Введение

Итак, как и прежде, я — Константин Румянцев, главный инженер OPERLY Ltd. UK. Читатели прошлых «серий» знают, что в команде разработки участвует моя дочь, Софья, но я намеренно про нее ничего не пишу, т.к. она планирует написать свой, молодежный «взгляд изнутри», поэтому хочется избежать спойлеров. 

Ставший классическим кадр «Софья в обратном рупоре»

Для тех, кто слегка отстал от жизни, сообщаем, что OPERLY производит фантастические внешне и еще более фантастические по звуку рупорные акустические системы. О развитии продукта можно почитать тут и тут. В этой статье речь пойдет о продвижении продукта в РФ, а именно о модели Intelligence III, премьера которой в России и состоялась на московской выставке HI-FI & HIGH END SHOW 2024. При всей внешней схожести со своими предшественниками эта модель существенно лучше предыдущих, поэтому все мнения знатоков о прошлых моделях — мнения именно о прошлых моделях, а не о последней версии.

Россия — удивительная страна: в ней инженеры, особенно старой советской школы, спесиво и пренебрежительно относятся к маркетингу и продажам, полагая, что если инженер сделал высококлассный продукт, то дело сделано, ждем покупателей, и сильно удивляются, когда коммерция не складывается. Логика, прямо скажем, совершенно нежизнеспособная. Это как «если моя бабушка прекрасно готовит, то я легко открою премиальный ресторан». Бабушка, может, и хорошо готовит, но мы не знаем примеров, когда это позволяет открыть высококлассный ресторан сколько-нибудь популярный и масштабируемый.

Нет, друзья, организация продаж и маркетинг не менее важны, чем создание высококлассного продукта, это тоже требует таланта, времени, сил и средств, и совершенно заслуженно продавцы аудиооборудования получают около половины от стоимости изделия на полке. И выставка — лишь один из маркетинговых инструментов продвижения продукта на рынке.

В этой статье, как и прежде, мы помогаем читателю посмотреть на мир High End изнутри, так сказать, «заглянуть за кулисы» уже коммерческого пути продукта, честно и открыто рассказывая как про творческие удачи, так и про досадные промахи, которых можно и нужно было избежать. Надеемся, что эта статья простимулирует энтузиастов запускать свои проекты и с ее помощью они совершат чуть меньше ошибок.

Итоги выставки. Коротко

Если коротко, то мы очень довольны выставкой. Пожалуй, впервые в РФ мы отзвучали более-менее прилично и без серьезных ошибок. Я бы поставил себе твердую четверку. Каждый сам может почитать аудиофорумы, где OPERLY по отзывам посетителей очень часто в топе, наряду с еще более знаменитыми брендами. Причем если остальные бренды ротируются, то OPERLY упоминается почти всегда, как минимум часто.

Это очень приятно, ибо на стороне великих брендов история и намного больший финансовый ресурс, а на стороне технологичной OPERLY — концепт, патент, энтузиазм и, конечно же, уникальная идея. Для многих мы были лучшими или одними из лучших, это явно указывает на все большее понимание публики, что рупор значительно менее «узкожанровая» штука, чем принято считать. Всем посетителям спасибо огромное. Наши покупатели могут быть уверены, что совершили выгодную сделку. Кто не успел нас посетить, хочет еще раз убедиться в своих впечатлениях или живет в другом городе — милости просим в Петербург на такую же выставку 15 марта.

Всё готово. Ждем первых посетителей

Теперь не коротко. Новые впечатления

Из того, что меня действительно впечатлило: оказывается, есть такая степень точности воспроизведения музыкального материала, после которой люди реально погружаются в концертную атмосферу и хлопают по окончании произведения. У нас хлопали.

Как ни странно, небольшие лекции по музыкальному восприятию весьма увлекают публику, могут быть интересными и усиливать эффект от прослушивания.

