Ламповые усилители имеют свое очарование, и речь идет не только о завораживающем свечении ламп: само звучание таких аппаратов зачастую радикально отличается от полупроводниковых моделей и способно погрузить в транс аудиофилов со стажем. Этот же факт породил немало мемов о «теплом ламповом звуке», о которых готовы дискутировать даже люди, далекие от мира качественного аудио. Предлагаю в очередной раз погрузиться в тему и порассуждать о природе лампового звука, опираясь на конкретный пример.

Гармоник много не бывает?

Главным отличием ламповой схемотехники от транзисторной обычно называют преобладающие гармоники. У транзистора они нечетные, неприятные на слух, а у лампы — четные, звучащие более естественно и даже приятно. Именно искажения перегруженной лампы дали миру всю палитру звуков электрической гитары.

С этой точки зрения ламповые усилители определенно выигрывают: в случае перегрузки звук станет более «насыщенным» и приятным, а не более противным. Но искажения в любом виде противоречат самой идее аудио высокой верности: Hi-Fi — это все же про минимизацию искажений, а не про намеренное их создание.

Разработчики ламповой техники говорят о том, что по ряду рабочих характеристик лампы превосходят транзисторы. Так, например, благодаря более высокому коэффициенту усиления лампы позволяют получить максимально короткий звуковой тракт с меньшим количеством каскадов.

При этом не будем забывать и о слабых местах: обязательных межкаскадных проходных конденсаторах и выходных трансформаторах, которые способны существенно влиять на характер саунда и рабочие характеристики усилителя. Если каким-то образом избавиться от негативного влияния этих узких мест, звук действительно может соответствовать требованиям Hi-Fi, не только формально, но и по сути.

Однако львиная доля ламповиков предлагаемых сегодня на рынке в большей или меньшей степени демонстрирует «теплый ламповый звук» — с приятными гармониками, невесть откуда берущимися «живыми» тембрами и прочими характерными признаками вроде раннего спада АЧХ на краях диапазона, медлительности и плохо сфокусированной сцены.

Такой подход делает усилители жанровыми, способными увлекательно воспроизвести примерно половину фонотеки, записанную главным образом в эпоху лампового аудио. А более современным записям ламповик придает характерную винтажную окрашенность — подчеркнет середину, смягчит верх, сделает «аналоговым» бас, добавит гармоник и т.д..

Почему же современные ламповики звучат именно так? Потому что покупатель хочет слышать от схемотехники в стиле ретро соответствующий ретро-звук или потому что по-другому лампа звучать в принципе не может?

Очередная попытка разобраться в этом вопросе привела меня к знакомству с Silver Luna Prestige – весьма необычной моделью от Fezz Audio. В ассортименте компании есть немало абсолютно классических усилителей типа маломощных однотактников, вполне подходящих для истинных адептов лампы, но Silver Luna Prestige позиционируется как усилитель наиболее  гибкий и универсальный в плане звучания.

4 в 1

История Fezz Audio напоминает мне историю другого известного лампового бренда — Octave. Обе компании изначально занимались не усилителями целиком, а производством трансформаторов – одного из ключевых компонентов любого ламповика и во многом определяющего его качество.

Материнская компания Fezz Audio носит название Toroidy и поставляет свои трансформаторы таким брендам, как Lampizator, Audio Valve и многим другим. Впрочем, на этом аналогии с Octave заканчиваются, поскольку в вопросах схемотехники Fezz Audio придерживается более традиционного подхода, без внедрения электронных схем.

Под капотом Silver Luna Prestige нет никакой электроники кроме схемы, отвечающий за работу дистанционного управления. Как, впрочем, нет High End заморочек вроде навесного монтажа или толстенных проводов из благородных металлов. Комплектующие качественные, подобранные с точки зрения влияния на звук, но собрано все вполне традиционным образом — на печатных платах.

Работает усилитель в классе АВ1 — это хорошо известная разновидность класса АВ, применяемая с середины прошлого века. От классической схемы АВ она отличается отсутствием сеточных токов на выходных лампах, что позволяет добиться более живого и выразительного звучания. В целом же усилитель представляет собой вполне привычный на вид пуш-пул с парным включением ламп EL34.

