Вся техника, которую сейчас выпускает компания Revox (конечно, кроме реновации своих классических катушечных магнитофонов), скорее цифровая и цифроориентированная, более всего ориентированная на построение своей экосистемы и систем типа мультирум. Тут есть и устройства, характеризуемые как «все-в-одном», есть аудио-сервер, есть проводная и беспроводная акустика со своей характерной узнаваемой внешностью. Но, повторюсь, это все любит жить в своей экосистеме. Проигрыватель винила же кажется чем-то отдельным, но это только на первый взгляд.

Revox T700 Studiomaster

Во-первых — его внешняя стилистика. Очень лаконичная конструкция из алюминия и стекла, вся совершенно черная, сюда же можно отнести изящное сенсорное управление. Во вторых — проигрыватель поставляется практически готовым к использованию: головка предустановлена, нужно только установить противовес с помощью штатных весов. Да, есть еще и встроенный фонокорректор, что опять же вытекает из конструкции прочих аппаратов Revox: вот в них-то как раз фонокорректоров нет, ни встроенных, ни отдельных. 

Опорная ножка стола

Я сначала написал, что Revox T700 Studiomaster — единственный проигрыватель в каталоге, и в сущности это так. Но поставляются две комплектации. Одна — обычная базовая, идет с MC-головкой Ortofon Quintet Bronze, а та, что досталась мне на тест — версия Black Edition, она имеет предустановленную головку постарше, Ortofon Quintet Black S. Это само по себе приятно, головки, особенно старшая, очень хороши. 

Мотор, шкив и пассик Revox T700 Studiomaster

Качество преднастройки головки хорошее: я все проверил, но менять не стал ни высоту, ни геометрию, ни азимут. Правда, по настройке высоты замечу, что тонарм выставлен под пластинки 180-200-220 граммов, не под более тонкие издания из прежних лет. Но на практике, если нет возможности перенастраивать, то лучше уж иметь немного приподнятый вариант, чем немного заваленный. Значит, осталось установить противовес и грузик антискейтинга — и все, можно слушать.

Немножко огорчили штатные весы, идущие в комплекте. Номинально они откалибровались, но вес все равно показывали с ошибкой в 0,15 грамма. Номинально диапазон прижима этой головки такой допуск позволяет, но на деле разницу в 0,1 грамма уже слышно — звук чуть-чуть различается. Впрочем, даже с этой погрешностью можно примерно попасть в среднее значение, а потом чуть-чуть подобрать вес на слух. Но это стоит делать только после того, как головка пробежит 30-40 часов и приработается.

Стакан подшипника

Теперь пройдемся по конструкции в целом. Стол изготовлен из MDF, алюминия по бокам и стекла сверху. Сделан он аккуратно, небрежности нигде я не нашел. Опирается стол на три достаточно массивные алюминиевые ножки-опоры, дополненные резиновыми вставками-полусферами. Подстроить положение стола можно, в комплекте поставки есть неплохой пузырьковый уровень.

Привод у проигрывателя пассиковый, мотор установлен в корпусе, но с корпусом соединен слега подвижно: логично, что в конструкции предусмотрено некое демпфирование. Плоский пассик передает вращение на внешнюю поверхность основного диска, который изготовлен из полиоксиметилена и работает без какого-либо дополнительного мата. 

Датчик контроля вращения диска

Управление — при помощи сенсорных кнопок на поверхности стола. Они же показывают, когда диск набрал нужную скорость. В конструкции предусмотрена как подстройка каждой из скоростей (33,3 и 45 оборотов), так и также оптический датчик вращения. Питание мотора — выносное импульсное, но блок использован качественный. Правда, не будем забывать, что в нашем случае этот блок питает не только мотор, но и плату корректора…

Подшипник здесь классический неинвертированный, с достаточно массивными стаканом и шкивом. Внутри использован опорный шарик. Смазка в подшипник заливается на заводе и вертушка приезжает с соответствующей заглушкой. А вот дополнительного масла в комплекте нет, хотя потенциально такой подшипник может потребовать долива/замены через несколько лет. Впрочем, тут нет ничего сложного, подобрать аналог не проблема — специфических материалов или экстремальных нагрузок в конструкции нет, а предусмотренная внутри стакана масляная камера позволяет залить масло с запасом на очень долгий срок.

