Первые альбомы Мадонны совпали с распространением компакт-дисков на рынке и по ее дальнейшим работам хорошо видно, как менялись приоритеты в грамзаписи. Разберем их более детально.
14 июня Madonna выпустила свой 14-й альбом «Madame X». В школьных сочинениях прочно поселилась словоформа — «в романе отразилась» и дальше канцелярские ля-ля из чужого реферата. Более взрослые сочинители на этом месте пускаются в рассуждения о многоликости поп-дивы, ее трудах и прочих заслугах. Ну что там говорить, женщина-прелесть, пантеон богов, где мы, а где она? Поэтому свернем на параллельную тропу.
На текущий момент Hi-Res-издания коснулись лишь пяти релизов из дискографии Мадонны. Причем из них «Madame X» является единственным современным, остальной материал относится к 80-м годам. Почему так? Тому есть веские причины. Начнем с финала, посмотрим, что из себя представляет «Madame X».
К слову сказать, этот альбом получился довольно любопытным. Особенно с учетом потока прежних работ певицы, выстроенных по одной схеме пары хитов с нагрузкой. Вроде как пылкий латино-бит приморожен богиней на автотюне. Все это производит странное впечатление, но в хорошем смысле, постиронии, когда она говорит Малуме — slow down, papi «притормози, папочка (ну или «щенок» по-английски, puppy»).
Мастеринг у «Madame X», как водится, перегружен, все как положено в этом мире. Певица давно работает с диджей-продюсером Мирвэ, который никогда не церемонился с компрессией динамики. Средняя громкость (Integrated Loudness) здесь составляет -9,1LUFS, что более чем в полтора раза превышает рекомендуемые -16LUFS. Куча клиппинга. В некоторых местах (треки №4 Future и №10 Extreme Occident) присутствует жесткая отсечка на 16 кГц. Очевидно, что в миксе применялись lossy-исходники, которые видно как на обычной, так и на HD-версии альбома. С хайрезом тоже много странностей.
На спектрограмме видна еще одна, более глобальная отсечка всего аудиоматериала на 22 кГц и лишь на последнем - 24 кГц. То есть микс производился из исходников с дискретностью 24/44,1 и 24/48. Но зачем тогда было городить огород в размерности 24 бит / 88,2 кГц? Вероятно, консоль была аналоговая и финальный стереомикс был оцифрован еще раз. Ну хоть в нем клиппинга меньше в десять раз, чем в 16-битной версии. Вот такой хайрез, который мы заслужили.
А когда-то хайрезом считался компакт-диск, почитайте, что было начертано на обложке дебютного альбома Мадонны 1983 года, где издатели извинялись за аналоговое оборудование:
«Музыка на этом компакт-диске была записана на аналоговом оборудовании. Мы постарались, насколько это возможно, приблизиться к звучанию оригинальной записи. Тем не менее, высокое разрешение компакт-диска может продемонстрировать ограничения исходника». (вероятно, речь идет о шуме пленки)
Следующий, «Like A Virgin», выпущенный в 1984 году, уже не без гордости заявлял:
«Записано с фанатизмом от начала до конца в цифровом виде на оборудовании Sony».
И самое удивительно, что уже в наши дни не только дебют, но и этот «Like A Virgin» переизданы в Hi-Res разрешении с размерностью 24 бит / 192 кГц. Цифровые ленты понадобилось оцифровывать заново? Что за бред?
Спектрограмма HD-трансфера «Like A Virgin» показывает, что была произведена оцифровка аналогового источника с обрезанным спектром. История рассказывает, что запись велась на 24-дорожечный DASH-магнитофон Sony PCM-3324, а финальный стереомикс был сброшен на рекордер Sony PCM-F1 в разрешении (внимание!) 14 бит. Вот такая лукавая цифра, которая не совпадала с форматом-компакт-диска.
Вообще-то у Sony PCM-F1 два режима записи — 14 и 16 бит, но это сейчас все такие умные, а тогда это были абстрактные цифры, могли бы и 5 бит написать, это бы не убавило очарования новыми технологиями. Так что в этом случае для тиража издателям пришлось еще раз цифровать аналоговый сигнал прямо с Sony PCM-F1.
Так или иначе, но в любых вариантах «Like A Virgin» звучит чисто, но пустовато, несмотря на правильный уровень LUFS и отсутствие дополнительной компрессии. Как будто часть звуков куда-то свернули и спрятали. При этом все-таки Hi-Res-версия чуть-чуть предпочтительнее, поскольку представляет собой большее приближение к исходному звучанию аналоговых выходов рекордера Sony PCM-F1.
На этом фоне «Madonna» 1983 года, записанный и смикшированный по старинке, звучит более естественно, чем «Like A Virgin», сделанный на новейшем цифровом тракте того времени. У дебюта 1983 года шире сцена (пускай и виртуальная), жирнее бас, более раскованно льется песня. Но эти эпитеты касаются лишь современного HD-трансфера с мастер-ленты. Компакт-диск «Madonna» звучит также скучновато, как и «Like A Virgin».
Это же касается и следующего CD «True Blue», выпущенного в 1986 году и несущим такое же извинение за аналоговый способ записи. Современный HD-трансфер «True Blue» также оказался лучше компакт-диска, хоть американского, хоть японского, да любого.
