В изменчивом Hi-Fi-мире, где субъективная оценка играет едва ли не самую важную роль, а самомнение некоторых производителей, равно как и предлагаемые ими цены, продиктованы лишь мерой их амбиций, такие понятия, как честность и ответственное отношение к потребителю приобретают совершенно особое звучание. Однако именно последние черты, на мое мнение, свойственны британскому бренду Acoustic Energy, выпускающему акустику хорошего качества при умеренной стоимости. Очень умеренной стоимости.

Неудивительно, что настолько активно развивающаяся компания к своему тридцатилетнему юбилею не упустила возможности обратиться к собственной истории и воспользоваться этим активом, чтобы добавить к прочим блюдам производственной кухни несколько листьев от лавровых венков прошлых побед.

Колонки Acoustic Energy AE100 выпуска 1996 года

Инженеры Acoustic Energy решили не изобретать велосипед, а выпустить под такими же названиями совершенно новый модельный ряд колонок, значительно изменив их конструкцию и элементную базу. И мне представилась возможность протестировать одну из этих акустических систем – AE100, предыдущая версия которой увидела свет в 1996 году, заслужив широкое признание среди профессионалов и простых слушателей.

Снаружи винил

На сегодняшний день AE100 доступны в нескольких вариантах финишной отделки — виниловом покрытии с имитацией шпона грецкого ореха, черной матовой и ожидаемой в скором времени белой матовой эмали. Мне на тестирование была предоставлена версия в отделке «грецкий орех».

Производитель явно не стесняется, что акустические системы покрыты винилом. Более того, его использование кажется нарочито подчеркнутым, напоминая то, которое в 70-х годах прошлого века стоило значительно дороже «обычного» по тем временам — деревянного шпона, ведь оно не боялось влаги и выгорания под лучами солнечного света.

Причудливая игра прямых и закругленных углов — узнаваемые атрибуты фирменного стиля Acoustic Energy

Дизайнерам удалось решить весьма нетривиальную задачу — при минимуме визуальных элементов создать привлекательную и узнаваемую модель, фирменное происхождение которой считывается даже при беглом, поверхностном взгляде. Во многом это обусловлено парадоксальной игрой прямых и закругленных углов. Не удивлюсь, если глядя на эти небольшие полочные мониторы, кому-то захочется еще раз посмотреть в прайс-лист: низкая цена видна только в чеке, но отнюдь не в их облике — в нем нет и малейшего намека на дешевизну или заигрывание с невзыскательной публикой.

Элегантная пылезащитная сетка с фирменным логотипом крепится на магнитах

Акустические системы выглядят статусно и подчеркнуто элегантно, поэтому легко и просто впишутся в интерьер любого класса и стилистического решения. Матовые фланцы динамиков очерчены тонким хромированным контуром, благодаря которому колонки выглядят эффектно не только при свете дня, но и при слабом освещении, а также при одетых на них магнитных пылезащитных сетках черного цвета. В сравнении с предыдущей версией дизайн стал более гомогенным, исчезли ящичные формы, характерные для акустических систем недавнего прошлого, а на самой поверхности нет ни стыков, ни крепежных винтов.

На передней панели, чуть ниже самих динамиков, размещен логотип компании, на задней — ниша акустического терминала с одной парой универсальных клемм и щелевой фазоинвертор, уменьшающий эффект турбулентности и, как следствие, слышимость проходящего через него воздушного потока. Кстати, при необходимости фазоинвертор можно использовать в качестве удобной транспортной ручки с хорошим хватом.

Как и подобает серьезной акустике, задняя панель лишена систем настенного крепления

Как видно, по сравнению с предшественниками, выпущенными двадцать лет назад, сотые претерпели ряд существенных изменений — исчезла вторая пара клемм и выведенный на фронтальную панель сдвоенный порт фазоинвертора. С одной стороны, это отвечает наметившимся в последнее время тенденциям, с другой — значительно сужает количество степеней свободы на этапе инсталляции акустических систем.

