Эта небольшая статья ориентирована, прежде всего, на новичков и, конечно же, не претендует на подробный и исчерпывающий анализ всех особенностей вторичного рынка Hi-Fi. Вместе с тем, смею надеяться, что она позволит читателю облегчить жизнь, избежав ненужных сложностей и разочарований при покупках или продажах на отечественных торговых площадках.
Готовимся к покупке
Первоначально нужно определиться, что именно нам нужно и сколько мы готовы на это потратить. Важно понимать: стоимость одной и той же вещи на вторичном рынке нестабильна, что обусловлено не только жадностью продавца, но и состоянием предмета, а также конъюнктурой самого рынка. Необходимо отдавать себе отчёт, что два одинаковых устройства, пусть даже с близкими серийными номерами, спустя несколько десятилетий эксплуатации, могут разительным образом отличаться друг от друга.
Итак, мы нашли то, что нас интересует. Звоним продавцу. Не стоит удивляться, если вместо Веры, Нади или Любы, нам ответит хриплый мужской голос настоящего владельца. Ситуация аналогична с продажей подержанных автомобилей. Ставка делается на элементарный мужской шовинизм, где «баба — дура», ни в чём не разбирается, а если чем-то и пользуется, то очень аккуратно.
Необходимо всегда помнить о безопасности. Если личность и намерения продавца вызывают хоть какие-то опасения, немедленно заканчиваем переговоры. Если покупка связана со значительными инвестициями, то на встречу с продавцом обязательно берём кого–либо ещё. Лучше, если это будет девушка. Вместе с тем, надо с пониманием относиться к опасениям продавца, к которому в дом заходят два незнакомых человека, поэтому не исключено, что в сопровождающем спутнике будет отказано. Ничего страшного. Сам факт того, что ещё как минимум один человек знает о вашем месте нахождения, послужит хорошей перестраховкой от негативных случайностей.
Уточняем у продавца возможность полной проверки, в особенности тестового прослушивания на своём, тестовом материале. Если по какой-либо причине продавец пытается от этого воздержаться — больные родственники, малые дети, буйные соседи, индивидуальная непереносимость скрипки и так далее, смело отказываемся от дальнейших коммуникаций с таким партнёром. Я не рассматриваю случаи, когда технику предлагают забрать от подъезда или прямо на лестничной клетке или, хотя и такое случается.
На этапе предварительных переговоров важно узнать, была ли техника в ремонте. Чтобы не получить заведомо ложный ответ, лучше вместо слова «ремонт» использовать термины «профилактика» и «обслуживание», льстящие самолюбию продавца. Возможно, он разоткровенничается и даже сообщит, что именно было заменено, какой хороший специалист переклеивал подвесы динамиков или выставлял «токи покоя» усилителя. Можно, конечно, поступить иначе и накинуть на себя мантию матерого профессионала, спросив, а не «копанный» ли аппарат. «Копанный» на профессиональном жаргоне перекупщиков означает подвергшийся ремонту, однако можно быть уверенным, что нам никто и никогда не раскроет эту информацию полностью. Заведомо узнайте, как оборудование выглядит в оригинале, например, без крышки на старых рекламных проспектах или фотографиях тех лет. В интернете есть несколько ресурсов, где это можно сделать, правда, не всегда: особенно, когда речь идёт об относительно редко встречающейся технике. Если есть возможность, а она, признаться, бывает довольно редко, уточняем вероятность рассмотреть интересующее нас устройство без верхней крышки. Продавцы такого рода любопытство, мягко говоря, не приветствуют и даже могут в грубой форме прервать общение, предложив засунуть отвертку и другой рабочий инструмент в места для этого отнюдь не предназначенные.
На месте
Итак, мы на месте. При осмотре обращаем внимание на освещение комнаты для предпродажной проверки. В большинстве случаев продавец ставит предлагаемое устройство на стол напротив окна. Переключаясь с яркого уличного освещения на предмет, глаза физически не успеют перестроиться и зафиксировать косметические дефекты, поэтому предложите продавцу включить общее освещение и занавесить шторы.
