Акустические системы бывают разными, но, безусловно, запоминаются более прочих именно рупорные модели. Чем же они берут за душу — силуэтом или звуком? Попробуем разобраться в секрете очарования рупором на хорошем примере колонок Avantgarde Acoustic.
Если самой компании Avantgarde Acoustic GmbH более 20 лет, то акустическому излучателю в виде рупора уже более ста. Немецкий городок Райхенбах расположен на холмах Оденвальда недалеко от руин средневекового замка. В этом пасторальном месте самая консервативная технология встретилась с современным пониманием дизайна.
Необычные формы рупорных систем Avantgarde Acoustic абсолютно не похожи на скучные силуэты обычных колонок. Минимализм, школа Баухаус, бионика (ведь даже ухо человека — это тоже рупор) — это термины к концепции линейки Avantgarde Acoustic имеют прямое отношение.
Основатель семейного бизнеса Хольгер Фромм (Holger Fromme) впервые познакомился с рупорным саундом при прослушивании Pink Floyd на легендарной Klipschorn. И вскоре вся его крошечная студенческая квартира была заставлена сделанными вручную волноводами. Позже на вечеринке одного из своих друзей он встретил единомышленника — инженера-конструктора Маттиаса Раффа (Matthias Ruff), вместе с которым и создал Avantgarde Acoustic. Датой основания компании считается 1991 год, хотя компаньоны начали конструировать первые рупоры еще в 1983-м. Кредо бренда выражено в простом, но содержательном выражении – «Purity Meets Performance» («Сочетание чистоты и эффективности»), а технологии основаны на хорошо проработанной теории рупора.
Аргументы
В целом аргументы в пользу рупорных излучателей известны. За счет рупора можно получить рост чувствительности и расширение диапазона вниз, что позволяет снизить частоту раздела на кроссовере. Это однозначная польза и для ВЧ, и для вокала — многие отмечают отличную живость и микродинамику в подобных системах. Для ламповых однотактников другое и помыслить невозможно. Однако все в курсе недостатках рупоров, и это не только узкая направленность. В Avantgarde Acoustic тоже знают об этом и потому не применяют традиционный экспоненциальный рупор, обязательно вносящий специфические искажения в звучание (окрас, вызванный изменением тональности). Рупор здесь иной и представляет собой конструкцию, форма которой определяется особой кривой — трактрисой, которую еще называют «кривой погони» или «линией влечения». Излучаемые таким динамиком звуковые волны сохраняют идеальную сферическую форму, которая остается неизменной в момент их выхода из рупора.
Сферический рупор (да, практически «музыка сфер» дословно!) обычно имеет больший по диаметру раструб и меньшую длину, а также более широкую диаграмму направленности (охвачен угол в 180°) и линейную АЧХ по сравнению с экспоненциальным волноводом. В фирменных твитерах ход диффузора примерно в 30 раз меньше, чем в обычных ВЧ-динамиках.
Не менее важное влияние на качество звучания оказывает способ изготовления рупоров. В данном случае это акрилонитрил-бутадиен-стирол, скажем проще — АБС-пластик. Ударопрочная, износостойкая и нейтральная в плане резонансов термопластическая смола на основе полимеров. Для создания таких рупоров применяются матричные формы, в которых происходит высокоточный процесс инжекционного литья под давлением.
