Все смешалось. Вездесущий юбиляр Бетховен — и музыка по мотивам его писем. Автор «Соловья» Алябьев — не герой одного хита! Возвращение широким массам голливудского кинокомпозитора австрийского происхождения. Сюрпризы весны — в классической звукозаписи.

Бывает такая несправедливость истории: при жизни человека чествовали, а после смерти — забыли. Ладно бы речь шла о какой-нибудь распиаренной выскочке, ну или о том, что просто застряло в своем времени и интересно только любителям ретро. Но ведь бывает, что открываются настоящие шедевры. И зачем их было игнорировать? С композитором Алябьевым, вообще, ерунда какая-то: его рукописями занялись только в XX веке — при том, что он настоящий хитмейкер.

Напротив, Бетховена, конечно, никто никогда не забывал — и сейчас, в его юбилейный год, новые записи его вдоль и поперек изученной музыки появляются каждую неделю. Что прекрасно: каждый лейбл/музыкант старается перещеголять конкурентов. А кто-то даже отваживается писать для Бетховена или под Бетховена.

Александр Алябьев. Камерная, оркестровая, театральная музыка (3 CD)

Очень важный релиз для русского слушателя. Песню «Соловей» композитора Алябьева знают все — даже те, кто ничего не знает о классической музыке (см. фильм «Курьер»). Но больше никто ничего из композитора Алябьева не знает.

А наследие его обширно: полтысячи произведений, написанных на досуге. Да, «герой одного хита» Алябьев был очень плодовит, хотя и считался дилетантом. Теперь об этом даже смешно говорить: оригинальный мелодический дар — сейчас таких уже не делают.

Так вот, «Мелодия» роскошно открыла тему этого наследия композитора: целых три диска с музыкой разных жанров. Очень красивая чувственная музыка, напевные мелодии. Будто бы классицизм с предчувствием романтизма.

Мелодия


Andrew Haveron, Sinfonia of London Chamber Ensemble, RTE Concert Orchestra & John Wilson «Korngold: Violin Concerto & String Sextet»

Скрипичный концерт австрийского композитора Эриха Вольфа Корнгольда (1897-1957), на премьере которого сыграл сам Яша Хейфец, оказался забытым на десятилетия. Корнгольд, проживший половину XX века, не был модернистом. Скорее, его можно назвать запоздавшим романтиком. Но поначалу витальные мелодии и светлая атмосфера его произведений пользовались большой славой на родине и в остальной Европе.

Стоит учитывать, что он из молодых да ранних — первое его профессиональное сочинение исполнили, когда композитору было всего 11 лет. Вундеркинд, которым восхищался сам Малер! В 1934 году его пригласили в Голливуд — писать саундтреки; после чего, из-за аншлюса Австрии Германией, он не смог вернуться на родину и остался на чужбине.

В Штатах у него была довольно плодотворная творческая жизнь, а за свои саундтреки он, между прочим, два года подряд получал «Оскара» — в 1936 и 1937 годах. Но потом Корнгольда забыли. Особенно после войны его светлый радостный стиль показался как-то не к месту.

Теперь его стали играть и записывать. Вильде Франг несколько лет назад записала великолепную версию этого самого Скрипичного концерта. Прекрасная музыка — яркие щемящие мелодии, романтика, пастораль… ностальгия!

Второе произведение на этом альбоме — Секстет. И секстет, как ни странно, больше напоминает камерный концерт. Ну да какая разница — мелодии все равно прекрасны. И кое-что он позаимствовал из своей попсовой киномузыки — но кто ее сейчас вспомнит? Как бы там ни было, получилась настоящая классика. Де-юре и уже де-факто.

Apple Music, Яндекс.Музыка, Deezer


Thomas Adès & Britten Sinfonia «Beethoven: Symphonies № 1 – 3. Barry: Beethoven & Piano Concerto»

Англичанин Томас Адес — уникум. Пианист, дирижер, композитор — и во всех ремеслах довольно успешен. В недавнем интервью ютьюб-каналу «Ещёнепознер» великая Элисо Вирсаладзе призналась, что «очень хотела бы играть Томаса Адеса» (мешает отсутствие времени), а она ведь видала многих великих — и англичанин этот ей во внуки годится. Как композитор он — такой умеренный авангардист. Но здесь о другом его ремесле — качестве дирижера, исполняющего концептуальную про-Бетховенскую программу.

Бетховену 220 лет — никуда не денешься! Хороший принцип составления программ для альбома с академической музыкой таков: что-то хрестоматийное плюс современное произведение «на тему». И публика, изнуренная бесконечными «Лунными», «Апассионатами», «Элизами» и прочими «Одами к радости», получает нечто свеженькое и остренькое.

Здесь три грандиозных — а есть ли у Бетховена не такие? — концерта. Первый, второй и третий. Легкие, приятные и жизнеутверждающие версии. Они проложены современными сочинениями Джералда Барри — ирландского композитора. Одно с удивительной наглостью названо «Бетховен». Это вокальное произведение про «6 июля» — в этот день Бетховен написал письмо «бессмертной возлюбленной», которое так никогда и не отправил…

Очень симпатичная пьеса — постоянное балансирование на грани пафоса и иронии. А фортепианный концерт Барри — скорее, модернизм середины XX века; чем-то даже Шостаковича напоминает. Убедитесь, посмотрев видео.

Apple Music, Яндекс.Музыка, Deezer


Martin Fröst & Concerto Köln «Vivaldi»

Фрёст записал просто альбом с просто Вивальди. Но это такой тур-де-форс, сложная задача: а как бы звучала музыка Вивальди для кларнета, если бы он писал бы ее для современного, продвинутого кларнета?

49-летний шведский кларнетист Мартин Фрёст играет, в основном, современную музыку, но также классику и архаику. А еще он делает всяческие мультимедийные межжанровые проекты с названиями типа «Бытие». Короче говоря, очень современный творец.

Еще на его счету интересное достижение: из исполнителей на духовых только он и Майлз Дэвис — обладатели престижной статусной Léonie Sonning Music Prize, главной музпремии королевства Дания, которая вручается с 1959 года, и чье денежное содержание ныне составляет примерно полторы сотни штук баксов. К слову, Дэвис именно благодаря этой награде записал свой эпохальный альбом «Aura», но речь сейчас не о нем.

Для этого альбома Фрёст взял три концерта для кларнета, а также переделал несколько ораторий и арий. Не могу сравнить и оценить, что там нового, а где отсебятина, но в основном — чувствуется типичный Вивальди. Весь его скачущий легкий драйв. Что-то напоминает бледную тень «Времен года», что-то — эдакий барочный минимализм.

Но главное — тут удивительно красивые напевные мелодии. С интересными штрихами вроде пиццикато в третьей части Концерта Фа-мажор. Свежо!

Apple Music, Яндекс.Музыка, Deezer