Шкив подшипника Revox T700 Studiomaster

Тонарм у проигрывателя 9-дюймовый, самой привычной поворотной конструкции, с карбоновой или комбинированной трубкой, карбоновым шеллом и всеми нужными настройками. Положение головки, высота, азимут, прижим и антискейтинг — здесь все при необходимости можно подкрутить, и диапазон настроек не отличается от большинства среднестатистических моделей. Эффективная масса — 11 граммов. 

Теперь встроенный фонокорректор. Он рассчитан на работу только с МС-головками и имеет неплохой диапазон настройки и по импедансу, и по коэффициенту усиления. А вот ни нужного импеданса, ни настроек емкости, требуемых для ММ-головок, у него в принципе нет. Вскрыл я его уже после прослушивания и был сильно удивлен — эта крошечная схема на деле играла точно лучше, чем можно было бы подумать по ее виду. Я несколько раз встречал подобное, когда или весьма бюджетный корректор оказывался неплох, или когда внутри дорогого корректора была пара операционных усилителей и несколько деталек, но вообще это редкое исключение из общих правил.

Так что в целом у меня к фонокорреткору один только большой вопрос: почему не сделали переключатель, позволяющий сигналу его обходить? Видимо, ответ там же, где я предполагал в самом начале — в ориентированности на собственную экосистему. Впрочем, если вдруг возникнет необходимость, то обойти встроенный корректор при помощи паяльника — дело 15 минут.

Даже выходные провода у тонарма уложены с таким запасом, чтобы это можно было сделать максимально комфортно. В качестве же клеммы заземления можно использовать один из винтов платы, например. Но это уже явно вариант нештатного использования, хотя по всему тому, что я увидел в механике самого проигрывателя — очень даже возможный, железо и тем более штатная головка позволяют раскрыть внешние компоненты более высокого уровня.

В использовании проигрыватель не показал каких-то странностей или особенностей. Даже штатная щетка для чистки пластинок в комплекте идет такая, при использовании которой пластинка не будет проскальзывать по диску. Впрочем, при желании здесь можно использовать не очень тяжелый обычный или цанговый клэмп.

Также по моим наблюдениям может не повредить тонкий кожаный или пробковый мат — только высоту нужно подстроить в таком случае. Штатный фоно-кабель тоже поменять вполне можно, тем более, что в базовом варианте понадобится не фоно-кабель, а обычный аналоговый небалансный межблочник.

В процессе прогрева (а тут речь идет и о головке, и о фонокорректоре) звук меняется достаточно сильно. Только из коробки система не очень звучит — резко, плоско, зажато. Я в это время ставил пластинки, которые особенно не жалко, но звук на усилителе убирал почти в ноль и уходил из комнаты. После нескольких пластинок можно уже начинать слушать, хотя надо понимать, что звук еще будет меняться, хоть и не так заметно, как в первые часы.

Когда аппарат более-менее пришел в себя, можно уже делать какие-то выводы и подыскивать характеристики. 

Начал я прослушивание с альбома John Coltrane Quartet «Ballads». Звук детальный, но немного камерный и умеренно-педантичный, хотя именно резкости нет. Звук не рубленый, присутствует слитность и, пожалуй, даже аккуратная музыкальность. Тональный баланс весьма честный, нет ничего выпирающего или проваленного. Подача в целом, скорее, тяготеет к нейтральной. Характер не очень сложный.

Есть небольшое стремление к тому, чтобы укрупнять звуки и чуть приглушать послезвучия. Думаю, в этом основная заслуга встроенного фонокорректора — головка способна и на большее. Тут и правда упомянутая в паспорте Ortofon Quintet Bronze, вероятно, была бы уместнее, а Black S уже несколько превышает возможности корректора. Хотя с хорошей точки зрения головку тоже слышно — очень аккуратное считывание материала, хорошая детальность, пластичность. Но тембрально звук чуть более формален и строг, чем я ожидал. 

