В советских переизданиях выбросить песню-другую из западного альбома было обычным делом. Причины могли быть как техническими, так и идеологическими — пример тому, судьба хита «Rasputin» невиннейших BoneyM. Поговорим об авторском замысле, здравом смысле и свободном месте.
В перестроечное время знаменитый продюсер Андрей Тропилло сделал из двойного альбома группы Sonic Youth одну пластинку, которую снабдил переводом — «Нация мечтателей». Гуру русского рока на свой вкус выбросил половину песен и вдобавок вместо оригинальной картины Герхарда Рихтера «Свеча» поставил на обложку какое-то левое фото со свечкой. Художественному чутью специалистов с конским хвостом на голове я не верил никогда, но, признаюсь, тогда тоже не церемонился со строгостью порядка песен на некоторых альбомах.
Разумеется, в домах эта практика возникла не от хорошей жизни. Стандартная продолжительность одной стороны кассеты или бобины составляла чуть более 45 плюс еще пару-тройку минут, в зависимости от щедрости производителя. При этом альбом мог длиться, например, 52 мин, а заключительный трек оказаться чудо как хорош. Переносить его на вторую сторону? А дальше что? Опытные коллекционеры добивали вторую сторону епишками или необязательными сборниками, но идеально подгадать хронометраж получалось не всегда. Да и срок пребывания исходников был ограничен: взял на вечер, переписал, утром отдай. Поэтому из плей-листа, как правило, удалялась какая-то слабенькая вещица, и таким образом все аккуратно укладывалось на одну сторону.
Первые CD-R стоили даже дороже фирменных компакт-дисков — более 20 долларов. Разумеется, копировать на такой носитель всего лишь один альбом было бессмысленно, если только речь не шла о какойто редкости. Выбор музыки рос, но много было и таких релизов, где интересовало от силы три-четыре композиции. Это могли быть как официальные сборники, так и номерные альбомы. Вот для таких случаев и пригождались болванки. У меня впоследствии оказалось много таких. Противно, конечно, было брать их в руки, по сравнению с «фирмой», но всего не перекупишь.
Прошло много лет, и магия носителя перестала довлеть над контентом. CD-коллекция, за какими-то личными исключениями, распродана, а болванки на помойке. Объем моего хард-диска составляет полтора терабайта. В обычном FLAC альбом занимает в среднем 300—400 мегабайт, в хайрезе размер удваивается. Виниловый рип на 24/192 гарантировано потянет более гигабайта, образ SACD на целых три. Посчитайте сами, какую фонотеку вы сможете себе позволить на этом пространстве. Немалую фонотеку, но и у нее есть свои пределы, я их увидел по крайней мере. Вспомнить резню былых времен заставил значок переполнения харддиска. Продолжать рост на втором драйве совершенно не хотелось. Таким образом, старые привычки вдруг оказались актуальными.
Сначала я провел ревизию и вычистил лишнее из официальных сборников. Кому нужна 100%-ная аутентичность сборной солянки? Далее под нож пошли собственно альбомы. Критерий был довольно гуманен — если на альбоме содержится более двух ценных треков, он остается в неприкосновенности. Либо остаются только эти два. На некоторых релизах не оказалось и одного. Я пытался вспомнить, что же именно меня тогда зацепило и заставило нажать кнопку Copy?
Предрассудкам братства коллекционеров, мол, меняемся полными альбомами и внимаем авторскому замыслу, приходит конец. Сейчас как? Понравилась песня, расшарил ее у себя на страничке. Либо послал ссылку другу с наущением, чтобы тот обратил внимание. А дальше пусть сам ищет, в каком угодно виде.
Граница свободы на харде отодвинулась на десятки гигабайтов. Я снова бросаю туда свежую порцию новоселов: послушал — вроде бы ничего, пускай будут пока.