Начинаем с Uno
Открывающая фирменную линейку серия состоит из двух спикеров — Uno и Uno Fino. Первый представляет собой полутораметровую гибридную 3-полосную АС. В качестве базиса «Уно» имеет прочную металлическую раму с зажимами и регулируемыми шипами, в нижней части которой находится закрытый корпус активного сабвуфера SUB225, оснащенного 250-ваттным усилителем (класс AB) и двумя длинноходными 10-дюймовыми НЧ-динамиками с неодимовыми магнитами. В усилителе установлен тороидальный трансформатор (330 ВА) и набор конденсаторов общей емкостью в 60000 мкФ. Можно регулировать громкость, частоту среза, выбирать варианты инфразвуковой фильтрации и др. В верхнюю часть сабвуфера встроен дюймовый ВЧ-излучатель H1 с 3-килограммовой магнитной системой, посаженный в 5-дюймовый сферический рупор и работающий в диапазоне выше 3 кГц. Верхняя часть рамы поддерживает сердце всей системы — огромный цветок 20-дюймового сферического рупора с полированной и покрытой лаком поверхностью, в котором спрятан 5-дюймовый СЧ-динамик M1 с купольной карбоновой мембраной и двойным ферритовым магнитом. Этот драйвер способен опускаться до частоты в 300 Гц. Благодаря фирменной технологии CDC (Controlled Dispersion Characteristics) удалось обойтись без пассивных элементов фильтра на пути следования СЧ-сигнала, что улучшило точность и естественность звука.
По сути, геометрия волновода здесь оптимизирована таким способом, что потребность в цепях фильтра отпадает, так как рабочий частотный диапазон излучателя снизу механически лимитируется самой рупорной конструкцией. Цвет обоих рупоров можно выбрать индивидуально из 11 доступных вариантов. То же самое касается расцветки передней панели сабвуферного модуля (16 вариантов) и его отделки.
«Уно» обладает высокой чувствительностью в 104 дБ и обеспечивает сбалансированный рельефный звук с отличным разрешением, детальностью, динамикой, глубиной и трехмерной осязаемой сценой. Бас сабвуфера может опускаться до впечатляющих 18 Гц.
Модель Uno Fino называют уменьшенной копией Uno, предназначенной для более скромных по площади помещений. Правда, дизайн здесь претерпел некоторые изменения. Исчезла штанговая/рамная конструкция. Вместо нее используется традиционный закрытый корпус из MDF с алюминиевой подставкой на шипах, который вмещает в себя аналогичный твитер, а также сабвуфер SUB221 с усилителем в 250 Вт и парой 8-дюймовых НЧ-драйверов. Среднечастотник встроен в корпус, а не отделен от него, как в Uno, но все также впечатляет своим размером и обеспечивает оригинальный внешний вид.
Добавляем еще один рупор
Серия Duo, рассчитана на помещения площадью в 20 кв.м и выше. Пожалуй, это самая популярная линейка в каталоге Avantgarde Acoustic. В нее входят 5 акустических систем, три из которых получили дизайн, аналогичный Uno. Модель Duo подтверждает тезис о том, что «размер имеет значение», и отличается от «Уно» увеличенными габаритами, а также более крупными рупорным твитером H2 и СЧ-излучателем (7-дюймовый драйвер M2 с 27-дюймовым рупором). Используется все тот же сабвуфер SUB225. Рама выполнена из алюминия. На СЧ-драйвер сигнал подается напрямую без использования фильтра. Рупорные излучатели охватывают теперь одну полную октаву и позволяют получить более широкую полосу пропускания частот, чем у Uno.
Спикер Duo Omega отличается от базовой модели, в первую очередь, другими излучателями, установленными в аналогичные рупоры, а также другими настройками. Применены следующие динамики: СЧ-драйвер M2Ω с магнитом из сплава Alnico и твитер H2Ω. Излучатели оснащены неодимовыми магнитами и катушками Omega.
В итоге удалось повысить импеданс с 8 Ом до 16 Ом, а чувствительность возросла до 107 дБ. Твитер получил кроссовер со специальным контуром, который находится в отдельном модуле CPC (Capacitor Polarization Circuit). Модуль подает на конденсатор постоянный поляризующий потенциал, позволяющий обойти конструктивные ограничения этого конденсатора и избавиться от так называемого «эффекта памяти в диэлектрике». Такая конструкция минимизирует искажения, повышает детальность и мелодичность, что проявляется даже на высоких уровнях громкости.
