В те времена кассеты пользовались огромной популярностью, хотя высококлассные кассетные деки были далеко не у всех. Для многих этот формат ассоциируется с простенькими носимыми магнитофонами отечественного производства, на которых впервые ими были услышаны переписанные у товарища Boney M, Arabesque и Modern Talking. Однако магнитофонам этим без малого уже 40 лет, на что способна столь примитивная техника спустя столько времени? Развалится ли она в руках или таки заиграет, «как тогда»?
Небольшой исторический экскурс и технические характеристики
Кассетные магнитофоны «Электроника-302/302-1/302-2/302-2М/302-3» выпускались, соответственно, с 1974, 1984, 1988, 1989 и 1990 года Зеленоградским заводом «Точмаш», Кишиневским заводом «Мезон» и Ставропольским заводом радиокомпонетов в г. Изобильный.
Магнитофон «Электроника-302» предназначен для записи и воспроизведения звука на магнитную ленту в кассете МК-60. Разработан на базе унифицированной модели «Электроника-301», отличаясь от нее применением громкоговорителя 1ГД-40 вместо 0,5ГД-30, ползунковых и угловых регуляторов громкости и тембра, более современным внешним видом. Номинальная выходная мощность — 0,8 Вт, диапазон рабочих частот 63...10 000 Гц.
Питание от 6 элементов А-373 или от 6 А-343 (в кассете), а через вставляемый в батарейный отсек БП и от сети переменного тока. Габариты модели 315х225х90 мм, масса — 3,5 кг.
Из-за претензий гарантийных мастерских на плохое качество ползунковых регуляторов выпуск таких моделей был прекращен. Магнитофон за 20-летний выпуск претерпел несколько модернизаций: в УЗЧ ставили транзисторы и микросхему, в ЛПМ применяли отечественные и импортные двигатели, менялось оформление. Порой магнитофоны с разными индексами выпускали одновременно...
Рассмотрим поближе
На обзоре у нас ранняя версия магнитофона, год выпуска — 77-й, на лицевой панели надписи на английском. Оконечник на германиевых транзисторах ГТ403Б, вся схема выполнена на рассыпухе. Моторчик стоит японский, с внешней платой стабилизации скорости.
Покупался экземпляр, естественно, на Авито, однако тут важное уточнение: учитывая, что цены на такие в хорошем внешнем и исправном внутреннем состоянием (как пишут некоторые — после профилактики) могут достигать спокойно цены за пару «S90», решено было покупать нерабочий или полурабочий аппарат и приводить его в порядок, лишь бы внешне он был более-менее целый и комплектный, кнопки блестели бы как новые, и дизайн был самый что ни на есть классический. Поздние ревизии с хлипкой крышкой и круглым вырезом под динамик не годятся.
Все основные элементы управления расположены на лицевой панели; ниже кассетного отсека имеется отверстие для подстройки азимута головки, которое пускай и выглядит немного колхозно, но, как мне кажется, для данного аппарата оно необходимо (особенно при воспроизведении хороших записей, сделанных на серьезной аппаратуре).
Перемотки, на удивление, фиксируются — видимо, эта доработка тоже осталась от одного из предыдущих владельцев. В целом приятный бонус, главное — вовремя нажимать клавишу «стоп», иначе новая резина может очень быстро прийти в негодность, так как никакого автостопа здесь не предусмотрено.
Сбоку расположены четыре разъема СГ-5: они используются для записи с внешних источников, подключения микрофона, вывода звука на внешнюю акустическую систему, а также для линейного выхода и для записи на другой магнитофон.
Блок питания от сети 220 В представляет из себя черный кирпичик, который вставляется в батарейный отсек вместо батареек. Для подключения к магнитофону используется отдельная пара клемм.
С задней части корпуса имеется выступ под большие батарейки типа «D» (также известные как 373), в данной ревизии магнитофона они соединяются последовательно и устанавливаются прямо в корпус. В более поздних выступа уже не было, а батарейки ставились в отдельный блок, который имел схожие габариты с блоком питания магнитофона, и батарейки имели меньший форм-фактор — тип «С» (известный тогда как элемент питания 343).
Восстановительные работы
У найденного экземпляра при беглом осмотре был выявлен ряд неисправностей. Признаки жизни магнитофон подавал, из динамика был слышен фон и шум двигателя, однако ни тонвал, ни приемный узел не крутился. Но замена пассика — это, наверное, самая банальная неисправность, и отнюдь не самая главная. Его предыдущий владелец, далекий от электроники и радиотехники, купил его и еще один магнитофон с рук. За восстановление того заплатил некоторую сумму денег, а до этого, что называется, руки не дошли. Ну ничего, столь ценный артефакт лишним никогда не будет, и до него дойдут руки у кого-то другого.