Revox T700 Studiomaster, вид снизу

По отдельным составляющим: бас есть, насколько он присутствует на записи, проработка аккуратная, но не очень сложная, ритм секция читается хорошо. Середина и не выпяченная и не заваленная, скорее ближе к ровной, верхние частоты аккуратные, не сглаженные, но и не кричащие. Детальность неплоха, динамики на примере этой записи хватает. В целом звук аккуратно-неспешный, но без ощущения именно вялости или медлительности. 

Сцена средних размеров, больше по ширине, чем по глубине, но образы неплохо разделены и читаемы. Голографичной точности нет, но и каши нет тоже.

Возможные настройки фонокорреткора

Потом поставил диск Dave Brubeck Quartet «Blue Rondo». В звуке есть легкость, подвижность, некоторая пластичность. Однако есть и что-то вроде сдержанности, может, чуть-чуть сухости. Совсем немного, но есть. И уж точно не скажешь, что звук теплый или раздутый.

Частотный диапазон передается ровно, без перекосов. Подача совершенно точно светлая, но яркости-искристости нет — скорее некий приглушенно-матовый свет, если можно так сказать. 

Плата фонокорректора Revox T700 Studiomaster

На примере и этой записи я не заметил каких-то заметных проблем с динамикой: тугоподвижности нет, звук вполне стройный, хотя и не остро-скорострельный. Детальность просто уверенная. Совсем высокой я бы ее не назвал, даже от самой по себе головки я ожидал несколько большего, но и не скажу, что деталей мало или что есть явное упрощение.

Скорее чувствуется некая незамысловато-наглядная подача с претензией на нейтральность. Звук воспринимается нормально, просто как звук, просто как музыка. Без каких-то возвышенных эпитетов, но и принижать здесь особенно нечего. 

Сцена этой записи получилась чуть больше средней, но, опять же, больше по ширине, чем по глубине. Образы читаемы, воздух между ними умеренно присутствует. 

Блок питания Revox T700 Studiomaster

Третий альбом в тесте — JJ Cale & Eric Clapton «The Road To Escondido». Звучание наполненное, сочное, и вот тут уже кажется немножечко теплым. Впрочем, даже со знанием того, как записана пластинка, все равно прослеживается небольшая сдержанность и подчеркнутая аккуратность.

Детальность неплохая, достаточная, с динамикой все в порядке. Хорошая мелодичность, слитность, аккуратная эмоциональность — и все это без въедливого вкапывания в детали и нюансы. Да, звук рисуется крупными мазками, конечно же с упором на эмоции, а не на аналитичность. Портит ли здесь это общую картину? Да не особенно. Скорее взгляд на привычное под несколько другим углом.

Слушать вполне комфортно, даже в системе с высоким разрешением не возникает какого-то явного противоречия, пусть аппарат и не совпадает с остальными компонентами по системе координат — характер и почерк слышны, а недостатки как таковые не выпирают, все на уровне расстановки акцентов. Слушать такой звук совершенно не скучно, а за счет умеренной сдержанности не возникает того вау-эффекта, который за время проигрывания одной-полутора пластинок приводит к утомлению.

Детали и аксессуары входящие в комплект

Ритмику аппарат выдает весьма неплохую, может, чуть сглаженную, чуть более «мускулистую» и иногда кажущуюся подфорсированной, но ни торопливости, ни медлительности не заметно. На разных композициях кажется, что то одна, то другая окраска немного себя проявляет, но опознать ее как однозначную не получается, количественно это все выражено совсем не сильно. Но это не мониторно-аналитичный звук, конечно.

Пылезащитная крышка

Теперь совершенно другой жанр — My Dying Bride «The Dreadful Hours». На удивление атмосферно, достаточно реалистично по эмоциям. Звук плотный, насыщенный, но не сказал бы, что ему сильно не хватает детальности. На примере этой записи получаются чуть более уплотненная середина и сглаженные верхние частоты, что в принципе более-менее соответствует самой записи — но в исполнении Revox все получилось более заметно и наглядно.

Конечно, тут можно вытащить больше деталей и нюансов, но здесь нет каши, инструментальные партии и вокал вполне неплохо разделяются, и взаимные пропорции правильные, так что, пожалуй, вышло даже лучше ожидаемого. Я думал здесь уже будет некий предел по детальности, а она осталась такой же, как на примере предыдущих записей. 

