Виниловая лихорадка, начавшаяся несколько лет назад, продолжается, но темпы развития уже не такие бурные, и направление куда все движется мне нравится все меньше и меньше. Почему? Много факторов, как общих, так и локальных.

Как проигрывать?

Новых моделей проигрывателей выпускается меньше. Уже выпущенных, казалось бы, должно хватать. Но на практике некоторые ниши оказываются почти пустыми. Купить сверхбюджетный аппарат не проблема, а вот если захочется чего-то посерьезнее? Так, скажем, уверенного середнячка или начального уровня в этом сегменте? Но нет, этот сегмент почти застыл, и лишь немногие производители в нем пытаются что-то сделать. И новинок в этом сегменте как было мало, так больше и не стало.

С аппаратами уровня хорошего, но все-таки базового High End тоже нередко происходят неприятные превращения. Пара незначительных доработок от производителя, буковка или циферка в названии плюс несколько тысяч совсем не рублей к цене. И проигрыватель становится совсем не так интересен, как раньше.

То же самое наблюдается и у некоторых производителей, к примеру, головок. Изучая и зная модельный ряд, смотришь на изменения и понимаешь, что раньше за очень приличный «базовый» звук нужно было заплатить одну сумму, а после обновления линейки раза так в полтора-два больше. Стремление к совершенству, конечно, похвально, но многим и прежний уровень был вполне достаточен, а уровень «продвинуто-обновленный» стал просто дорог и неинтересен. А если добавить к этому то, что линейка одного производителя у нас в стране может стоить на 30% дороже, чем на родине, а линейка другого — в три раза дороже, ряд вариантов опять же выпадает из списка интересных. Но ценообразование у нас — это отдельная тема, не всегда объяснимая логикой и здравым смыслом.

Если же дальше рассматривать виниловую технику, то я повторю то, что уже говорил несколько лет назад — да, купить хороший проигрыватель, тонарм, головку вполне можно, а вот выбор фонокорректоров, особенно серьезного уровня, почти не изменился, их как было явно мало, почти столько же и осталось. Если все так пойдет, то сегмент винтажной техники и вообще вторичный рынок, подросшие за несколько лет, снова станут явно интереснее и востребованнее.

Что проигрывать?

То, что происходит с рынком винила как носителя, тоже вызывает двойственные чувства. Конечно, здорово, что винила становится больше. Но радость быстро проходит, когда начинаешь изучать, а что же издается и переиздается и как. Очень немало выпускается пластинок совсем проходных. Может быть, купить это, разок послушать, поностальгировать и поставить на полку — вполне себе вариант, однако интересных изданий и переизданий не так много.

Тут я сужу не только по себе, чтобы сделать некую выборку, я подобрал список из сотни новых релизов (представленных в обычном магазине, а не в магазине, занимающемся аудиофильскими и малотиражными изданиями) и разослал нескольким знакомым аудиофилам с разными вкусами. Попросил отметить то, что они бы купили. И все списки вернулись с отмеченными двумя — пятью позициями. Допускаю, что мы не показательны для рынка в целом, но все же мы тоже как-то что-то покупаем...

Проблема видится не только в том, что многое интересное не переиздается, а еще и в том, что многое переиздается или издается так, что на виниле оно совсем и не нужно — тот же файл был бы намного ближе к источнику. Изданий же, действительно хорошо сделанных на всех этапах, от записи до пресса, как было мало, так мало и осталось. Может быть, их стало немного больше, но общая тенденция говорит о том, что дани моде во всем этом явно больше, чем действительно глубокого понимания аналогового звука со всеми его и достоинствами и недостатками.