У большинства из нас профессиональные музыканты ассоциируются с дорогой студийной техникой и премиальными инструментами. Если речь идет о гитаристе, то нам представляется большой ламповый стек и какая-нибудь непростая гитара вроде Gibson Custom Shop или Fender 1954 года выпуска.
Возможно, в последнее время представления слегка изменились из-за обилия цифрового оборудования: теперь ламповый Marshall можно заменить, к примеру, на Kemper, а педалборд с классическим фуззом и дилеем — на всемогущий процессор а-ля Helix. В любом случае, вряд ли известный музыкант ассоциируется у кого-то с дешевым домашним комбиком или гитарой за 200 долларов.
Разумеется, бывают исключения, а чаще сам артист нарочно кичится копеечной гитарой из комиссионки. А если не брать во внимание такие случаи, то, выходит, что все и вправду играют на гитарах за десятки тысяч долларов, подключая их к мощнейшим ламповым головам? Это не совсем так.
Многие известные артисты используют самые простые гитары и усилители. Более того, на таком оборудовании записываются целые альбомы, слушая которые, мы и представить себе не можем, что наслаждаемся соло, сыгранными на бюджетном страте азиатской сборки. Предлагаю подборку звездных музыкантов, которые часто использовали или используют дешевые инструменты и оборудование. Звук-то — он, оказывается, в пальцах.
Принс
Некоторые меломаны и любители гитарной музыки не признают Принса как гитариста. Многие считают его поп-певцом, однако, вне зависимости от жанра, Принс был не просто хорошим гитаристом, а виртуозом. Несмотря на свой высокий уровень, он без стеснения использовал дешевый Mad Cat Telecaster, купленный за несколько долларов.
Эта гитара была изготовлена в 70-е в Японии немецкой фирмой Hohner, которая купила права на производство у Morris Guitar Company. Последняя ранее производила точно такие же гитары Mad Cat, но под брендом H.S. Anderson.
Купленный Принсом инструмент отличался корпусом из ясеня, клена и ореха, а также датчиками-синглами без традиционной металлической крышки на нековом звукоснимателе.
Впоследствии гитару несколько раз перевыпустили, но уже как премиальный инструмент. Разумеется, такой статус модель получила только по той причине, что на ней играл Принс. В наши дни на рынке существует несколько дорогих реплик, однако есть и бюджетные.
К примеру, немецкая фирма Harley Benton производит свою версию Mad Cat Telecaster, которая стоит около 200 евро. Так что, если кто-то захочет повторить успех Принса, то тратить большие деньги на гитару необязательно.
Брайан Мэй
Что может быть дешевле азиатского «ноунейма» в формате комплекта для самостоятельной сборки? Пожалуй, гитара, собранная из старого шкафа. Именно на такой самодельной гитаре играл и по сей день играет Брайан Мэй — лучший гитарист всех времен по версии журнала Total Guitar.
Речь об уникальной электрогитаре Red Special, которую Брайан сконструировал с отцом в начале 60-х. Теперь этот инструмент считается бесценным, но когда-то Брайан, будучи подростком, просто пытался сэкономить. Семья Мэя не могла позволить себе электрогитару из магазина.
Справедливости ради стоит заметить, что Red Special изначально не была похожа на другие самодельные гитары. Брайан с отцом собирали гитару аж два года, и они понимали процесс: гриф правильного профиля, дека по чертежам, тремоло, переделанные под индивидуальные нужды, звукосниматели Burns Tri-Sonic и т.д. Тем не менее, гитара Red Special была и остается самодельным инструментом, который легендарный гитарист получил бесплатно.
Билли Джо Армстронг
Бюджетный страт «Blue» гитариста и вокалиста группы Green Day Билли Армстронга был выпущен в 70-е годы как копия оригинального Fender Stratocaster. Некоторые фанаты музыканта даже и не знают, что их кумир долгие годы играл не на оригинальном американском инструменте, а на азиатской реплике.
Электрогитару Fernandes S Style Армстронгу подарили на его 11-й день рождения — это был подарок от мамы.
