В том, что контента в формате 4К на ваших телевизорах еще очень мало, виноваты не производители, а те, кто этот контент распространяет.

Побывав на очередной конференции одного крупного производителя телевизоров, я услышал от спикеров, что уже вовсю подступает волна контента нового поколения, то есть разрешения 8К: снимаются фильмы, производятся видеоигры, выходят новые игровые приставки, а также смартфоны, которые такое видео уже умеют снимать.

Говорилось это так, будто 4К — уже пройденный этап, с которым давно нет проблем. Но постойте-ка, разве это так? За ответом я отправился на профильную российскую выставку CSTB, где собираются и договариваются друг с другом производители и дистрибьюторы видеоконтента в самом широком смысле, а также продавцы оборудования для трансляций, но в гораздо меньшем числе.

В основном, на выставке были представлены студии, компании, снимающие всякие сериалы, и компании, которые этот контент транслируют — то есть телеканалы, спутниковые, кабельные провайдеры и IPTV-фирмы.

Об основной части, где представлены стенды означенных участников, сложилось странное впечатление — казалось, что рынок просто фонтанирует новыми идеями. Студии предлагают оригинальные подходы к съемкам, телеканалы — массу программ для любой аудитории, а провайдеры — каналы, соответствующие самым последним стандартам.

Например, всем известный Триколор, выйдя еще и на рынок IPTV, предлагает, судя по стенду, девять UHD-каналов. Какое уж там высокое разрешение — на выставке было три компании, предлагающие съемки и организацию просмотра интерактивного кино! Это когда в определенных моментах фильма нужно выбирать дальнейшее действие героя, и в зависимости от этого изменяется сюжет картины. Подобное кино сейчас показывает Netflix, одну из серий Черного Зеркала — «Брандашмыг». Наши предлагают съемки нечто подобного, утверждая, что для показа есть все технологии, а для съемки и подавно — только закажите!

С другой стороны, просматривая наше эфирное и спутниковое телевидение, а также выбор передач у IPTV-сервисов, хочется задать вопрос: и где же все вышеперечисленное?

Ответ я частично получил, посетив пленарный «круглый стол», представлявший собой, по сути, большую конференцию с семью спикерами и пару дискуссионных панелей примерно в том же формате, но с меньшим числом участников.

На мероприятии поначалу говорили о достижениях, а также глобальных, но давно известных и очевидных изменениях в доставке контента зрителям. Мол, семимильными шагами развивается интернет-вещание, количество VOT и OTT-сервисов растет, а их аудитория — увеличивается.

И сразу после этого — призыв объединиться разным сайтам и платформам в одну организацию, чтобы Минкомсвязи могло легче регулировать их деятельность. Оказывается, до этого оно закрыло сразу 20 интерактивных каналов, причем не пиратских сайтов (их было удалено около 15 000), а именно каналов.

Теперь к ним предъявляют повышенные требования. В частности, они должны предоставлять истории трансляций, то есть записи последних 24 часов, которые наши охранители должны иметь возможность проверить на наличие чего-нибудь запрещенного. Естественно, при этом выживут только самые крупные и богатые с серверами на территории РФ, которые непременно захотят стать монополистами.

В Госдуму еще в 2019 году внесен законопроект о единой организации-распространителе обязательных общедоступных телеканалов в интернете. После внесения законопроекта «Витрина ТВ» заявила, что готова выступить таким единым оператором, если инициатива будет принята. В ноябре законопроект был принят в первом чтении. И… «Витрина ТВ» стала монополистом.

На дискуссионной панели «Форматы сверхвысокой четкости. Маркетинг и развитие бизнеса», на которой хотели в том числе обсуждать и вещание программ с HDR, было еще забавнее. Максим Полухин, генеральный директор телекомпании «Первого ТВЧ», которая снимает сериалы, с ходу заявил, что в целом снимать и продавать контент с разрешением 4К невыгодно. Мол, сильно возрастают расходы на грим и декорации, а провайдеры не хотят покупать версии в 4К из-за дороговизны.

Затем заместитель генерального директора по контентной политике «Триколор» Николай Орлов сказал, что из-за малого спроса на 4К-каналы компания сократила их формально до двух, а фактически до одного — потребители не хотят платить в несколько раз больше. И добавил, что такая ситуация наблюдается практически у всех. Нашим потребителям, мол, и Full HD-программ достаточно, тогда как основная масса и контентом стандартного разрешения довольствуется.

Однако Максим Землянко из канала «Русский Экстрим» немало этому удивился, сказав, что и расходы на производство 4К-контента сегодня практически не отличаются от производства в Full HD, и 4К покупают у них активно. Причем в прошлом году компания вышла на международный рынок, хотя никаких вливаний со стороны крупных игроков и тем более государства в период становления у нее не было, а сегодня она вышла на прибыльность.

Директор департамента инфраструктуры телевизионных услуг ПАО «Ростелеком» Виталий Силов тоже не поддержал упаднических настроений, сказав, что компания намерена выпустить сразу несколько каналов в 4К, закупив все оборудование для этого. К слову, сегодня оно стоит не намного дороже, чем прошлое поколение, заточенное под Full HD.

Генеральный продюсер «Телекомпании Старт» Владимир Широков заявил, что они купили уже вторую ПТС (передвижную станцию для обработки и монтажа) для съемок спортивных соревнований в 4К и полностью готовы к работе, но каналы не очень-то охотно берут у них контент в таком разрешении, хотя компания не взымает за него повышенную плату. По его словам, сегодня в этом нет особой логики, да и ПТС для 4К стоит столько же, сколько раньше стоила станция для съемок и монтажа в Full HD.

Вишенкой на торте стала просьба из зала от одного из «зрителей», оказавшегося представителем другой снимающей компании, об обсуждении проблемы, из-за которой провайдеры не хотят принимать 4К-контент. Его слова: «Мы не просим дополнительных денег! Только возьмите!».

После этого дискуссионную панель быстро объявили завершенной. Спрашивать о перспективах перехода вещания на контент с HDR стало после этого как-то нелогично.