Верстая этот материал, я в большей степени уверен, что он ожидаем сообществом и востребован. Как ни парадоксально, этот великий релиз в истории джаза - John Coltrane "A Love Supreme", не на первом месте у меня в личном рейтинге "Трэйнов", не менее великих. Любимые -Crescent, Ballads, Blue Train и коллаборации с Эллингтоном, Баррелом. Но это не существенно - ALS заслуженно в списке "500 величайших" за №47 и вообще он не случайно в 1001 Albums You Must Hear Before You Die.

Для меня еще существенно, что за этой записью стоит тень великого Руди Ван Гельдера и атмосфера студии Инглвуда там присутствует. Вообще мне кажется, что для Impulse! Руди Ван работал лучше. "Когда они собрались у меня в Инглвуде, им казалось, что они в храме, а мне, что они творят что-то духовное..." - Руди Ван Гельдер о записи альбома ALS.

"Это была его почти фанатичная преданность своему делу: он постоянно совершенствовал свое оборудование, пробовал новые идеи, подходы для получения наилучшего звука и доводил дело до самого конца, вплоть до мастеринга своих собственных сессионных записей..." - Колтрейн о Ван Гельдере.

Итак, у меня в руках два ALS: оба от Analog Production и оба исполнены из одного и того же аналогового исходника. Предваряя издание ALS на ленте Ultra Tape Чад Кассем заявил, что оригинальный мастер был в плохом состоянии и они долго искали что-то подходящее и на полках Abbey Road нашлась лента. Production master второго поколения, подготовленный с оригинала самим Руди Ваном (SIC!) для выпуска винила в Великобритании в 1965 году.

Эта копия простояла на полке с 1965 по 2002 год, но была практически в идеальном состоянии. Копия Ultra Tape APO записывалась на Ampex ATR-102 c блоком головок flux magnetic -характерно для всех Ultra Tape изданий.

Винил UHQR двойной на 45 RPM на белом clarity 200 грамм. Буклет в коробке у ленты и у винила идентичен. Исходя их этого можно утверждать, что одна и таже лента второго поколения слышна на обоих релизах. Мастеринг на 45 оборотов делали не на Abbey Road, а на Sterling Sound - Райан Смит.

У меня нет первопресса ALS, но у моего коллеги Дейва Динаера есть моно-британский первопресс - тот самый, с продакшена Ван Гельдера.

Поэтому я прилагаю его мнение по теме. Лишним не будет точно.

Я не стал перещелкивать кнопки преда с ленты на винил, я просто прослушал всё: сначала виниловое издание, потом ленту. Первое и принципиальное, что отложилось - настолько близко к ленте играют пожалуй только пластинки от Fone Records. Берем в учет особенности моего домашнего тракта (подробности в профиле), кое-кто из тех, кто прочтет, знает как это у меня.

Главный вывод здесь: винил за 150$ дает максимально близкое звучание к Ultra Tape за 500$. Но ALS для меня начался с цифрового издания в DSD от тех же APO, SACD 2010 года издания - звук делал Кевин Грей на AcousTech. В буклете, к сожалению, нет ссылки на первоисточник, но мы знаем, что на AcousTech, как правило прямые - flat трансферы в DSD. Супераудио отыграл полнотелее, чем аналоговые издания и Джимми Гаррисона с контрабасом там побольше чуть.

Интересно было послушать после этого "красную книгу". Первое издание на компакт-диске вышло в 1986 году на MCA Impulse и оно: digitaly remastered from original stereo master tape.

Оригинала я не нашел, поэтому воспользовался качественным рипом и...

Видимо это была настолько качественная работа с оригинальной мастер-лентой, что я заслушался. Звук темнее, чем аналоговые издания APO, но что-то от оригинального звука от Руди Ван Гельдера там отложилось. Японский SHM отыграл плоско и невыразительно.

Если вы спросите, зачем я этим морочу голову себе и вам заодно - я отвечу: без звуко-описания, в итоге, лента приносит больше музыки и очень жаль, что Ultra Tape не с прямого первичного исходника, а, как пишет Чед Кассем -production for cutting, то есть скорее всего уже адаптированная под нарезку лакера, но - самим Руди Ван Гельдером.

Стереовчане просили меня оценить, чем лента отличается от DSD на SACD (их, кстати было выпущено несколько)? На ленте есть некоторый нативный шум, который убрали на DSD. Ощущение примерно такое: был яркий свет, а затем его чуть пригасили. При этом на DSD присутствует подчеркнутая детализация, особенно на меди - хэт, тарелки острее, но и "пластмассовее" одновременно. Пространство растянуто, а на ленте ты входишь в контрольную комнату к Руди Вану. И тембральная достоверность в подаче на ленте ничем не победима...

Ну и в качестве эпилога, еще одно мнение по теме.

Ultra Tape, UHQR, John Coltrane