Называя модель Silver Luna Prestige наиболее гибкой и универсальной, разработчики имели ввиду некоторые вполне конкретные особенности конструкции и комплектации. Специфика схемы усилителя — наличие переключателя тетрод-пентод, благодаря которому мы имеем фактически два режима работы выходных ламп и два разных характера звучания. Но на этом сюрпризы от разработчиков не заканчиваются.

Предварительный каскад усилителя может использовать два типа ламп: 12AX7 (ECC83) и 6Н2П-ЕВ, а, как известно, звук усилителя при замене ламп на входе меняется весьма существенно. Вся прелесть Silver Luna Prestige состоит в том, что подобранные пары ламп обоих типов входят в комплект поставки и пользователь может сам выбрать предпочтительный вариант. А поскольку токи смещения выставляются автоматически, лампы можно менять сколько угодно часто без каких-либо проблем.

Сочетая два варианта входных ламп и два режима работы выходных ламп мы получаем четыре различных саунда в одном усилителе. И это выглядит весьма привлекательно. Ведь обычно для того, чтобы сменить характер звука системы, приходится менять кабели или компоненты целиком, а тут даже покупать ничего не нужно — достаточно поменять лампы и переключить тумблер. Это ли не подарок истинному аудиофилу?

Просто и практично

Дизайн усилителя Silver Luna Prestige напомнил мне промышленную и лабораторную технику прошлого века. Выгнутые из листового металла прямоугольные короба с грубовато установленными внакладку передней и задней панелями дополняются столь же простыми рукоятками, тумблерами и наклеенными табличками с логотипом, технической информацией, серийным номером и подписью ответственного лица.

Вся эта утилитатрность на грани наивности не вызывает отторжения: напротив, вживую выглядит очень трогательно и уютно — сразу ясно, что разработчики фокусировались в первую очередь на звуке, а корпуса сделаны просто, надежно, и самое главное — видно, что это дело рук живых людей, которые отвечают за свою работу.

Окончательно располагает себе оригинальная цветовая палитра. В ней нет никакого официоза и попыток попасть в Hi-Fi тренды, скорее есть желание дать пользователю максимально широкий выбор. В предлагаемых расцветках можно найти классические, яркие, контрастные, одноцветные варианты которые впишутся и в модный интерьер, и в обычную стойку с Hi-Fi аппаратурой.

С точки зрения функциональности Silver Luna Prestige также весьма прост. Будучи полностью аналоговым аппаратом с классической схемотехникой, он не имеет цифровых входов и тем более Bluetooth — есть три обычных стереофонических входа и один вход для интеграции усилителя в домашний кинотеатр, подающий сигнал в обход регулятора громкости. Соответственно, на фасаде мы видим ручку громкости и такого же типа поворотный переключатель входов. Кинотеатральный режим включает тумблер, расположенный на задней панели.

По-настоящему удивляет пульт ДУ. Во-первых, он имеет совершенно космический дизайн с отличной эргономикой, а во-вторых, пульт подключается по радиоканалу и им не нужно целиться в усилитель. Язык не поворачивается назвать это приятной мелочью. Это скорее та деталь, которая полностью завершает образ устройства и весьма четко дает понять, насколько внимательно производитель относится к действительно важным вопросам.

Две пары колонок

Попытки подружить современную акустику с ламповым усилителем далеко не всегда оказываются успешными, и для того чтобы добиться максимально сбалансированного и полноценного звучания, приходится хитрить: подбирать колонки с более форсированным верхом, использовать трифоник или биампинг с транзисторным усилением НЧ, отсеивать множество кандидатов по параметрам чувствительности, импеданса и мощности.