Хвост виляет собакой или что с нами «не так». Небольшое отступление

Главное, на наш взгляд, отличие российской публики от зарубежной — это очень часто встречающееся «обратное мышление». То есть если, например, в Милане человек сперва получал впечатление о звуке, а потом интересовался тем, как это сделано, то в России же наоборот: люди сперва составляют свое мнение о звуке системы и делают выводы о ней еще до, собственно, прослушивания, лишь исходя из своего понимания конструктива. Это довольно тяжелая болезнь, так как, во-первых, подавляющее большинство банально плохо технически подготовлено, а во-вторых, потом подгоняют свое впечатление от прослушивания под первоначальные соображения, т.к. им уже некомфортно менять свое мнение.

Звучит дико, но, например, один товарищ на полном серьезе утверждал, что его буквально ломает, что верхние ноты прилетают из прямого рупора, а нижние из обратного, типа, это разрывает звуковой образ. На вопрос «а как он слушает другие системы, где пищалки в одном месте, а басовый динамик в другом?» он не нашелся что ответить, но мнения своего не изменил. Я уж не стал ему говорить, что мы, конечно же, делали слепое тестирование занавешивания полностью колонки, чтобы слушатель не имел представления об устройстве системы и, разумеется, ни у кого ничего не разрывалось, включая очень наслушанных ребят.

Еще один возрастной товарищ на полном серьезе утверждал, что рупор — это «просто уравнение Бернулли для жидкостей и газов». Откуда он это взял — я так и не понял. Или «я тридцать лет назад делал рупор и получилось хреново, поэтому все рупоры хреновые» — а мы-то тут при чем? Мало ли кто, что, когда-то неудачно реализовал. К счастью, таких экстремальных «умников» единицы, но с ними с ума сойти можно.

Специально для таких «вычислятелей» мы на полном серьезе хотели поставить дополнительно пищалки и сабвуфер, просто как неподключенную декорацию, чтобы вопросов было меньше: ну хотят люди, чтобы пищалки и саб были — ну нате вам, зато меньше будут цепляться не по делу. Даже друзья, вполне квалифицированные и лояльные, часто сперва рассуждают о конструкции, составляют «нерушимое мнение», а потом при реальном прослушивании говорят: «Как ты это сделал?!». И вот эти штампы глубоко укоренились в сознании нашей аудитории, что существенно отличает ее от публики других стран.

С учетом этой особенности мы и заморочились с презентацией продукта.

Как проходила презентация и почему именно так

Теперь все, что касается подачи музыкального материала и демонстрации возможностей системы. Алгоритм был такой:

Развеиваем миф об узкожанровости. Устраиваем «цирк» на цифровом источнике: включаем примеры барабанов, бас-гитары, оркестра, вокала и т.п. Идея была в том, чтобы сразу развеять у слушателей миф об узкожанровости нашей рупорной акустики. Боже, сколько раз мы слышали «не ожидал» от подготовленных слушателей (про простых обывателей я в этой статье вообще не упоминаю — они, понятное дело, всегда в восторге. Тут речь только про тех, кто в теме аудиофилии). Плотный быстрый бас, четкие живые барабаны, фантастическая энергетика системы всегда оставляет слушателя под впечатлением. Сюда же Pink Floyd, всякий рок, блюз, БСО и т.п.. После того, как миф развеян, можно переходить, собственно, к прослушиванию произведений.

Максимально честная демонстрация звука на чужом материале. Далее запускался тестовый винил Pro-Ject. Почему именно тестовый винил? Потому что это подборка стороннего производителя, а не специально заточенные под наш сетап треки. И еще потому, что эти треки гарантировано хорошо записаны и слушатель может быть уверенным, что любая запись такого же качества будет звучать так же живо и достоверно. Такая честность высоко ценится публикой.

Понятное дело, что мы могли  бы «сидеть» на материале, традиционно удобном для рупоров — всякие флейты, духовые, вокал и т.п., но это неспортивно. Каждому понятно, что тут любые рупоры обгоняют традиционную акустику, что называется, «за явным преимуществом». 

