Мне всегда казалось, что компания Primare с момента своего создания пытается усидеть на двух стульях. И у нее это получается! С одной стороны, играет серьезный Hi-Fi, а с другой — мы видим красивую и узнаваемую дизайнерскую вещь. Годы идут, бренд по-прежнему противоречив и в этом противоречии по-своему интересен. Для кого работает Primare, что они вкладывают в понятие «качественный звук» и другие вопросы мы обсудили с директором по маркетингу Терри Медаленом (Terry Medalen).
— Начну с собственного впечатления от вашей техники. Я никак не могу понять, кому адресована ваша продукция. С одной стороны, это дизайнерская техника, а с другой — совершенно серьезный Hi-Fi. На каких покупателей вы рассчитываете, для кого делает технику Primare?
— Наши покупатели — это все, кого интересует качественное воспроизведение музыки или фильмов. Мы понимаем, что есть некое ядро, основная часть аудитории, на которую надо ориентироваться — это меломаны и аудиофилы. Но в то же время наши усилия направлены и на то, чтобы сделать Primare понятным и доступным широкой аудитории. Работаем над дизайном — он должен быть элегантным и привлекательным. Стремимся сделать проще управление, оставить минимальное количество кнопок, чтобы каждый член семьи мог легко разобраться, как пользоваться устройством.
В принципе все это вписывается в нашу фирменную философию, которая определяется шведским словом «Lagom» — умеренный или достаточный. Пользователь должен почувствовать, что компоненты Primare удобны, красивы и хорошо звучат.
Повторюсь, мы не сомневаемся, что аудиофилы и профессионалы бизнеса высоко ценят качество техники Primare, но одновременно хотим быть доступными и понятными для неподготовленных пользователей — тех, кто не разбирается в тонкостях Hi-Fi.
— Но если рассматривать массового потребителя, не становятся ли бессмысленными аудиофильские технологии?
— Мой многолетний опыт работы показывает, что люди, которые не увлекаются Hi-Fi, легко оценивают качество звучания. Они не скажут, в чем именно разница, но безошибочно определяют, какие компоненты звучат лучше.
— Продукция Primare стоит дорого и выступает на высококонкурентном рынке. Почему, по вашему мнению, покупатель выбирает Primare?
— Стиль, звук, качество изготовления Primare — все говорит о том, что это вещь одного уровня с дорогими часами или машиной. Даже не понимая технических тонкостей, люди выбирают Primare на основе этого впечатления.
— Тогда как вы демонстрируете свою продукцию, есть ли способ дать понять неподготовленному пользователю, что ему нужен дорогой усилитель Hi-Fi-класса?
— Чаще всего мы показываем наши интегрированные усилители со встроенным модулем сетевого плеера. Поначалу мы не говорим, какие именно компоненты включены в систему. И только после того, как человек послушает и увидит, как все взаимодействует, мы говорим — работало одно устройство. Тут же начинаются вопросы: были ли подключены усилители мощности, кондиционеры питания, внешние плееры? Мы отвечаем — нет. Все, что вы видели и слышали, сделал этот один интегрированный усилитель.
Такая демонстрация всегда производит впечатление. Люди понимают, что для получения высокого качества и всех необходимых функций им не нужно собирать многокомпонентную систему.
— Но ведь в линейке Primare есть компоненты, функции которых дублируются, включая целый набор отдельных предварительных и оконечных усилителей. Зачем они нужны, если, по вашим словам, их легко заменить одним интегрированным усилителем?
— Наша линейка действительно может показаться не совсем обычной, но все дело в том, что интегрированная модель и усилитель, собранный из раздельных компонентов, отличаются по качеству звучания в пользу последнего. Аналогично, встроенный сетевой модуль уступает в качестве звучания отдельному сетевому плееру. Объясняется это, главным образом, меньшей помехозащищенностью интегрированных решений и разницей в блоках питания.
Мы сравнивали усилители I32 и Pre32 со встроенным модулем ММ30, который имеет более качественный блок питания, и это уже дает хорошо слышимый результат. Еще лучше получается звук при использовании полностью раздельной системы с сетевым проигрывателем NP30. Любопытно, но некоторые люди придерживаются обратного мнения, считая, что объединение всех устройств в одном — более правильный путь, поскольку из звуковой цепи исключаются межкомпонентные кабели. Так или иначе, на каждый вариант системы есть свои покупатели.
— Не планируете ли вы производить технику для молодой аудитории, такие как наушники и портативное аудио?
— Долгое время мы сопротивлялись этой тенденции, концентрируясь исключительно на компонентах для связки с акустикой. Но не так давно начали обсуждать внутри компании выпуск устройств для наушников. Пока не могу сказать, какие именно шаги будут предприняты в этом направлении. В любом случае, прямо сейчас мы имеем немало других задач.