В случае с Silver Luna Prestige, выдающим по 35 Вт на канал, проблема выбора была не столь сложна. С ним вполне успешно спелись полочники MartinLogan Motion 35XTi и MartinLogan Motion 40i. Список уловок при подборе получился минимальным: акустика MartinLogan имеет высокую чувствительность и низкий импеданс, но при этом ее сложно назвать маломощной, а фирменный звуковой почерк скорее нейтрален и уж точно не является компенсирующим по отношению к ламповику — напротив, эти колонки способны проявить все недостатки усилителя, если таковые имеются.

Успешность выбора сразу же подтвердилась на практике. Акустика минимально проявляла себя и оказывала влияние на звук лишь в той степени, в какой полочники отличаются от напольников. Каких-либо специфических артефактов звука, демонстрирующих неспособность усилителя с ними справиться, я не услышал, а характер звучания системы всецело зависел от режима работы усилителя.

Такие разные усилители

Переслушав по несколько раз все возможные сочетания ламп и режимов работы усилителя, я пришел к выводу, что его вполне можно именовать во множественном числе — «усилители», ведь сама суть звука раз за разом менялась радикально. В итоге мне таки удалось сформулировать основные признаки каждого из режимов, которые одинаково проявляются безотносительно прочих факторов.

Переключатель Пентод/Тетрод у Silver Luna Prestige проявил себя как своеобразная коробка передач. В тетродном режиме звук более спокойный, сцена более кучная, хорошо сфокусированная, но звуковые образы кажутся несколько уменьшенными даже если слушать напольники, что вызывает желание не крутить ручку громкости вправо, а подсесть к системе поближе и насладиться утончнностью звуковоспроизведения. Подача музыкального материала в тетродном режиме более мелодичная, с красивой прорисовкой мелких деталей.

В звуке слегка доминирует среднечастотный диапазон, за счет чего вокал и живые инструменты воспроизводятся более рельефно и выразительно. Для камерной музыки — оптимально, а вот на роке, металле и танцевальной электронике хочется чего-то более бодрого и энергичного. Тут-то и пригождается пентодный режим. С ним звук получается чуть менее прозрачный, менее сфокусированный и не столь точный в мелочах, зато появляется масштаб сцены с более реалистичными размерами звуковых образов и выравнивается тональный баланс. Самое главное — звук становится более драйвовым, ритмичным, а бас — более глубоким и мощным.

Еще более разительно меняется Silver Luna Prestige при замене ламп. Классические 6Н2П-ЕВ (винтажные, советские, военной приемки!) дают более характерный ламповый саунд — теплый с выраженным акцентом на середине и чуть заваленными краями диапазона. В сочетании с тетродным режимом количество «теплой ламповости» буквально зашкаливает, а классика, традиционный джаз и вокал звучат наиболее захватывающе.

Рок и метал в такой подаче, вполне ожидаемо, не звучат — середина слишком яркая, баса маловато. Одним словом, скучно и не комфортно. Электроника тоже подается чересчур специфично: прохладные компьютерные ритмы начинают звучать так, словно их записали на винтажных аналоговых синтезаторах. Переход в режим пентода ситуацию меняет, звук получается более напористым и энергичным, сцена шире, но до конца не уходит ощущение теплоты и доминирования СЧ-диапазона.

Совсем по-другому подается музыка с современными лампами 12AX7 от Electro-Harmonix. В подаче материала они ведут себя куда строже и педантичнее — тональный баланс не нарушают, края диапазона не прячут, сцену рисуют максимально точно, в результате чего саунд даже можно заподозрить в аналитичности, особенно при использовании пентодного режима. А вот в чем совершенно невозможно заподозрить Silver Luna Prestige с 12AX7, так это в том, что усилитель имеет ламповую схемотехнику.

Ровным счетом никаких характерных признаков лампового усилителя не слышно. При воспроизведении современной электроники Silver Luna Prestige демонстрирует отличный контроль баса и не пытается оживить прохладную отстраненность музыки теплыми гармониками. На роке и металле нет ощущения дефицита баса, атака не смазывается, гитары не звучат чересчур ярко и не теряют разборчивости — все подается так, как оно записано.