Разворот того самого аудиофильского диска

Демонстрируем вторые планы и «тонкие материи». В этом разделе звучала «большая музыка» — сложные, многослойные произведения с множеством тонких нюансов. Как известно, «большая» музыка сильнее всего страдает от плохого аудиооборудования. Это не рок, где все инструменты находятся на переднем плане. В «большой» же музыке потеря даже небольшой партии, такой как бэк вокал или партия второй скрипки, может полностью разрушить произведение и лишить его смысла, заложенного композитором.

Мы в OPERLY убеждены, что наша акустика идеально подходит для воспроизведения шедевров мировой и отечественной музыки, не обязательно классической, но тонкой, многоплановой и нетривиальной. В этом блоке мы включали произведения Шнитке, Моцарта, Баха а также аудиодорожки к фильму «Мери Поппинс, до свидания», к опере «Юнона и Авось» и т.п. Кроме того, перед прослушиванием я проводил небольшие лекции о восприятии музыки. Аплодисменты тоже тут.

Демонстрация динамического диапазона. Эта часть демонстрации была самой сложной. Из-за общего шума выставки было невозможно продемонстрировать произведение с тихими местами, так как тихие места просто терялись в гуле. Чтобы решить эту проблему, мы выбрали произведение (это были, конечно же, мои любимые балалайки «Bryatz», любезно предоставленные на ленте студией Zavalinka Records), где в середине композиции звук уходит на самую тихую ноту , которую только можно представить (pianissimo). В этой части демонстрации мы обязательно закрывали дверь в комнату, чтобы уменьшить внешний шум.

Далее я объяснял публике, на что обращать внимание во время прослушивания. Я попросил их дождаться самого тихого места в произведении и почувствовать, как даже самый тихий звук остается плотным, полным и точным. Затем просил обратить внимание на то, как после тихой части звук нарастает и нарастает, сохраняя при этом динамику, тембр, энергетику, жизненность, и когда, казалось, нарастать уже невозможно — громкость нарастает еще больше безо всякой резкости и дискомфорта, как на концерте.

Целью моей тирады было не только проинформировать слушателей о том, что будет происходить, но и дать их ушам «остыть» и сделать слух более «острым», способным слушать тихие места, и чтобы посетители смогли насладиться прослушиванием в домашней обстановке, в которой эта акустическая система и будет использоваться в обычной жизни. Затем мы переходили к собственно прослушиванию, демонстрируя посетителям, что рупоры OPERLY, несмотря на свой уникальный дизайн, являются аудиосистемой самого высокого класса.

Коротко еще раз: снимаем сомнения в узкожанровости и прочие наветы, затем демонстрируем систему на неспециализированном аудиофильском материале, затем демонстрируем тонкие материи и вторые планы, затем — самое сложное — динамический диапазон. 

Не сказать, что мы прям 100% придерживались этого сценария, и, конечно, далеко не все слушатели слушали всю презентацию — многие приходили посередине и/или пропускали какую то ее часть, но в целом именно благодаря фантастическим возможностям рупорной акустики OPERLY и подходу к их демонстрации мы и обязаны невероятным количеством восторгов, позитивных откликов и восхищения такой взыскательной публики.

Техническая часть. Подготовка к выставке

Как всегда в нашей индустрии, звук строится из огромного количества составляющих деталей, и невнимание к каждой способно разрушить ту магию звука, которая является наиболее ценным свойством наших акустических систем.

Глушим помещение. Стеновые панели

Как я писал в предыдущих статьях, главной проблемой любой акустики с обратным рупором является отраженная волна. Всё отраженное прилетает в устье обратного рупора площадью 0,5 м² и концентрируется на мембране площадью 0,03 м², усиливаясь в такой же степени. Можно сколько угодно сетовать на помещение, оно и вправду маленькое, гулкое и всё это плохо для рупоров, но частично проблему уменьшить всё-таки можно. Решено, делаем стеновые панели.