Осмотрите интересующее вас оборудование со всех сторон. Разные винты или винты с сорванными шлицами, как правило, не предвещают ничего хорошего, хотя их часто подкрашивают маркером или меняют, ведь это совсем не сложно. Запаситесь влажными салфетками: возможно, они помогут узнать много нового.
Если всё устраивает, переходите к прослушиванию, в ходе которого я рекомендую воспроизводить не только любимую, хорошо известную музыку, но и тестовые треки. Замечу, что многих отпугивают шуршащие ручки потенциометров. Знаете, какая ручка почти всегда «шуршит» на любом усилителе? Ручка регулятора баланса, а всё потому, что она используется реже всего. Если же ничто не шуршит, тогда есть повод насторожиться и ещё раз всё внимательно осмотреть. Возможно, аппарат был в «профилактике».
Если слышите призвуки, не забывайте, что «электроника — это наука о контактах». Покрутите ручку потенциометра, регулятора баланса, пощелкайте селектором входов, клавишами отключения темброблока и тонкомпенсации (loudness). Если призвуков стало меньше или они ушли вовсе, скорее всего, переживать не стоит.
При проверке акустических систем также стоит обратить внимание на отсутствие различных призвуков и резонансов. Если мы услышали что-то подозрительное, просто подключаем правую колонку к левому акустическому терминалу, а левую — к правому. Если призвуки перекочевали из одной колонки в другую, значит, проблема в усилителе, если же нет — в акустике. Проверяем состояние и работоспособность каждого динамика. Например, работа ВЧ-динамика хорошо ощущается на близком расстоянии как некое высокочастотное «облачко», остальные динамики просто слышно.
В процессе прослушивания необходимо быть готовым к различным неожиданностям. Если продавец не утихает, что-то говорит, задаёт вопросы, просит не включать аппаратуру «громко», шумит, ссылаясь на текущие дела и т.д. — это очень тревожный знак.
Не так давно по просьбе моего клиента, известного, российского радиоведущего, мне «посчастливилось» выезжать на предпродажное тестирование довольно дорогих акустических систем к одному из старейших московских перекупщиков. Это шоу надо было видеть. Использовались вся палитра психологических приёмов: охи относительно некачественного музыкального материала, разговоры о музыке, балете и технике, грубые насмешки с переходом на личности, перемежающиеся с деланным возмущением относительно моих просьб отложить разговоры на потом и прочее. В действительности проблем было несколько, но для моего клиента они оказались некритичны.
Готовимся продавать
Не торопимся, внимательно изучаем рынок. Смотрим, сколько стоит наш товар на зарубежных и отечественных площадках. Увы, не стоит излишне обольщаться, увидев отличную цену за аналогичный товар за рубежом, поскольку конъюнктура западного и российского рынков, равно как и платежеспособность основной массы населения на Западе и в России, значительным образом отличаются друг от друга. Будьте готовы к тому, что предлагаемое вами оборудование будет востребовано российской аудиторией только в том случае, если будет продаваться гораздо дешевле.
Определяясь с ценой, делаем её чуть выше, закладывая в стоимость двухступенчатую скидку, причём первую ступень — на этапе предварительных переговоров и вторую — на этапе личной встречи. К этой теме мы вернёмся чуть позже.
Как бы не было оформлено объявление, какие бы удивительные стилистические приёмы и маркетинговые уловки в нём не были использованы, сознание потенциального покупателя, который к этому моменту, как правило, уже успел просмотреть несколько десятков похожих объявлений, всегда будет отфильтровывать только три параметра: цену, техническое состояние и внешний вид. Причём цена является важнейшим из них, конечно, при условии того, что устройство полностью работоспособно. Имейте в виду, что аппаратура, сохранившаяся в оригинальной коробке с документами, ценится значительно больше, поскольку её впоследствии всегда можно продать как технику «из первых рук».