Напоследок поставил запись произведений Queen в исполнении симфонического оркестра. Здесь слышен объем зала, ощущается воздух. На тихих фрагментах все хорошо, тембрально, может, чуть проще, но без перевирания, инструменты звучат как-то предсказуемо.

Есть и бас, и средние частоты, и верха — проигрыватель уже показал явственно ровный тональный баланс, и здесь никаких исключений не нашлось. Как и в случае с предыдущим альбомом, на сложных насыщенных фрагментах детальность не падает, а остается такой же, как и обычно. Да, она немного меньше, чем хотелось бы, да и меньше, чем может установленная головка, но она такая всегда, без появления дополнительных проблем на сложных жанрах. И такой же прагматично-сдержанный звук, который просто есть и который сам себя не навязывает. 

Выводы

Проигрыватель немного вещь в себе — частично с претензией на дизайнерский объект, но только выглядящий как классический проигрыватель. Хотя надо сказать, вся механика сделана прилично. Редкий случай для этого сегмента — встроенный фонокорректор, но при этом по пути комбайна производитель не пошел: ни автоматики, ни цифровых функций у проигрывателя нет. Да и корректор, хоть и встроенный и совсем не сложный, имеет неплохой диапазон регулировок.

Нет выхода в обход корректора — да, это проблема. Как мне кажется, корректор здесь можно было бы подключить и сильно выше уровнем, но аппарат сделан по всем элементам конструкции для тех, кому нужно принести домой, распаковать, потратить 10 минут на настройку и слушать, никак не задумываясь о дополнительных блоках, проводах, согласовании и настройках.

Но надо отдать должное, в сумме этот проигрыватель «все-в-одном» все-таки играет на неплохом уровне, если равнять по головке, то на уровне комплектации с Quintet Bronze точно, Black S уже чуть выше верхней границы, но с другой стороны — за приличную стоимость аппарата было бы странно получить предустановленной бюджетную ММ-головку. 

Жанрово аппарат хочется назвать универсальным, но при этой универсальности, как мне видится, он тяготеет к поп-музыке, не самому тяжелому року, средним и малым составам в разных жанрах. Хотя, как практика показала, и симфоническую музыку на нем можно слушать: весь вопрос в том, как все это слушать хочется. Если немного ненавязчиво, но с упором на эмоции, умеренно детально, без подчеркнутой аналитичности — то слушать можно совершенно все, что угодно.

Музыкальный материал

Dave Brubeck Quartet – Blue Rondo / Concord Jazz – CJ-317

JJ Cale & Eric Clapton – The Road To Escondido / Reprise Records, Duck Records 44418-1

John Coltrane Quartet – Ballads / Impulse! – SH-3008

My Dying Bride – The Dreadful Hours / Peaceville – VILELP517

The Royal Philharmonic Orchestra, Tolga Kashif – The Queen Symphony / Warner Classic, Parlophone 0190295862152

Revox T700 Studiomaster Black Edition

395 000 руб.

Проигрыватель

Привод: пассиковый

Скорости вращения: 33,3 и 45 об/мин.

Допустимое отклонение скорости: < 0,1 %

Размеры (ШхГхВ): 470 x 337 x 156 мм

Вес: 10,3 кг (диск 2,85 кг)

Тонарм

Тип конструкции: поворотный

Настройки: положение головки, высота, азимут, прижимная сила, антискейтинг

Эффективная длина: 237,6 мм

Заход: 15 мм

Эффективная масса: 11 г.

Встроенный фонокорректор

Тип: МС

Частотный диапазон: 7 Гц — 80 кГц (- 3 дБ)

Соотношение сигнал/шум: -69 дБ (в диапазоне 20 Гц — 20 кГц)

КНИ: 0,005 %

Разбаланс каналов: 0,2 дБ

Разделение каналов: > 80 дБ

Фильтр среза низких частот: от 10 Гц

Точность RIAA кривой: ± 0.2 %

Настройки импеданса: 47, 100, 220, 470, 1000, 2000 Ом

Чувствительность входа: 150, 300, 600, 1200 мкВ