В динамике бумага

Корпуса колонок собраны из MDF-панелей толщиной 18 миллиметров. Колонки оснащены 110 мм СЧ/НЧ-излучателем с бумажным диффузором на резиновом подвесе с длинным ходом и 28-мм высокочастотной головкой с текстильным куполом, оформленным в небольшой рупор для улучшения дисперсии.

В твитере использована фирменная технология WDT (Wide Dispersion Technology) — усовершенствованная DXT (Diffraction Expansion Technology) — раннее доступная лишь в наиболее дорогих моделях компании, относящихся к линейке Reference. В общих чертах суть ее сводится к ряду конструктивных особенностей высокочастотника, позволяющих расширить пространство комфортного прослушивания, воздействуя на форму акустической волны. Прецизионный кроссовер разработан с учетом фазового и временного выравнивания излучения динамических головок и сочетает их на частоте 3,6 кГц.

Высокочастотный излучатель собран с использованием технологии WDT, ранее доступной лишь в линейке Reference

Примечательно, что в одном из прошлых интервью, общаясь со специалистами компании, бренд-менеджером Джеймсом Люси и разработчиком Мэтом Спендлом, мною была затронута тема весьма краткого срока эксплуатации подвесов СЧ/НЧ-головок, традиционно для Acoustic Energy изготавливаемых из пенополиуретана. В этот раз, разрабатывая СЧ/НЧ-излучатель для AE100, специалисты компании отдали предпочтение традиционным материалам — бумаге и резине.

В свое время похожий эксперимент с переходом к традиционным материалам в начальном ценовом сегменте провела и компания Bowers & Wilkins, создав акустические системы DM302 и DM305, которые до сих пор пользуются популярностью и заслуженным авторитетом. Лично я очень рад этим изменениям, поскольку для покупателя это означает, что ему не придется уже через несколько лет набирать в браузере поисковый запрос с использованием словосочетания «repair kit».

Благодаря широкому фланцу, диаметр СЧ/НЧ-излучателя кажется значительно больше

Несмотря на весьма скромные габариты, производитель позиционирует AE100 не как акустику для домашнего кинотеатра, а как вполне серьезные полочные мониторы для прослушивания стереофонических фонограмм. Неслучайно на задней и нижней панелях нет никаких элементов крепежа, равно как и других атрибутов акустических систем, изначально ориентированных на выполнение второстепенных функций. Исходя из этого, и относиться к ним мы будем со всей серьезностью, без каких-либо снисхождений к их стоимости и габаритам.

В системе англичане

В этот раз наш тестовый тракт состоит из не менее именитых земляков тестируемых колонок — компонентов производства английской компании Creek: источника сигнала EVO 50 CD/DAC и интегрального усилителя EVO 50 A мощностью 85 Вт на канал при нагрузке 4 Ом. Для коммутации взяли межблочные и акустические кабели производства компании Black Rhodium (Harmony RCA 0,5 м и Opus 2 м),
сетевые фильтры и кабели ISOL-8.

Основа акустического тракта — источник EVO 50 CD/DAC и интегральный усилитель EVO 50 A

Перед началом прослушивания акустические системы установили на акустических стендах в углах основания равностороннего треугольника на расстоянии 1,5 м друг относительно друга и 2,5 метров от моего кресла (точно повернутыми в его сторону).

В качестве тестового материала я использовал традиционную подборку треков от EISA с записями акустической и рок-музыки, а также диском одного из моих любимых джазовых саксофонистов Чико Фримэна (Chico Freeman) и его альбома «Spoken Into Existence».

В звуке напор

Несмотря на относительно компактные размеры, с первых же секунд AE100 удивляют неожиданно мощной манерой игры, незаурядной динамикой и напором при достаточно бережном отношении к оригиналу. Кажется, что звук идет из более крупной акустики, надежно спрятанной за драпировочной тканью шпалер.