Напольник Duo Grosso представляет собой «крупнокалиберную» версию Duo Omega с более мощным сабвуферным модулем SUB231, оснащенным усилительным блоком HPA106 (2 х 250 Вт) с тороидальным трансформатором на 540 ВА и общей емкостью конденсаторов в 120000 мкФ. Аналоговая электроника силового блока способна компенсировать отклонения сигнала, вызванные электрическими цепями и драйверами, в режиме реального времени, обеспечивая требуемую динамику, чистоту и глубину НЧ-составляющей. В корпусе сабвуфера установлены два крупных 12-дюймовых НЧ-динамика, благодаря которым динамический запас по басу увеличился фактически вдвое. В Grosso задействованы аналогичные СЧ- и ВЧ-драйверы. Модель обладает более фундаментальным, натуральным и строгим характером звучания.
Конструируем сабвуферы
Модели Mezzo и Primo отличаются от своих собратьев иной конструкцией сабвуферов. У Mezzo СЧ/ВЧ-драйверы и рупоры аналогичны тем, которые применяются в Grosso. Импеданс равен 18 Ом, а чувствительность достигает 107 дБ. В основании корпуса установлена закрытая тумба рупорного сабвуфера с дополнительным отсеком в тыльной части, скрывающим в себе мощный усилительный блок (2 х 250 Вт, класс AB). Причем сам усилитель оснащен системой ADRIC (Active Dynamic Radiation Impedance Compensation), которая следит за движением мембран вуферов с помощью датчика и производит мгновенную коррекцию его выходного импеданса. В итоге улучшается демпфирование, обеспечивается согласование басовых динамиков с волноводом и выравнивается АЧХ. В верхнюю часть тумбы интегрирована рама, поддерживающая массивный цилиндр с волноводом СЧ-драйвера. Чуть ниже к этой же раме крепится рупорный твитер.
Модель весит более 100 кг и способна удивить своими исполинскими размерами. Ее высота составляет 1,7 м, а в рупор СЧ-динамика спокойно помещается голова человека. Тем не менее, о какой-либо громоздкости здесь не может быть и речи, все выглядит изысканно и привлекательно. Концепция модели была разработана известными швейцарскими дизайнерами Тобиасом Адами (Tobias Adami) и Ханнесом Веттштейном (Hannes Wettstein). Сабвуфер оснащен парой 12-дюймовых драйверов, помещенных в волновод Short Basshorn, металлические лепестки которого заполняют всю переднюю часть корпуса. Есть возможность выбора частоты среза, трехпозиционная регулировка фильтра инфранизких частот и др. «Меццо» обладает мощным и натуральным звуковым почерком, причем масштаб и трехмерность сцены здесь сочетаются с высоким разрешением. Бас быстр, отлично прорисован и глубок. Расстановка образов в пространстве максимально точна.
Напольная модель Primo повторяет Mezzo, но имеет еще один аналогичный модуль сабвуфера, составляющий верхнюю часть корпуса. В него встроен волновод СЧ-драйвера. Между корпусами сабвуферов находится рупорный твитер. Суммарная мощность усилителей при этом достигает невероятных 1000 Вт. Технология ADRIC помогает при сравнительно небольшом рупоре получить глубокие и быстрые НЧ. Электронные схемы ADRIC отслеживают пики импеданса и позволяют компенсировать их с помощью быстродействующих аналоговых цепей обратной связи. Благодаря этому удается скорректировать сопротивление усилителя и получить равномерную частотную характеристику с нижним пределом в 18 Гц. Скорость отклика НЧ-секции мгновенна, что обеспечивает исключительно точный бас. Кстати, для изготовления Primo обычно требуется более двух месяцев.
И достигаем вершин
Первенство в линейке Avantgarde Acoustic принадлежит, пожалуй, самой экстравагантной серии Trio, которая уже по-настоящему тяготеет к футуризму и авангардной скульптуре. В основе младшей модели Trio находится несимметричная рамная конструкция с тремя опорами, к которой крепятся цилиндрические корпусы, оснащенные волноводами и динамиками. Компания заявляет ее как трехполосный рупорный сателлит, который должен работать в трифонике с фирменным активным сабвуфером.
