Производители техники развивают свои каталоги обычно двумя способами: от старшего к младшему или от младшего к старшему. Уже потом, когда моделей и линеек становится много, заполняются промежутки в середине, но в основном движение идет либо в сторону усложнения, либо в сторону упрощения.

Финская компания Penaudio во флагманской линейке решила пойти сверху вниз, сначала представив самую старшую модель в своем портфолио — огромную Karelia. Затем ее чуть уменьшили, убрав пару динамиков, добавив к имени милый суффикс и назвав Karelietta, а теперь, что логично, дополнили линейку крошкой-полочником Suomi.

Внешне принадлежность акустики к Penaudio определяется безошибочно с первого взгляда. В первую очередь по отделке: боковые поверхности покрыты шпоном карельской березы, а все остальное — фирменным торцевым спилом фанеры.

В остальном же это классические полочники во всех смыслах. Не очень крупная акустика, двухполосная конфигурация с двумя динамиками. С точки зрения внешности и отделки все очень хорошо, пропорционально, аккуратно.

Логично, что подобная акустика требует установку на стойки. Но родные стойки на момент теста компания пока не выпустила — они вышли чуть позже. И никакого крепления акустики к стойкам, кстати, тоже не предусмотрено — просто обычная установка. Твитер защищен штатной жесткой сеткой, но есть еще и грили.

Penaudio Suomi

Динамики здесь, как и у Karelia и Karelietta, заказные, на базе SEAS Excel. Твитер с алмазным купольным диффузором диаметром 29 мм и с кольцевым неодимовым магнитом, 176-мм СЧ/НЧ динамик того же производителя и тоже на основе самой старшей линейки. Узнаваемая точеная центральная «пуля», диффузор, изготовленный с применением магния и графенового покрытия — все это уже привычно.

Частота раздела фильтра у акустики достаточно высокая, 4 500 Гц. В качестве комплектующих кроссовера производитель заявляет катушки индуктивности Mundorf Hepta Strand, конденсаторы Mundorf Mcap Evo SilverGold Oil и Mcap Evo Oil, а также резисторы MResist Supreme. Подключение предусмотрено только двухпроводное, установлены разъемы WBT, позволяющие использовать и лопатки, и бананы.

Фазоинвертор направлен назад, что нужно учитывать при расстановке акустики в помещении.

Если рассуждать о технической части, то в целом все выглядит убедительно. И внешность интересная, и изготовление достойное. Точнее даже так: акустика красивая во всех смыслах. Со стойками, правда, вопрос остается открытым: хотелось бы видеть их мало того, что в комплекте, но и еще со штатным жестким креплением корпуса акустики к стойке.

Ладно, можно без стоек, но хотя бы крепление стоило предусмотреть. Впрочем, много кто захочет подобрать стойки под себя, и по конструкции и по виду и по высоте, так что это вопрос обсуждаемый.

Слушал я эту акустику несколько раз и в немного разных сочетаниях. Правда, усиление всегда было ламповое в виде Octave, источником же в данном конкретном случае выступил стример Metronome.

Начала прослушивание с альбома Isao Suzuki «Approach». Первое, на что обращаешь внимание — на сцену: при широкой расстановке акустики и не самой далекой посадке слушателя она получается очень эффектной и объемной. Образы хорошо прорисованы и расположены как бы за акустикой по глубине, да еще и с хорошей шириной. Пытаться сфокусироваться на правой или левой колонке совсем не получается. Направленность, конечно же, присутствует, но я бы не счел ее критичной.

Также можно отметить очень хорошую сшивку полос — ее не слышно, она не ощущается, раздела как бы нет, никакой тембральной-тональной разорванности не ощущается, ни запаздывания, ни опережения. Звук сам по себе балансирует где-то между светлым и нейтральным — ни теплоты ни холодности. Да, в нашем случае используется ламповое усиление, но Octave известны тем, что играют не нарочито-лампово и окраской не славятся.

Что нравится — очень хорошая прозрачность звука, естественность, ощущений. На первом месте восприятие звучания и музыки, а не самой конкретной модели акустики.