— В настоящее время в вашей линейке присутствует только один полностью аналоговый продукт — фонокорректор. Все остальное в той или иной степени можно отнести к цифровым устройствам (даже если говорить об усилителях мощности, многие воспринимают класс D как явление цифровой эпохи и говорят, что у этих усилителей цифровое звучание). Не создает ли это проблем?
— Стоит отметить, что несколько десятков лет наша компания была на 100% аналоговой, не было в каталоге ни одного цифрового устройства. Но постепенно изменилась сама Hi-Fi-индустрия. Все больший интерес пользователей вызывают цифровые источники звука, появились усилители D-класса, которые действительно многие воспринимают как цифровой продукт, хотя технически это неверно. Мы сразу же включились в изучение новых технологий и поняли, что цифровая техника отвечает нашей цели — обеспечить максимально высокое качество звука. Цифровое аудио и усилители класса D дают больше возможностей достичь нужного результата.
Конечно, находятся и те, кто не воспринимают усилители D-класса, но самое удивительное состоит в том, что эти же самые люди часто хвалят DSD как наиболее совершенный цифровой формат, приближенный по качеству звучания к аналоговому. А между тем принцип работы усилителей D-класса фактически идентичен принципу работы DSD-технологии.
— Тогда не могу не спросить: почему Primare не поддерживает формат DSD?
— Ответ в нашей Lagom-философии — достаточность. РСМ, в том числе и высокого разрешения, сегодня самый распространенный формат — вы найдете миллионы записей. В формате DSD издано несколько тысяч записей. И музыка, вышедшая в DSD, практически всегда имеется и в PCM-варианте с высоким разрешением. Поверьте, этого вполне достаточно. Зачем тогда усложнять аппаратную часть и повышать стоимость устройства?
— AV-ресиверы Primare имеют модульную конструкцию. Заменив блок с процессором и видеовыходами, пользователь получит устройство с новым функционалом. Для покупателя это, несомненно, выгодно, но насколько интересно это производителю? На новом AV-ресивере можно заработать гораздо больше, чем на новой плате.
— К идее модульной конструкции мы пришли естественным путем — аудиотехнологии обновлялись медленнее, чем видео. Обновление AV-ресиверов целиком с появлением каждого нового формата кинотеатрального звука было чрезмерно рискованным мероприятием. Они рассчитаны на массовый рынок, реакцию которого сложно предсказать.
Например, современные объектно-ориентированные форматы кинотеатрального 3D-звука. Звучат потрясающе, с их помощью можно получить естественное звуковое поле в гораздо большем пространстве, чем при использовании обычной системы 5.1. Преимуществ много, но подавляющее число домашних систем имеют формат именно 5.1 и, заказывая новые домашние кинотеатры, большинство пользователей предпочитают 5.1, поскольку он проще в установке и обходится дешевле.
Спрос на новую технологию спрогнозировать сложно, и это как раз то явление, которого мы боимся, когда речь идет о товарах, рассчитанных на массовый рынок. Модульная конструкция позволяет нам защититься от этой проблемы, мы не несем расходов за разработку и производство новых устройств, меняя лишь один модуль. Таким образом, это удобно не только для пользователей, но и для нас.
— Для какой акустики вы бы посоветовали компоненты Primare?
— Список акустических систем, с которыми Primare хорошо звучит, огромен. Поскольку сами мы не производим акустику и не имеем партнерского бренда, с которым согласовывали бы свои усилители, мы буквально вынуждены делать усилители универсальными, способными хорошо справляться с различной нагрузкой. Кроме того, они должны быть максимально прозрачны и нейтральны. Любая окрашенность компонентов неизбежно накладывается на индивидуальные особенности акустики и в сумме дает совершенно непредсказуемый результат. Поэтому когда меня спрашивают, какую акустику лучше использовать, я обычно отвечаю: выбирайте лучшую из доступной.
— Но любая ли акустика хороша, есть ли та, которую вы бы не советовали брать?
— Возможно, не стоит использовать акустику с ярко выраженной окраской звучания. Хотя это, несомненно, дело вкуса. Некоторые любят именно такой звук, но, по-моему, чем сильнее окрашено звучание, тем в меньшей степени раскрывается и сама музыка, и качество работы усилителей. То, что я точно не посоветую — так это комбинировать акустику разных размеров и с разным характером звучания в одной кинотеатральной системе. Все остальное — скорее дело вкуса. Кто-то любит акустику с окрашенным звучанием, концентрируя внимание, скажем, на средних частотах, а кто-то стремится к студийной точности. Все очень персонально.