что при ежедневной эксплуатации акустика не будет отключаться от сети и частого сканирования библиотек не потребуется. Это значит, начать утро с любимой музыки можно сразу, как только вы дотянетесь до смартфона или планшета. К сожалению, я этим не смог насладиться в полной мере, поскольку бета-прошивка, установленная на едва ли не единственной в России паре EC Living Tana, имела проблемы с пробуждением устройства из глубокого сна. Справедливости ради замечу, что основные функции работали без сбоев, и система очень даже неплохо играла по Wi-Fi DSD-файлы, чего от сетевой акустики никак не ожидаешь.
Возвращаясь к вопросу использования SMB-протокола, важно отметить главный и в моём случае очень значительный плюс данного способа работы. Именно благодаря ему EC Living Tana имеет возможность понимать и корректно воспроизводить цельные альбомы, записанные в формате FLAC или APE с приложенным к ним файлом трек-листа CUE. Проигрыватели, использующие UPnP/DLNA в такой ситуации воспроизводили альбом как единый трек. А вот что показалось неудобным — так это отсутствие доступа к оригинальному списку файлов и папок в том виде, в каком они лежат на сервере. Даже UPnP это может, а EC Living почему-то не предоставляет такой возможности, предлагая только общий список, собранный из всех добавленных медиабиблиотек с возможностью сортировки по артистам, альбомам или жанрам.
В остальном же интерфейс управления системой похож на те, что приходится видеть обычно в сетевой мультирумной акустике. На главном экране отображается название альбома, его обложка, имя артиста, название текущего трека и битрейт файла. Более подробной информации не предоставляется даже в виде дополнительной вкладки. Для бытовой сетевой акустики вариант вполне приемлем, но учитывая, что EC Living — это все-таки Hi-Fi-система, хотелось бы больше информации.
Одомашненный Hi-Fi
Hi-Fi и High-End-техника является домашней по определению, но всё же если речь идёт о бытовых аудиоустройствах, большинство людей представят скорее радиоприёмник или Bluetooth-акустику, в крайнем случае — музыкальный центр. Только наш брат-аудиофил упомянет стереосистему. В свете этого сетевая мультирумная акустика близка по своей сути скорее к первым примерам. Это фактически разделило участников рынка сетевого мультирума на два лагеря. Некоторые Hi-Fi-производители сделали ставку на массовый рынок и выпустили продукты скорее функциональные, чем с заботой о качестве звука: басовитые и громкие колонки удовлетворят лишь неискушенного пользователя. Другие продолжают гордо нести знамя звучания высокой верности и старательно выстраивают саунд своей акустики в соответствии с канонами Hi-Fi. Первое впечатление от прослушивания EC Living Tana дало противоречивый результат, как будто разработчики хотели угодить всем и сразу .
Весь секрет в функции плавной регулировки величины баса. Обычно в сетевом мультируме либо нет вообще никаких регулировок, либо есть ступенчатая настройка баса, призванная компенсировать эффекты, возникающие при установке акустики у стены и в открытом пространстве. Electrocompaniet имеет полноценный регулятор низких частот, который меняет количество баса плавно и в широких пределах. Мне, как ценителю звука в большей степени ровного и аудиофильского, не приходилось ставить регулятор в положение выше 25-30% от полной шкалы. Половина — это, на мой взгляд, уже чересчур басовито и гулко, а уж про полную шкалу и говорить не приходится. Но именно такая настройка даёт тот самый «коммерческий звук», к которому стремятся производители акустики для массового рынка.
Настройка в пределах 0-30% позволяет получить не раздутый, очень аккуратный и хорошо контролируемый бас, вполне соответствующий габаритам акустики. И стоит разобраться с НЧ-составляющей, как на передний план выходит главная драгоценность — очень выразительная и красивая середина. Верхние частоты были в достаточной степени достоверны, но мне они показались несколько упрощенными и отведёнными на второй план.
Общий класс качества звучания, который можно оценить по разрешению, тональному балансу и динамическим возможностям акустики у EC Living Tana настолько высок, что её можно смело ставить в один ряд с лучшими представителями рынка сетевого мультирума.