Классика и аудиофильский джаз воспроизводятся утонченно, деликатно и реалистично. Одним словом, сочетание 12AX7 с пентодным выхлопом дает максимально современный саунд, вполне сопоставимый с тем, что дают лучше транзисторные усилители, работающие в классе АВ и классе D.

Переход в тетродный режим не делает звучание однозначно ламповым. Бас становится менее глубоким, но более плотным и отлично контролируемым, середина чуть выдвигается вперед, а звуки смягчаются и округляются. Все это больше напоминает характер классических транзисторников прошлого века, нежели ламповые аппараты.

Проблема выбора

В жизни существуют, как известно, две проблемы: отсутствие выбора и его избыточность. В данном случае мы имеем скорее второе. Кому можно рекомендовать Silver Luna Prestige и как его лучше использовать?

Начнем с того, что усилитель ламповый и предлагается в разнообразных, в том числе весьма оригинальных цветах, а значит подходит всем, кто уделяет внимание внешнему виду будущей системы. Хотите украсить помещение, сделать дизайн более модным и удивить друзей? Silver Luna Prestige вам в помощь! Выбор акустики для этого усилителя представляется не самой сложной задачей. Во всяком случае, на фоне коллег по ламповому цеху Silver Luna Prestige вполне универсален (в рамках заявленных 35 Вт, разумеется).

Любителям классического лампового саунда — теплого, мягкого и душевного — можно рекомендовать Silver Luna Prestige с лампами 6Н2П-ЕВ. Тетродный режим доведет это свойство до абсолюта, а пентодный, наоборот, сделает усилитель более пригодным для прослушивания современной музыки.

Тем же, кто в ламповых усилителях ценит исключительно эстетическую составляющую, но при этом слушает в основном современную музыку и является приверженцем более точного, сбалансированного звучания, рекомендуется Silver Luna Prestige со входом на 12AX7 и пентодным включением выхода — это усилитель с четким, чистым, информативным и совершенно не ламповым звуком. Которому при желании можно добавить оттенки винтажности, переведя выход в тетродный режим.

В целом же, в какой бы ипостаси вы ни выбрали Silver Luna Prestige, он будет полностью соответствовать ожиданиям и оправдает каждый вложенный рубль.

Итог

Silver Luna Prestige являет собой живое доказательство того, что ламповая схемотехника и «теплый ламповый звук» не являются синонимами, а характер звучания лампового усилителя определяет желание (или, возможно, незаурядный талант?) производителя.

Используя абсолютно традиционную ламповую схемотехнику, без гибридных технологий и внедрения микропроцессоров, вполне можно добиться не только типично лампового характера, но также и звука, который практически не отличим от того, что мы называем транзисторным. Весьма показателен и набор средств, благодаря которым удалось достичь такого эффекта.

За характер звучания во многом ответственен набор ламп, а отличная динамика и хорошая проработка сцены при работе в любом режиме — это совокупность нескольких факторов. Свой вклад внес грамотный подбор компонентов, тщательно настроенная схема и конечно фирменные трансформаторы. Последние также помогли добиться максимально широкого диапазона воспроизводимых частот, которому позавидуют многие усилители вне зависимости от их происхождения.

возможность получения диаметрально противоположного характера звучания, качественное изготовление, альтернативный набор ламп в комплекте, оригинальный выбор расцветок, крайне привлекательное соотношение цены/качества

будет не просто определиться с выбором звукового почерка, лаконичная коммутация

Fezz Audio Silver Luna Prestige

287 000 рублей

Тип: ламповый

Выходная мощность: 2х35 Вт

Импеданс нагрузки: 4-8 Ом

Искажения: менее 0,35%

Диапазон частот: 15-77000 Гц

Лампы выходного каскада: 4х EL34

Лампы входного каскада: 2х 6Н2П-ЕВ или 2х 12AX7

Установка тока смещения: автоматическая

Входы: 3х аналоговых стереофонических, 1х нерегулируемый стереофонический для ДК

Габариты: 410х320х165

Вес: 15,3 кг

Цветовые решения: черный, белый, красный, бордо, бело-черный