Как всегда в крупных компаниях, такие «мелочи» вязнут в согласованиях, бюджетах и сроках, поэтому пришлось их изготавливать в последний момент и дендрофекальным способом, уж не взыщите..

Итак, высота панелей должна быть около двух метров, что означается «в полный рост», поэтому панели будет трудно транспортировать и придется их делать складными — это раз; на стену их крепить категорически нельзя, ведь это гостиница, значит нужны ножки, чтобы ставить на пол — это два; ножки тоже нужны складные, чтобы транспортировать можно было — это три.

Итого получилась вот такая, прямо скажем, неидеальная, но рабочая и довольно бюджетная конструкция: 

Акустические панели. 1 — петля для раскладывания, 2 — шарнир для ножек, 3 — сама ножка

Напилил я эти рамки, купил в метизах петли, заказал на озоне шарниры для ножек, купил ткань и войлок, нарезал, собрал. Вроде все проверил. Но вот когда стали на выставке монтировать, выяснилось, что прям красиво вертикально далеко не все панели стоят. То ли я так проверил впопыхах, то ли при транспортировке грузчики немного покалечили петли и защелки, но некоторые панели раскладывались криво, то вперед, то назад заваливаются. В условиях выставки затруднительно было их чинить, поэтому самые некондиционные панели мы просто разместили за шторой — от глаз подальше (заодно заглушили окно, нам совсем ни к чему его дребезг), а те, что поприличнее — поставили на противоположную от колонок стену. Стало намного лучше и менее гудежно.

Выбираем усиление и провода

Одним из многих преимуществ рупорной акустики OPERLY является способность играть с маломощным ламповым усилением. Моё личное нерушимое мнение, что максимально качественное усиление за любой бюджет, даже неограниченный — исключительно ламповое (какое именно — см.ниже). Но обычная классическая лампа типа B300 не может выдать более 8 Вт, этого маловато для акустических систем чувствительностью 94 дб и ниже. Кроме того, лампа так устроена, что максимальный кайф выдается на громкости 1/10 от номинала, то есть это примерно 1 Вт, что совсем мало для большинства систем. Но не для OPERLY, еще бы, чутьё 100 дб! 

Итак, нужен ламповый усилитель.

Наши пожелания к усилителю самые что ни на есть классические: однотакт на прямонакальных триодах, с ручной подстройкой тока покоя, на кенотронном питании, с раздельным питанием каскадов, с пленочными конденсаторами в питании, с трансформаторной или непосредственной связью между каскадами, и всё это, разумеется, в максимально качественном исполнении, с мощностью от 4 Вт и без ООС — это классика классик.

Учитывая всякие страновые и таможенные риски, с усилителями OPERLY в РФ все не просто и, так как это все-таки не основной наш продукт, было решено позаимствовать усилитель у коллег. Ясное дело, первые, к кому мы обратились — это Audio Note. Их концепция усилителей и моя личная лояльность бренду побудила позвонить представителям марки в РФ.

Собственно, тут моя лояльность и закончилась, т.к. поговорили со мной плохо, пренебрежительно, звучали какие-то странные слова, непонятные любому минимально грамотному коммерсанту, типа «а зачем нам это надо» (уму непостижимо, вам что, плевать на представленность марки?!). В результате мы прекрасно отыграли с клоном Kondo Ongaku от ii Acoustics, ребята продали с выставки несколько усилителей, прекрасные отзывы касаются и их усилителя тоже, а Audio Note пусть дальше думают, «зачем им это надо».

Наше усиление вблизи. Светятся красным - 211е лампы в усилителе Kondo Ongaku от ii Acoustics, фонокорректор их же, вся обвязка проводами - LIVING ATHMOS.

Радикально другой пример — аудиокабели Living Athmos. Я позвонил Валерию Литваку с ровно таким же предложением — сделать нам кабельную обвязку. Валерий никаких вопросов не задавал, просто спросил: «Когда?» и точно в срок всё сделал. Это пример профессионализма и коммерческой грамотности, за что ему большое спасибо.