В нижней части АС установлен цилиндр с интегрированным в него 8-дюймовым низкочастотным драйвером L3Ω с 16-омной катушкой Omega. В цилиндр встроен огромный сферический волновод диаметром в 38 дюймов, т.е. почти в 1 метр! Динамик работает в диапазоне от 100 до 600 Гц. Далее эстафету принимает 2-дюймовый СЧ-драйвер M3Ω с кевларовым диффузором и импедансом в 27 Ом (!), укомплектованный 23-дюймовым рупором. В районе 4 кГц инициативу перехватывает дюймовый твитер H3Ω (16 Ом) с 7-дюймовым рупором. Благодаря CDC-технологии удалось снизить количество элементов кроссовера до 4-х. Конденсаторы фильтров для ВЧ- и СЧ-динамиков работают в паре с CPC-модулями. Чувствительность акустики составляет рекордные 109 дБ! Все цилиндры имеют алюминиевый теплоотвод в тыльной части, а их виброразвязку с рамой обеспечивают специальные зажимы. Основание колонки оснащено 55 мм регулируемыми шипами.
Акустическая система Trio Classico технически повторяет базовую модель. По сути, это дизайнерский эксклюзивный вариант Trio. Корпус рупорного вуфера модели помещен в цилиндр и крепится к основанию с шипами. От основания исходят две выгнутые дугой направляющие, образующие полукруг, к которому крепятся цилиндры твитера и СЧ-драйвера. Надежность и устойчивость гарантируют прямые стержни-стяжки, соединяющие крайние части этих направляющих с основанием рамы. Несмотря на такую минималистскую даже по меркам АА конструкцию, Classico смотрится потрясающе. Эти спикеры также рекомендуется использовать в связке с активным сабвуфером Basshorn.
Последний включает в себя шесть модульных угловых секций. Каждая такая секция имеет корпус, изготовленный из 40 мм плит MDF и оснащенный экспосферическим рупором длиной в 55 дюймов (1400 мм). Лепестки такого волновода несимметричны, его форма отдаленно напоминает раковину, внутри которой прячется пара длинноходных 12-дюймовых НЧ-драйверов. Материал лепестков – сэндвич, в который входит алюминий. При их производстве используется процесс деформационного упрочнения. Площадь раструба рупора одной секции равна 0,850 кв.м. Соответственно при полной комплектации (6 секций) общая площадь составит 5,1 кв.м. Охватываемый частотный диапазон находится в пределах от 18 до 250 Гц. Каждый модуль получил двойной усилительный блок (2 х 250 Вт, класс AB, тороидальный трансформатор на 540 ВА). Усилитель обладает набором фирменных технологий, включая ADRIC и др. На борту имеется инфразвуковой фильтр с 3-ступенчатой коррекцией (20, 30 или 40 Гц). Есть регулировка громкости, возможность выбора частоты среза. Присутствует высокоуровневый и балансный входы. Весит одна секция почти 90 кг.
Преимущество «Бассхорна» состоит в том, что это сборная конструкция, и количество секций в ней можно варьировать в зависимости от мощности всей системы. Причем дизайн сабвуфера никого не оставит равнодушным, так как при полной «экипировке» (6 басовых модулей) он становится похожим на гигантский камин, что позволяет ему стать гармоничной частью просторного современного интерьера. При работе сабвуфера в трифонике с АС серии Trio создается ощущение полного присутствия на живом концерте или в студии. Такую систему необходимо послушать хотя бы один раз, чтобы понять, каким именно должен быть настоящий референсный саунд.
Когда в основе всего цифра
Особняком в акустической линейке стоит компактная, сравнительно доступная (по отношению к старшим моделям) и хорошо заряженная 3-полосная активная АС Zero 1 с усилителем (2 x 50 Вт + сабвуфер 1 x 400 Вт), мощным 66-битным DSP-процессором, использующим прогрессивную матрицу FPGA, и тремя 24-битными ЦАПами на борту.