Изначально гитара выглядела совсем просто, и никаких технических особенностей у нее тоже не было — стандартный недорогой страт. Единственной «фишкой» (и то с натяжкой) был датчик-хамбакер Bill Lawrence в бридже, однако в 1994 году Билли поставил вместо него звукосниматель от Seymour Duncan.
Никаких других значительных, влияющих на звук апгрейдов не производилось. Зато Билли хорошенько «украсил» свой Fernandes наклейками, царапинами и надписями. Получился очень панковский инструмент.
Сегодня в продаже можно найти разные реплики того самого Fernandes S Style «Blue» — в том числе и дорогие.
Джек Уайт
Уникальность личности Джека Уайта в том, что он будто нарочно отыскивает самые сомнительные инструменты и, подобно колдуну, «оживляет» их. Взять хотя бы отрывок из фильма «Приготовьтесь, будет громко» («It Might Get Loud»). Там в самом начале Уайт буквально в реальном времени мастерит однострунную электрогитару из досок, пустой бутылки и гвоздей.
Потом Уайт начинает играть на этом несуразном подобии гавайской слайд-гитары. В этом эпизоде отлично передана философия Джека Уайта: играть можно практически на всем. И на этом можно было бы остановиться, но для приличия все-таки стоит назвать пару настоящих, «грифо-корпусных» гитар, используемых музыкантом.
Вообще говоря, Уайт использует и обычные гитары от известных брендов вроде Gibson, Fender и Gretsch, но он точно не из тех музыкантов, которым нужен «особенный премиальный звук» или дорогой бренд с богатой легендой. Например, в арсенале музыканта есть выпущенная в 1964 году гитара Airline Res-O-Glass «JB Hutto» — модель создана в честь американского блюзмена Джей Би Хатто.
Несмотря на год выпуска, коллекционную ценность и относительно высокую популярностью этой модели среди других известных музыкантов, Airline Res-O-Glass вряд ли можно отнести к классу премиальных инструментов в традиционном понимании: полый корпус из стеклопластика, непривычная форма деки, простой бридж без подстройки, базовые колки на классических механизмах.
Стоит добавить, что изначально гитары бренда Airline задумывались компанией Montgomery Ward как недорогие универсальные инструменты для продажи в магазинах бытовой электроники. Гитары Airline производились на мощностях разных предприятий, включая Valco (бренды National и Supro).
Помимо стеклопластиковой гитары Airline, Джек Уайт играет на полуакустике Kay K6533 «Value Leader» из 60-х. Конечно, с годами этот инструмент стал весьма интересным для коллекционеров, но по современным меркам гитара совсем не тянет на «люксовый» класс. Более того, Kay K6533 еще в 1959 году создавалась как недорогая гитара для новичков.
Стив Хау
А что если не в гитарах дело? Может, все зависит от усилителя? Как вам такая мысль? Может быть, даже самую простенькую и плохенькую гитару вывезет хороший мощный усилитель на лампах?
Мысль, конечно, интересная, но по факту плохо звучащая гитара зазвучит еще хуже, если подключить ее к хорошему усилителю, который умеет передавать все нюансы. Если добавить к этому плохую технику звукоизвлечения, то на выходе получится мощная какофония. Дорогой ламповый усилитель — это хорошо, но сам по себе он медовые мелодии не заиграет.
Стив Хау, гитарист-виртуоз и участник группы Yes, на своем примере доказал, что профессионал способен обойтись и без дорогого оборудования: в сентябре 2021 года музыкант дал интервью изданию MusicRadar, в котором заявил, что гитарные партии для нового альбома Yes он записал на цифровом усилителе Line 6 Spider.
Речь о пластинке «The Quest». Возможно, фанаты и не узнали бы об участии бюджетного Spider в записи, если бы Стив вскользь не упомянул этот факт. «Я использовал систему Boss GS-10, которая компактна и очень неплоха. Однако большую часть работы я проделал с помощью усилителя Line 6 Spider», — сказал Стив Хау.