И пару слов о японских CD Мадонны. Дополнительные обложечки, картинки с пупком, салфетки из рисовой бумаги — это, конечно, скрасит быт одинокого мужчины, но имейте в виду, что эти «японцы» прописаны чуть громче оригиналов, прямо до предельного уровня 0 дБ. И хотя до настоящего ада с перекомпрессией динамики пока далеко, японские компакт-диски содержат больше клиппинга, чем оригиналы. Почему же все эти CD, сделанные со свежей мастер-ленты уступают современным трансферам, выполненным с 30-летнего носителя?
Дело в том, что при подготовке тиража компакт-диска долгое время использовались рекордеры Sony на основе систем DASH и U-matic. В ту пору главным достоинством подобной техники считалось отсутствие окраски мастер-ленты. Тогда многих порядком достало аналоговое оборудование со своими неповторимыми характерами, которые вносили неопределенность в студийную работу. А здесь катушка любой марки звучала одинаково при любых перезаписях, и слава Богу.
Но сейчас по прошествии времени становятся очевидным потолок возможностей 16-битных АЦП Sony первого поколения, которые к тому же снабжались жестким brickwall-фильтром, ухудшавшим фазово-импульсные характеристики оригинального сигнала. Его работу можно без труда заметить по жесткой отсечке на 20 кГц не только на ранних компакт-дисках Мадонны, но и на большинстве CD вплоть до второй половины 90-х годов.
После саундтрека 1987 года «Who’s That Girl» аналогово/Hi-Res плюшки заканчиваются. Следующий CD-сборник ремиксов «You Can Dance» еще раз извиняется за аналоговую запись, но его HD-переиздание уже отсутствует. Вполне вероятно, что оригинальные мастер-ленты были попросту уничтожены. И дальше начинаются сплошные цифровые рекорд-сессии — и самое интересное, что нею стала самая значимая в карьере певицы работа «Like A Prayer» 1989 года.
Фантастически полнокровный альбом с роскошными аранжировками, воплощение поп-музыки 80-х во всей их красе, был готов менее чем за две (!) недели. Надо отметить, что из-за гастрольной занятости певица всегда старалась работать в сжатые сроки и записываться с одного-двух дублей. В успехе «Like A Prayer» огромная заслуга легендарного продюсера Патрика Леонарда. При записи использовались цифровые рекордеры, но уже нового поколения, с более мягкими фильтрами, так что даже по современным меркам фонограмма получилась отменной. В юбилейном CD «Like A Prayer – 30th Anniversary» к 30-летию релиза было частично изменено содержание оригинального альбома на сингловые версии. К счастью, никакого глубокого ремастеринга исходники не познали, исходная динамика треков не потревожена. Зачем золотить золото?
Апофеозом восьмидесятнического звука стал сборник «The Immaculate Collection» (1990), на котором продюсером Шепом Петибоном все песни были обработаны по технологии QSound. Получилось очень даже неплохо. Он же (Петибон) с бюджетом в 5000 долларов сделал переломный хит «Vogue», который вообще вначале планировался как би-сайд, но в итоге кардинальным образом ознаменовал перемену жанра в творчестве Мадонны.
Патрика Леонарда в дальнейшем еще несколько раз привлекали для саундтрека «I’m Breathless» (1990) и хитовых медляков, но сама Мадонна по собственному признанию больше не хотела аранжировок «в стиле Питера Гэбриэла» и дрейфовала в сторону клубной электронной музыки. К первому шагу в этом направлении, альбому «Erotica» в 1992 году с Шепом Петтибоном, публика-тупица оказалась не готова. Но после «Bedtime Stories» (1994) с Нелли Хупером и особенно «Ray Of Light» (1998) с Уильямом Орбитом народ сдался на милость победительницы. Эти три, ныне канонические работы 90-х прошиты тяжелой бас-бочкой, а значит и компрессии избежать не удалось.
В «Erotica» пики упираются в ноль, но еще немного гуляют по уровню, а вот на «Bedtime Stories» средняя мощность уже подтянута к максимуму и все брито-стрижено под одно значение. Примечательно, что на этом альбоме в тихих местах на спектрограмме можно видеть легкий туман в высокочастотной области. Это не брак, а результат применения дитера, который необходим при понижении битности. Скорее всего, звукозаписывающее оборудование, с которым работал продюсер Нелли Хупер, было 20- или 24-битным. Его марку выяснить не удалось, но во всяком случае в 1994 году Digidesign выпустил 24-битную многоканальную систему TDM с открытой архитектурой, которая открыла возможности для разработчиков плагинов Pro Tools. Прогресс однако!
Еще тяжелее компрессия оказалась на «Ray Of Light». Забавно, что именно «Ray Of Light» часто фигурировал в роли тестового CD во многих аудиоржурналах. Видимо, басовая волна Roland Juno-106 лишала воли к сопротивлению. На инструментальном промо-диске к «Ray Of Light» все минусовки Орбита аккуратно пляшут ниже ноля на 6 децибел, но официальный CD альбома перегружен по громкости и его выручает только специфическая эквализация с заваленными высокими частотами, которые не создают жести.
Двухтысячные ознаменованы альбомом Music, где Мадонна пробует на вкус автотюн и с тех пор доныне прикипает к упомянутому ранее продюсеру Мирвэ, известному своим рваным жестким саундом. В общем, жести эта пара больше не стеснялась и вам не советует. А самым стеснительным придется покупать винил.
Вот такая получилась эволюция грамзаписи с ног на голову, сводящая с ума коллекционеров аудио. Выходит, что ранние записи Мадонны лучше всего слушать в современном Hi-Res представлении, а фонограммы XXI века, сделанные на компьютере, наиболее адекватно прозвучат на допотопном виниле с щадящим мастерингом. Не перепутайте!