Второй альбом — Burnt Friedman & Jaki Liebezeit «Secret Rhythms Vol. 2». За счет сцены есть погружение в атмосферу звучания. Характер звука — выражено детальный, но не резкий, динамичный. С точки зрения звуков и информативности слышно многое, но слышится в первую очередь цельная музыкальная картина, без распада на составляющие.

При явно высокой аналитичности звука анализировать его не хочется — хочется слушать. При такой подаче нет ни теплоты, ни мягкости — никакого успокаивающе-убаюкивающего эффекта, никакого скрадывания или упрощения. Но при этом звук совершенно не утомляет: он очень комфортный, в нем есть ритм, динамика, очень подробно подаются детали. Его хочется слушать.

Глубокого баса здесь нет, заявленные 29 Гц явно заявлены по минус-границе, но по ощущениями и прикидкам примерно от 40 Гц все весьма ровно, а потом идет аккуратный спад — все то, что и можно ожидать от полочников такой конструкции. И вопрос здесь не в точной цифре границы, и не в спаде как таковом, а в том, насколько качественно и естественно отыгрывается этот диапазон.

Так вот — отыгрывается более чем достойно и качественно: есть объем, фактура, отличная скорость. Переход к средним частотам ровный и естественный, серединка информативная, скорее открытая, но правильная, не вывернутая на слушателя и не раздутая. Следующий переход к верхним частотам тоже очень ровный — все играет созвучно, сообразно, естественно. Резкости в нашем тракте я не заметил, но предположу, что с другим усилением акустика может играть и ярче. Правда, маловероятно, что это будет ощущаться как окрас или перекос, разве что уж выбрать очень вычурную по звуку технику в пару.

Penaudio Suomi

Третья запись — Chet Baker «Chet Baker In Paris»: сборник исполнений, записанных в 1955-56 годах. Комфортная подача моно-звука, хорошая эшелонизация по глубине, и при этом звук не ощущается сжатым в точку. У монофонической «сцены» нет упрощения, звук не кажется винтажно-пыльным, есть живость и наполненность.

Нередко бывает, что техника, даже дорогая и, казалось бы, серьезно спроектированная и изготовленная, показывает эффектный звук только на современных перекомпрессированных громких записях, а на старом музыкальном материале, особенно в моно, звук получается тусклым, скучным и невыразительным. В нашем же случае подобного не наблюдается даже близко. То, что запись не идеальна, слышно, но не более: все инструментальные партии детальны, наполнены, и даже в моно ощущаются как отдельные, не слепленные вместе.

Еще один альбом — Nicki Parrott «Black Coffee». Здесь звук очень объемный, даже несколько раздутый, со слегка приподнятой серединой, и это слышно, но без передозировки. Контроль есть, бубнения нет, разделение партий хорошее. Вокал тоже чуть раздут и преувеличен, но все еще в рамках записи. Да, запись считается «аудиофильской», но ощущения, что «пересиропили», нет.

Эмоции вполне живые, и их ровно столько, сколько нужно. В музыке читается шутка, легкая ирония — и так и было задумано. Лично мне такая подача нравится: она не слишком-слишком, когда устаешь от звука, но при этом слышно существенно больше среднестатистического. Это просто интересно.

Еще один альбом — Nine Inch Nails «Add Violence». Вполне ожидаемо, что звук будет немножко «плоским и пластилиновым» — стилистику записи и некую переуплотненность слышно, но точно не до уровня каши. Разборчивость все-же присутствует, звук более подробный, чем я ожидал, но задуманные при записи плотность и шумность тоже очевидны.

По энергетике, по атаке — нет причин сказать, что тракт не справляется с этим альбомом. Вот тут уже можно слегка задуматься о вариантах усиления, хотя на деле мне хватило практически всего — и детальности, и динамики, и контроля баса и звука в целом. Может быть, самый минимум — это некая нервность звучания: вот ее тут чуть меньше, хотя в целом эмоциональный посыл считывается хорошо, подробно, разнопланово. Правда, одновременно чувствуется, что от акустики потенциально можно получить еще больше в этой сфере, в свой потолок она не уперлась.