Кстати, гитарист также добавил, что иногда он «использовал динамик усилителя». Таким образом, можно сделать вывод, что Хау задействовал в записи не голову с кабинетом (такой комплект есть в серии Spider), а обычный комбик.
Пожалуй, некоторых гитаристов-любителей такой факт может шокировать: музыкант из списка «100 величайших гитаристов всех времен по версии журнала Rolling Stone» сделал альбом на моделирующем комбике Line 6 Spider!
Чтобы было понятнее, комбоусилители Spider воспринимаются в любительском музыкальном сообществе как «домашние игрушки» с виртуальными примочками. Однако профессиональные музыканты гораздо спокойнее реагируют на эту серию продуктов, а некоторые, как теперь стало понятно, не брезгают использовать их в работе.
Стивен Уолд (Seasick Steve)
Настоящую известность этот музыкант приобрел в конце нулевых, когда ролики с его выступлениями появились в Интернете. Карьера Стива наполнена падениями и взлетами. На протяжении многих лет он вел образ жизни уличного музыканта и бродяги, путешествовал по США и другим странам в поисках работы.
Свои «аскетичные» пристрастия в плане музыкального оборудования Стивен Уолд не оставил даже после того, как его начали приглашать на большие международные фестивали, где он выступал на одной сцене с мировыми рок-звездами.
Одним из основных инструментов Стива считается полуакустика GHI, сделанная в Японии в 60-е годы. Мало того, что эта гитара не примечательна сама по себе, так Уолд еще и умудряется использовать ее всего с тремя струнами — остальных просто нет, так как они не нужны музыканту.
С усилителями дело обстоит примерно так же: блюзмен часто использует простые цифровые комбики Roland Cube. Купить такой можно за 100 долларов США. И это не мешает музыканту сотрудничать с крупными компаниями вроде Sony Music Entertainment и Universal Music Group.
Фэт Майк
Фронтмен и басист группы NOFX Толстый Майк (Майкл Баркетт) считается одним из самых успешных панк-музыкантов в истории. Его коллектив продал более 5 млн записей. На сегодняшний день NOFX выпустили 13 студийных альбомов, большое количество EP и несколько концертников. У Майка есть собственный лейбл Fat Wreck Chords.
Другими словами, причислить этого музыканта к «голодным артистам-панкам» не получится даже при большом желании — Фэт Майк уже давно занимается музыкой на профессиональном уровне и живет в особняке. Тем не менее, играть он продолжает на басу Danelectro DC.
С упомянутой бас-гитарой Майк выступает на сцене и записывает альбомы. Впервые бас Danelectro DC был использован лидером NOFX в 1997 году при создании альбома «So Long And Thanks For All The Shoes». В наши дни купить эту четырехструнную модель (модифицированную версию) можно приблизительно за 500 долларов. Сам Майк купил свой бас еще дешевле.
Кирк Хэмметт
Кто бы мог подумать, что Кирк Хэмметт, известный хэви-метал-эстет, миллионер и по совместительству гитарист группы Metallica, тоже когда-то играл на дешевых гитарах? Более того, один из таких инструментов Кирк использовал на записи культового альбома «Ride the Lightning». Тогда, как ни удивительно, Metallica все еще была в андерграунде.
Речь идет о гитаре по прозвищу «Edna». Эта азиатская копия Fender Stratocaster от компании Fernandes была оснащена звукоснимателями EMG и машинкой типа Floyd Rose. Черный корпус придавал ей брутальности. Теперь такие инструменты принято считать истинным «олдскулом». Надо сказать, конфигурация по сей день остается актуальной, особенно для жанров вроде трэш-метала и хэви.
Помимо студийной работы, Кирк использовал «Edna» на концертах. Выходит, недорогой страт Fernandes начала 80-х был вполне подходящим инструментом для талантливого музыканта с энтузиазмом.
Сейчас, конечно, дела обстоят «немного» иначе: недавно Кирк стал почетным эндорсером Gibson, оставшись при этом не менее почетным эндорсером ESP. Однако до таких высот нужно было дойти, и вряд ли музыканта могли остановить простота и невысокая стоимость его инструмента.