При воспроизведении живых записей колонки проявили себя с наилучшей стороны. Практически любой музыкальный материал звучал открыто и предельно нейтрально, без малейшего намека на наличие каких-либо жанровых предпочтений. Акустическая реконструкция пространства была весьма убедительна; сцена казалась чуть шире, чем обычно, зато была неплохо эшелонирована по глубине.

Реверанс в сторону классики — диффузор СЧ/НЧ-излучателя сделан из бумаги и крепится на резиновом подвесе

Тембры вокала и музыкальных инструментов передавались достаточно хорошо, хотя им, казалось, чуть-чуть недостает реалистичности. Возможно, именно по этой причине мне не всегда удавалось переносить фокус внимания с особенностей воспроизведения тракта на музыку как таковую. Звучание во всем диапазоне оставило по большей части положительное впечатление — высокие частоты не резали слух, средние были вполне комфортны, бас также звучал приемлемо.

С несложной электронной музыкой колонки справляются легко и непринужденно. Их действительно приятно слушать. Рок звучит интересно, однако вокалу и мощным гитарным пассажам временами не достает телесности, атаки и рельефа. Да и при воспроизведении низких частот их точность оставляет желать лучшего, особенно с увеличением громкости. Рискну предположить, что в составе фирменного трифоника большая часть упомянутых особенностей потеряет свою актуальность.

Акустический терминал позволяет подключать кабели любого сечения

Приятно удивлен, как AE100 отыграли альбом «Spoken Into Existence» Чико Фримэна. Думаю, подобная музыка в наибольшей степени отвечает темпераменту и духу этих небольших акустических систем. Дыхание солирующего тенор-саксофона именно такое, каким его хочется слышать — густое и фактурное. Сопровождающие инструменты гармонично дополняют друг друга, пробуждая в памяти ощущение настоящего, живого концерта. Признаюсь, в какой-то момент у меня закралось подозрение, что именно такую музыку слушали разработчики AE100 на этапе проектирования.

Щелевой фазоинвертор значительно уменьшает слышимый эффект прохождения воздуха

Несмотря на заявленное наличие технологии WDT, колонки очень чутко реагируют на поворот относительно слушателя, а также на расстояние до расположенной позади них стены, что, в общем-то, является традиционной особенностью акустических систем с задним фазоинвертором. Так, при перемещении колонок в направлении этой стены, субъективно усиливается восприятие низких частот, но страдает сцена, становясь более плоской и менее выразительной.

Выводы

Британской компании Acoustic Energy в очередной раз удалось доказать, что хорошие колонки от уважаемого бренда можно приобрести за более чем скромную сумму, и не идти на значительные компромиссы в звуке, качестве изготовления и в дизайне. И хотя лично мне чуть-чуть не хватало ощущения драйва и эмоциональной вовлеченности, я точно знаю, что именно такая нейтральная манера игры, которую в ходе тестирования продемонстрировали АЕ100, многим придется по вкусу.

АЕ100 — достойные приемники предыдущих поколений акустических систем Acoustic Energy

В целом складывается впечатление, что они способны на большее, и я охотно допускаю, что будущему пользователю нужно хорошо подумать о месте установки, усилителе и длительном прогреве. Во всяком случае, эти колонки обязательно стоит послушать.

Достоинства: высокое качество изготовления, мощный и динамичный звук для полочников в этой ценовой категории

Недостатки: звучание проще, чем хотелось бы, но и стоимость ниже ожидаемой

Официальный сайт: Acoustic Energy AE100

Цена: 21 200 рублей

Паспортные данные

Излучатели: СЧ/НЧ – 110 мм, ВЧ – 28 мм

Диапазон частот: 45 Гц – 35 кГц

Чувствительность: 87дБ

Мощность: 75 Вт

Частота кроссовера: 3,6 кГц

Сопротивление: 4 Ом

Габариты: 270 x 160 x 240

Масса: 6 кг (штука)