Страхуемся от всего на свете.

Анекдот: человек подходит к кондуктору и покупает два билета. Кондуктор спрашивает, мол, а зачем вам два, Вы же один едете? — А вдруг я один потеряю? — Так Вы и второй можете потерять! — А у меня проездной. 

Шутки шутками, но это правильный подход к ответственному выступлению. Опытным путем и к большому нашему сожалению, подмечено, что ВСЕГДА что-то происходит незапланированное, и поэтому стараемся дублировать всё по максимуму. Чтобы рассказ не перешел в бесконечное нытьё вида «ну как так-то?!», просто перечислю, что пошло «не так» именно на этом мероприятии и как мы страховались заранее. Итак:

- Доставка изделия была запланирована «точно в срок» к отелю Бородино «Деловыми линиями». Они просто не привезли аппаратуру. Совсем. Ни в какой срок. Ни позже, ни раньше. «Но у нас с собой было…» — мы прозапас наняли бригаду грузчиков с авто и сами забирали с круглосуточного склада «Деловых». Ребята нас спасли.

- Авторский ЦАП и аудиокопьютер к нему, которые прекрасно играли в первый день выставки, уже во второй день напрочь отказались подключаться. Но у нас был запасной ЦАП и отдельный ноутбук. Да, звук стал попроще, но он у нас был! Кроме того, запас в качестве звучания нашего сетапа был таков, что и с относительно бюджетным ЦАПом мы все равно оказались в самом топе.

- Некоторые панели отказались стоять вертикально (писал ранее) — поставили за занавеску.

- Непонятно как, но «Деловые линии» погнули один акустический терминал — у нас были запасные, заменили.

- Они же покалечили упаковку, которая, между прочим, без проблем выдерживает трансатлантические перелеты с несколькими перегрузами (Москва — Гонконг — Лондон), нет слов… У нас был небольшой ремкомплект, как то починили.

Остальное менее фатально: загрузка в лифт была неудобной, с нашего этажа нельзя попасть в зону хранения упаковки и т.п. и т.д. 

Нерешенные вопросы

Аншлаг. Оказывается, очень много посетителей не смогли протиснуться к нам в комнату. Ума не приложу, что с этим делать — пишите в комментариях идеи, может, что-то можно «подкрутить» в этой части.

Постоянный аншлаг, конечно, радует, но много людей из-за этого не смогли послушать рупоры OPERLY, это огорчает

Репертуар. В отзывах мы читаем разнородные пожеланий по проигрыванию треков. Если незнакомые треки, то «мне понравилось, но треки были незнакомые, непонятно, как звучит система на самом деле», если знакомые, то «у всех одно и тоже, скукота», если сложные, то «я такое не слушаю. AC/DC давай», если простое — «малые составы — понятно, боятся БСО включать». Вот я в замешательстве: что включать-то? Или оставить как есть? Или что? Пишите в комментариях идеи — давайте подключим коллективный разум..

Чем не арт-обект?

Эпилог

В этой статье я максимально компактно, упрощая, но стараясь сохранить суть, попытался помочь читателю заглянуть внутрь процесса подготовки и презентации рупорной акустики OPERLY на примере конкретной выставки. Как мы видим, не только в проектировании и производстве присутствует куча тонкостей, они присутствуют и в маркетинговой части пути бренда. 

Всем хорошего звука!

P.S. Маленький анонс. Мы запустили Телеграм-канал https://t.me/operly, уж не знаю, насколько хватит сил его вести, но милости просим.

P.P.S. Мне будет приятно, если вы сообщите в комментариях, какое впечатление произвела на Вас наша система и, ради Бога, давайте сосредоточимся именно на последней модели OPERLY Intelligence III, ибо нет никакого смысла обсуждать прошлые модели, которые уже сняты с производства, равно как и переносить свои впечатления от прошлых моделей на нынешнюю.

На заставке — фото взято из блога на сайте https://www.dastereo.ru/ , ник автора — Matt86