Потом уже, при детальном осмотре, на месте пассика были найдены задубевшие остатки резинки для банкнот. После замены пассика протяг как-то закрутился, но вот беда — вместо звука с кассеты кроме гудения движка ничего не было слышно. Пробуем подать сигнал на линейный вход и зажать переключатель П2К, и... о чудо! Сигнал появился, пускай и относительно тихий.
Путем прозвонки платы находим в лучшем случае три дохлых электролитических конденсатора, но чтобы несколько раз не лазить, переписываем номиналы на бумажечку и меняем все по кругу. Тут важное уточнение: ставить китайские конденсаторы особенно малой емкости, особенно разделительными в универсальный усилитель, крайне не рекомендую. Закончились у меня нормальные нужного номинала, поставил несколько таких. Были определенные вопросы к звуку, но после замены этого недоразумения на Nichicon и Jamicon все вопросы отпали — звук заметно улучшился.
А заодно поставим и новую универсальную головку, благо их много, и цена копеешная. Я поставил монофоническую головку с гордой надписью «JVC Japan», хотя и есть у меня некоторые сомнения насчет ее японского происхождения. Для изделия такого класса, думаю, не критично, будет всяко лучше того, что тут стояло изначально.
Пропаиваем все, что было плохо пропаяно, а это как минимум некоторые провода, идущие к боковым разъемам и держащиеся, что называется, «на соплях», контакт у которых пропадал из-за малейшего изменения их положения, и один подстроечник, который, видимо, уже безуспешно кто-то пытался пропаять. Чистим и смазываем все переключатели и потенциометры, так, на всякий случай. Пока я спиртом не протер МП1-1, работать это все нормально не хотело.
Насчет механики. Сначала пытался соорудить резинку на узел подмотки из сантехпрокладок, но ввиду их низкого качества пришлось от этой идеи отказаться. Заказал идлер у Геннадия с форума «Радиотехника 20 века», размеры: D 25,5 мм d 20,5 мм h 1,5 мм D1 24,5 мм d1 19,5 мм. Размеры очень близкие к тому, что стояли тут изначально, единственное — надевается туговато, и хорошо бы проверить потом, что резина села ровно, а перед всем этим делом оттереть протяг от старой резины. На перемотки идлеры не менял, мотает и без того очень резво.
Обязательно надо смазать все необходимые части протяжки, как показано на схеме, и в особенности внешнюю металлическую часть узла подмотки, которая соприкасается с резиновым идлером. Если этого не сделать, мало того, что узел подмотки будет здорово скрипеть, так еще и подмотка будет очень зверская, и как следствие — детонация. Ну а если «повезет» может и какую-нибудь кассету в процессе растянуть. Я использовал силиконовую смазку СИ-180, ее надо не очень много, буквально пару капель на трущиеся части, на узел подмотки чуть больше.
Пассик можно купить в Магазине «Кварц», однако меня качество их пассиков абсолютно не устраивает — как протяг ни настраивай, как подстроечник ни крути, детонация меньше не становится. Взял я штук пять, наверно, и ни один нормально не подошел, все какие-то кривые. Зато идеально подошел пассик счетчика от пионеровской кассетной деки, да и размеры подходящие (105 х 1,2 х 1,2 мм).
Не менее важная часть — прижимной ролик: его тоже пришлось заменить, в моем аппарате он задубел и стал вместо круглого овальным. С таким нормальных характеристик не добиться, выкрутился заменой на ролик № 53 из Магазина «Кварц», также должен подойти № 54.
После этого отстраиваем скорость движения ленты по тест кассете с частотой 3150 Гц. Важное уточнение: тестовая кассета не должна быть слишком тугой, хорошо подойдут японские кассеты тех лет, какой-нибудь дешевый нормал. Еще важно обратить внимание на пружину узла подмотки, она должна быть затянута, но не очень сильно. Детонация у меня получилась пик не более 0,35%, что для этой протяжки очень даже неплохо.
После всех этих махинаций магнитофон стал издавать что-то похожее на звук. Полоборота отверткой на винте подстройки азимута головки, и появляются высокие частоты. Аппарат зазвучал — можно использовать его по прямому назначению.
Аппарат в работе
После нажатия клавиши «старт» аппарат начинает играть, из динамика льется теплый, хотя и немного резковатый, звук германиевых транзисторов. Но что еще можно хотеть от динамика, который встраивали в советские телевизоры «Рубин» и массу другой малогабаритной аппаратуры? Однако про звук — в следующем разделе.