Громкоговоритель имеет высокую чувствительность в 104 дБ. По сути, это единственная АС компании с полностью прямоугольным кабинетом. Щель фазоинвертора находится в тыльной части. В качестве материала используется ABS-полимер. Лаконичный внешний вид Zero 1 созвучен с дизайном Apple. Неглубокий корпус высотой чуть более метра установлен на базовой рамной подставке, с помощью которой можно регулировать угол наклона. Верхняя часть кабинета занята 400 мм воронкой сферического рупора СЧ-динамика, ниже находится 130 мм волновод твитера, а в самом низу имеется прикрытый грилем 300 мм НЧ-динамик. Движение всех излучателей когерентно, что позволяет добиться исключительной точности звучания.
Для управления спикерами используется алюминиевый пульт ДУ. Правая (Master) и левая (Slave) АС связываются друг с другом беспроводным способом на частоте в 2,4 ГГц. Для этого задействованы четыре канала связи (доступна регулировка громкости и тембров ВЧ, СЧ и НЧ). Правая АС получила богатый набор цифровых входов. Имеется возможность подключить к Zero 1 базовую Wi-Fi-станцию AirPort Express и получать беспроводный аудиосигнал с мобильных устройств Apple.
Усиливаем
Известно, что выбор усилителя для серьезной акустической системы – задача не из легких. Инженеры Avantgarde Acoustic решили этот непростой вопрос выпуском предусилителя и оконечника серии XA, характеристики которых согласованы с параметрами фирменных акустических систем. Разработчикам удалось справиться с искажениями, возникающими при «переходе через ноль» (при переключении транзисторов), благодаря применению контура с фирменной патентованной технологией DC-Flow, который поддерживает неизменный уровень постоянного тока на выходе.
Также в процессе создания были решены такие насущные проблемы, как искажения, вызванные загрязненной электрической сетью и механическими вибрациями. В усилителе мощности проблемы шума и помех в сети были решены за счет точного регулирования и двойной фильтрации в БП. Элементы, создающие искажения в предусилителе, были полностью блокированы посредством гальванической развязки с применением в его блоке питания 5-ти аккумуляторных батарей емкостью по 2300 мА·ч.
В дизайне и конструкции моделей соблюдена техническая чистота, т.е. никаких лишних контуров, негативно влияющих на звук. Оба компонента имеют крупные металлические ручки, которые крепятся к их передним панелям. Фасады моделей абсолютно лаконичны, но изысканная дизайнерская стилистика подчеркивает их «породистость». В правую часть фронтальной панели предусилителя встроен высокоточный 48-ступенчатый аттенюатор (с индикацией) для регулировки громкости. Одинаковые по габаритам тяжелые литые корпусы усилителя мощности и предусилителя состоят из двух частей (одна часть помещена внутрь другой, что способствует устранению влияния вибраций), имеют несколько отсеков и одновременно служат радиаторами охлаждения. Задействована полностью балансная топология схем с нулевой обратной связью.
Выходной каскад предусилителя работает в классе «А». Имеются 5 балансных входов XLR и пара небалансных выходов. Оконечник мощностью в 150 Вт на канал использует стабилизированный источник питания с тороидальным трансформатором на 500 ВА и общей емкостью конденсаторов в 240000 мкФ. В модельном ряду имеется несколько вариантов отделки лицевой части корпуса обеих моделей, а также несколько вариантов подсветки ручки громкости. Ну и самое интересное — каждую модель можно персонифицировать. Для этого к тыльной панели корпуса крепятся заводские таблички с инициалами владельца.
Невозможное возможно
Компоненты Avantgarde Acoustic — это фактически действующий арт-проект с hi-tech-технологиями и эталонным звучанием, воплощенный в реальность.
Сам Хольгер Фромм говорит об этом так: «Наша цель остается прежней – создавать лучшие и наиболее естественно звучащие громкоговорители. Рупоры — осознанный конструкторский выбор, они гораздо менее инертны по сравнению с традиционными динамиками. Многие говорили нам о том, что невозможно соединить рупоры и басовые кабинеты. Мы доказали им, что они ошибались!»