Дальнейшая смена жанра — альбом Death «Symbolic». Разборчивость и раскладка сцены еще лучше, чем я ожидал. А ведь еще до этого стало ясно, что объем и пространство — это сильная стороны акустики. Все в композициях читается, все слышно — даже с тем, что альбом записан, мягко говоря, неидеально. Но это не мешает.

И тракт, который на спокойной, «интеллигентной» музыке показал себя точным и аккуратным, вполне играет и такие мелодии. Всего хватает, нет ощущения упрощенности или успокоенности, да и эмоции не кажутся сглаженными. Нередко бывает, что агрессивная музыка на деле звучит несколько комично — но нет, не в нашем случае.

Ну и напоследок, как всегда, самое сложное — Реквием Верди. Очень неплохо в плане тихих звуков, тонких переходов и нюансов. Сцена правильная, пропорциональная и совсем не камерная. Хор, может быть, чуть-чуть размыт, но совсем немного, а вот с музыкой в целом тракт обращается очень аккуратно, слышны нюансы и оттенки.

Хорошая детальность, воздух присутствует. Безусловно есть точная и тонкая эмоциональная подача, музыка вызывает вовлечение и сопереживание. При этом слушать комфортно, хотя и упрощения нет — и нет ощущения, что тракт как-то уж особо подстраивается под слушателя.

На сложных моментах записи не так чтобы уж что-то страдает. И атака есть, и бас, и сваливания звука в кашу не слышно: и голоса, и инструментальные партии читаются с легкостью. Но здесь я бы тоже подумал о другом усилении — не менее аккуратном, но немного поострее: чуть-чуть не хватило драматизма в звуке. Хотя все очень относительно — кого-то и это количество эмоций могло бы утомить.

Выводы

И вообще, и особенно как полочники — это очень интересная акустика. Особенно понравились проработка пространства, детальность, пластика и ритм, ненавязчивость, но в то же время умение вовлечь. Слушать было безусловно интересно, даже записей получилось немного больше обычного, хотя я не все включил в описание. Просто было интересно — а как это сыграет? А как то?

Ничего не разочаровало. Пожалуй, я здесь вижу разные связки с усилением: точно пробовал бы что-то породистое транзисторное, но это вопрос вкуса — такую акустику, главное, не испортить, а вот дальше нужен очень тщательный подбор и усиления и вообще каждого звена в тракте. Здесь, например, на общем фоне было относительно несложно вычленить вклад усилителя в звук, вклад источника, характер, привносимый кабельной обвязкой. Мелочей здесь уже не будет, но если все учесть, то результат можно получить выдающийся.

Музыкальный материал

Burnt Friedman & Jaki Liebezeit - Secret Rhythms Vol. 2 / Nonplace

Chet Baker - Chet Baker In Paris / New Continent

Death — Symbolic / Roadrunner Records

Isao Suzuki — Approach / Art Union

Nicki Parrott - Black Coffee / Venus Records

Nine Inch Nails - Add Violence / The Null Corporation

Verdi — Requiem - Anja Harteros, Daniela Barcellona, Wookyung Kim & Georg Zeppenfeld, Munchner Philharmoniker & Choir, Lorin Maazel / Sony

Penaudio Suomi

2500000 руб.

Тип: полочная двухполосная акустика

Твитер: 29 мм, алмазный купол, неодимовый кольцевой магнит

СЧ/НЧ динамик: 176 мм, диффузор из магния с графеновым покрытием, титановая звуковая катушка

Оформление НЧ: тыловой фазоинвертор

Чувствительность: 87 дБ (2,83 В на 1 м)

Частотный диапазон: 29 Гц – 50 кГц

Номинальное сопротивление: 4 Ом

Частота раздела полос: 4500 Гц

Рекомендованная мощность усилителя: > 30 Вт

Габариты (Ш х В х Г): 200 x 370 x 400 мм

Вес: 11 кг