После восстановительных работ к работоспособности магнитофона никаких претензий нет, конструкция пускай и очень примитивная, но крайне ремонтопригодная, если руки растут из правильного места. Главное — случайно не оторвать все эти тонюсенькие проводки, а если уж оторвались — припаять обратно. Касаемо механической части, при правильной настройке и отсутствии заводских дефектов, ни одной кассеты он даже не попытался зажевать (еще бы, с такой подмоткой и новой резиной). И это еще при тестировании на улице, на ходу, при некотором количестве резких движений во время работы. Так что слухи о том, что этот магнитофон жует кассеты — скорее миф, не более того. Другое дело, что и в работе столь примитивного лентопротяга надо разобраться и настроить его по-человечески, а резина за столь долгий промежуток времени однозначно потребует замены.
Время работы от шести элементов типа «D» порядка 15 часов. Отмечу, что использовал я аккумуляторные батарейки GP емкостью 2200 mAh каждая. Магнитофон продолжает нормально работать, пока ЭДС источников питания не просядет с девяти вольт до шести, потом уже (спустя 15 часов работы), играя чуть тише с повышенной детонацией, а в процессе и с меньшей чем надо скоростью движения ленты он будет кое-как издавать какие-то звуки. Иными словами, батареи жрет нещадно, особенно в сравнении с японскими аппаратами более высокого класса, но там и схемотехника абсолютно другого уровня.
Габариты и вес магнитофона сравнительно не большие, за счет этого его очень удобно носить с собой по улице, на полусогнутой левой руке, правой осуществляя переключение режимов и подстройку уровня громкости.
Прослушивание
Слушать такое изделие недалеко от большой стереосистемы не рекомендуется: помимо резко отрицательных, впечатлений может не быть вообще никаких. Так что вытаскиваем мафон на лавочку во дворе и берем с собой товарища и пару бутылок пива.
Хорошо могут подойти сборники восьмидесятых, классика рока (главное не тяжелый металл, он тут смешивается в кашу), группа «Сектор Газа», советские ВИА и эстрада. К прослушиванию обязательны такие исполнители как Arabesque, Boney M, Sandra, Modern Talking, «Веселые Ребята», «Форум», «Мираж».
Звук данного магнитофона фоном во дворе, или далеко от большой системы в целом отвращения не вызывает, если не выкручивать ручку громкости больше нормы. Звуки данный магнитофон несмотря на один динамик, имеющий мощность один ватт, может издавать довольно громкие, а в пределах небольшого помещения ухо будет резать резковатая подача музыки и невысокая детальность.
Впрочем, учитывая, что это простенький монофонический магнитофон, высокой детальности от него и не требуется. Основные его преимущества — это, как и «тогда», возможность брать с собой на шашлыки, пьянки-гулянки, ходить по улице, чтобы при этом на некоторое расстояние было слышно «те» хорошо знакомые мелодии.
И с этой задачей, как мне кажется, магнитофон справляется довольно хорошо. По сравнению с сегодняшними портативными колонками он смотрится необычно, в него хотя бы можно поставить кассету (даже второго типа — на ней высоких частот будет больше). А звук его куда более эмоциональный и живой, чем из куска пластмасски с установленными в него 10-ю крошечными китайскими динамиками.
Выводы
«Электроника 302» — многим хорошо знакомый, культовый магнитофон советских времен. Звук его вполне сойдет для носимого монофонического магнитофона, звезд он с неба не хватает, но и после грамотной профилактики отвращения не вызывает. Не поганит кассеты, как пластмассовые ЛПМ в китайских балалайках. При необходимости всегда можно найти второй такой и пустить его на запчасти для приведения в рабочее состояние лучше сохранившийся экземпляр. Сам по себе факт того, что спустя столько лет магнитофон так хорошо сохранился (как в косметическом, так и техническом состоянии) показывает, насколько качественно и надежно в СССР умели делать даже настолько простые низкоклассные изделия.
Сейчас, после возрождения винила, кассетная тематика также набирает обороты. Помимо больших винтажных японских геттобластеров аля «Sharp», как мне кажется, не менее популярны должны быть и малогабаритные носимые магнитофоны, хотя бы потому, что существенно удобнее в использовании в ряде случаев. К тому же есть мероприятия, на которые большую магнитолу не потаскаешь.
Достоинства: Малые габариты и вес, хороший запас по громкости, надежная и простая в обслуживании механика, возможность подключения внешнего громкоговорителя, записи с отдельного микрофона или линейного выхода другого источника. При необходимости в драке им можно дать кому-нибудь по башке, при этом магнитофон продолжает работать, а башка у хулигана начинает сильно болеть
Недостатки: Отсутствие автостопа, фиксации перемоток «с завода», довольно большая детонация (по меркам высококлассных ЛПМ), время работы от одного комплекта батареек
Краткое описание в справочнике и инструкция по эксплуатации
Отдельная благодарность Катерине Красыльниковой за помощь в редактировании и оформлении данного обзора.