Итак, с ценой определились, хорошие фотографии сделали, написали отличный продающий текст, разместили объявление и начинаем принимать звонки.
Сделка
Важно понимать, что звонить будут самые разные и далеко не всегда приятные люди, однако не стоит нарушать рамки приличий, поскольку среди звонящих рано или поздно обязательно окажется долгожданный покупатель.
Как правило, первыми на размещенное объявление откликаются т.н. перекупщики, конечно, если в их глазах оно представляет собой выгодную инвестицию. Для них любое подобное объявление, как и разместивший его человек, — лишь временное препятствие на пути к цели для достижения которой используются две-три отработанные модели переговоров от относительно мягких до предельно жёстких.
В самом начале беседы, как правило, они пытаются выяснить степень осведомленности продавца и его знание рынка, иногда допуская лёгкие провокации. Например, без тени сомнения в голосе утверждать, что стоимость любого усилителя или ресивера напрямую зависит от потребляемой мощности, выходной мощности на канал, типа акустических клемм, питающего напряжения, веса, наличия коробки и документов, года выпуска. Или заверять вас в том, что чем более старый аппарат, тем меньше должна быть цена, и вообще, «как можно предлагать рухлядь за ТАКИЕ деньги?» Особой темы заслуживает популярный разговор о неизбежно «сохнущих» со временем конденсаторах усилителей, а также дубеющих и разрушающихся подвесах акустических систем. Да, безусловно, есть нюансы, но этот вопрос способен сбить с толка лишь новичка, незнакомого с качеством и надёжностью винтажной аппаратуры, часто без каких-либо вмешательств переигрывающей современные изделия высокой ценовой категории.
Обязательно стоит придерживаться чёткой модели поведения, и ни при каких обстоятельствах не позволять оказывать на себя психологическое давление. При малейших признаках эмоционального беспокойства или физического дискомфорта немедленно прекращайте разговор! Помните, для многих отечественных перекупщиков свойственны жесткие, годами отработанные психологические приёмы, например, постепенное уматывание воли продавца вплоть до тошноты, когда человек готов отдать технику «лишь бы забрали». На языке биоэнергетики это психологическое насилие называется «энергетический вампиризм», что для многих перекупщиков является обычной рабочей практикой. Не так давно с подобными проявлениями столкнулась вполне преуспевающая москвичка, отдавшая комплект весьма недешёвой аппаратуры, традиционно узнаваемой по хромированным, фронтальным панелям, всего за сто долларов. После ухода «пожилого джентльмена» в трико времён Олимпиады-80, вытянувшем, по её словам, из неё «всю душу», ей пришлось обращаться к врачу и в течение нескольких дней пить успокоительное. Понимаю — смешно, особенно, если это происходит не с тобой.
Помните, вне зависимости от предложенной цены, покупатель имеет право проверить приобретаемую им технику. В ходе проверки он под разным предлогом может потребовать дополнительную скидку. Причём поводом для резкого снижения цены может стать всё, что угодно. Например, не слышно, какой зубной пастой пользовался вокалист, не та тональность, не «тот самый» звук, атака, бас, глубина сцены, нехватка документов, коробки, нежелание вскрывать предлагаемое устройство, найденная им царапина, ещё один аппарат, который он сегодня планировал «подъехать, посмотреть» и т.д. Не нужно волноваться, ведь у нас уже заготовлена вторая ступень скидки «на бензин». Если же и это его не устраивает, пора с ним вежливо попрощаться.
Среди позвонивших людей могут оказаться и так называемые «гости» — это вечные странники, летучие голландцы Hi-Fi, как правило, довольно милые люди, впрочем, совершенно бесполезные для нашего предприятия. Единственная задача «гостей», — это приятно провести время за разговорами и прослушиванием своего музыкального материала на чужой технике.