В жанрах система принципиально не ограничена. Можно совершенно свободно переходить с классики, скажем, на тяжелую музыку или фри-джаз. Разрешения и динамики достаточно, а тональный баланс универсален. Несмотря на нешуточную мощность, заявленную в спецификации, законы физики ограничивают возможности пары небольших активных полочников, поэтому не стоит ждать, что они воспроизведут запись симфонического оркестра в том же масштабе, что и полноценная стереосистема.
Наилучшим контентом для серьёзного прослушивания музыки, на мой взгляд, будут записи вокала, и не важно, является ли вашим любимым исполнителем Хосе Каррерас, Энди Вильямс, Шакира или Эми Ли. Кроме того, очень хорошо звучит любая популярная музыка, включая клубную, а также этника и фолк, как в оригинале, так и в электронной обработке.
Хорошее впечатление произвела композиция «Silent Running» группы Mike and The Mechanics. Объёмные, заполняющие сразу всю комнату клавиши, чёткие и звонкие синтетические колокольчики, синтетические барабаны, завораживающий мечтательный голос — всё было очень естественно, атмосферно и проникновенно. Настолько, что невозможно было оторваться от прослушивания до тех пор, пока композиция не закончилась сама. Сразу же захотелось дослушать альбом до конца, а потом поискать на закуску что-нибудь красивое с открытым и свободным звуком типа A-ha.
Очень тепло и душевно прозвучала Нора Джонс. В силу специфики жанра даже не буду уточнять альбом и трек — из её репертуара сгодится любая запись. А если нужно взбодриться, с этим у EC Living Tana проблем тоже не будет. В моём случае сон прогнал классический альбом Black Sabbath «Never say die!» 1978 года. Бешеная энергия заглавного трека и размеренный тяжёлый драйв композиции Hard Road были переданы убедительно, даже баса в настройках добавлять не пришлось.
Ритмичность и драйв, на который способна акустика EC Living Tana, легко можно оценить по альбому Билли Гиббонса «Perfectamundo». Если вы думаете, что скандинавская техника звучит прохладно, скучно и не способна зажечь — послушайте обязательно. Гремучая смесь техасского блюза и латиноамериканских ритмов в исполнении EC Living Tana мертвого поднимет и заставит пуститься в пляс. Чёткая и ритмически сложная перкуссия с поддержкой ударных, плавный размеренный бас, острая, как бритва, гитара и хриплый неторопливый вокал в окружении затейливых клавишных — все на местах и дополняет друг друга.
Любопытно, что всё вышесказанное одинаково применимо и к варианту с одной Tana SL-1, и к стерео-варианту. Что с одной, что с двумя колонками характер звука получался практически идентичен, в том числе и в НЧ области, где по идее отличия должны были хорошо различимы.
Итог
На общем фоне сетевых мультирумных устройств EC Living Tana выглядит достойным конкурентом моделям, представленным лучшими Hi-Fi-производителями. К звуку вопросов нет, я бы описал его характер как открытый, подвижный, динамичный. Тональный баланс ровный, если только не злоупотреблять настройками баса. Качество исполнения и материалы — соответствует статусу и цене.
Некоторые несоответствия ожиданиям есть в интерфейсе. С одной стороны он не настолько прост в настройке, чтобы понравиться массовому покупателю, а с другой стороны, не достаточно информативен и функционален, чтобы полностью удовлетворить аудиофила. На данный момент этой же самой болезнью страдает, увы, большинство производителей мультирумных решений. Софт оказался для представителей мира Hi-Fi куда более сложной проблемой, чем железо.
Чистый звук с хорошим разрешением, возможность плавной регулировки низких частот, поддержка DSD и образов диска с файлом CUE.
Приложение предоставляет мало информации о треках, сложный процесс добавления файлов в библиотеку.
75000 (SL-1) и 63000 (L-1) рублей.
Количество полос: 2
Мощность усилителя: 150 Вт
Поддерживаемые форматы: DSD, WAV, FLAC, ALAC, AAC, WMA, MP3, AC3, DTS (в т.ч. файлы с плелистами CUE)
Максимальное разрешение: PCM до 24бит/192кГц, DSD до 128
Интернет-сервисы: Deezer, Spotify Connect, Qobuz, Wimp
Сетевая коммутация: LAN, WiFi, Airplay
Цифровые интерфейсы: USB
Входы: аналоговый jack 3,5 мм, цифровой коаксиальный и оптический
Габариты: 177х177х245 мм
Масса: 12 кг