Кто такие Hi-Fi-перекупщики
Если в ходе переговоров мы слышим слова «нулёвый», «копаный», «поёт», «документы», «коробка», «вес», «морда», «косметика», «адекватная цена» и т.д., можно не сомневаться, что перед нами — его величество «перекупщик».
Заметьте, люди в большинстве своём испытывают негативные чувства к перекупщикам. Неслучайно большинство из них маскируются под частных лиц, и лишь единицы способны откровенно признаться, что зарабатывают этим на жизнь. В абсолютном большинстве случаев перекупщики — это малосимпатичная и довольно часто маргинализированная публика.
Если очень грубо, Hi-Fi-перекупщиков можно разделить на две основные категории: наиболее многочисленная, готовая дни напролёт сидеть перед компьютером в поисках вожделенной «халявы», и людей, изначально ориентированных на поиск конкретных вещей, как правило, высокого ценового диапазона. Многие перекупщики работают в группах по принципу разведывательных самолётов AWACS, попеременно осуществляя мониторинг различных ресурсов с перерывом на отдых, туалет, а иногда даже на работу. Среди перекупщиков много пенсионеров и просто неустроенных в обычной жизни людей, переживающих затянувшееся творческое межсезонье. Объединяет их то, что все они ждут его величества случая или, говоря проще, лоха — малоискушенного в вопросах Hi-Fi-человека, готового за бесценок отдать принадлежащую ему аппаратуру.
Надо сказать, иногда эти ожидания сбываются, побуждая остальных ежедневно протирать за компьютером последние штаны, чтобы при первой же возможности выезжать к «клиенту». У перекупщиков не только свой особый жаргон, но и свой особый фольклор, преимущественно сводящийся к байкам о «кинутых лохах». Счастливчики, кому удалось нарваться на таковых, часто пишут о своём «звёздном часе» в социальных сетях и форумах, неизбежно снижая цены, но, как известно, «каждый имеет право на свою минуту славы».
Имейте в виду, задача перекупщика не только найти выгодный для него товар по «адекватной цене», но и получить от вас максимальную скидку, даже если вещь продаётся в разы ниже среднерыночной цены. Чтобы снизить цену существуют самые разные способы — от упомянутых выше до довольно забавных, сводящихся к попыткам разжалобить или убедить продавца в низком социальном статусе «потенциального покупателя» и таком же небольшом бюджете, выделенном на покупку. Поэтому не нужно удивляться, если нас убеждают в том, что техника покупается на сэкономленные от пенсии деньги на «старенькую дачу», в детскую, любимому папе, маме, сестрёнке, внучке, Жучке и т.д. Эти «волки в овечьей шкуре» в своих попытках выглядеть ущербно часто производят на редкость комичное впечатление. Зато как только им дают понять, что их раскусили, интонация быстро меняется, и разговор в большинстве случаев сводится к выяснению отношений или, наоборот, к разговору «о технике» без каких–либо коммерческих последствий.
Как известно, любые правила имеют своё исключение, поэтому о позитивной динамике на вторичном рынке аудио также стоит рассказать. В Европе скупка подержанной и винтажной техники — весьма распространенный вид бизнеса, причём занимающиеся этим люди в большинстве случаев являются признанными энтузиастами Hi-Fi, поэтому им, вероятно, можно доверять, не опасаясь какого-либо подвоха. Не случайно состоятельные европейцы предпочитают покупать технику «с пробегом» именно у таких людей, часто значительно переплачивая за понравившуюся вещь по сравнению с ценами на популярных интернет–площадках.
Теперь вы знаете
Конечно, в столь небольшом материале мы затронули лишь самую малую часть секретов и технологических приёмов, использующихся при покупке и продаже Hi-Fi-техники на вторичном рынке. Смею надеяться, что читателю не придётся столкнуться с обозначенными выше сложностями, однако осторожность и понимание специфики этого рынка позволят ему действовать куда более осмотрительно и эффективно. Искренне надеюсь, что приведенные выше рекомендации позволят ему избежать ненужных проблем и получить максимум удовольствия от удачной покупки или продажи.