Вопросы о пассиках и фоновом шуме в проигрывателях винила • Stereo.ru
Вопрос smilehigh 24

Вопросы о пассиках и фоновом шуме в проигрывателях винила

Добрый день.

Недавно приобрел себе проигрыватель винила Gold Note Valore 425 Lite. Звучанием пока доволен, но после стартового периода эксплуатации появилась пара вопросов.


Дано:

Тракт: проигрыватель винила - > внешний фонокорректор - > интегральный усилитель - > АС

Проигрыватель: Gold Note Valore 425 Lite

Головка: Sumiko Moonstone

Фонокорректор: Leema Essentials Phono Stage

Усилитель: Atoll IN50 SE

АС: Focal Aria 906 полочники


1. Пассик

У проигрывателя круглый пассик. В месте его контакта со шкивом мотора со временем накапливается мелкая черная пыль, которая также осыпается на основание под шкивом. Что происходит? Это изнашивается и "сыплется" пассик, или по нему прилетает что-то с краев диска из ХДФ? Это нормально? (Пыли этой совсем немного, но за 30-40 часов эксплуатации проигрывателя этот процесс все еще не прекратился, т.е. сыпаться меньше не стало.)

См. фото:


2. Фон

В спокойном состоянии (т.е. когда проигрыватель не играет) при выкручивании ручки громкости усилителя на 11-12 часов из АС становится ощутимо слышен "фон". Его громкость не критична, но заметна.

До 10 часов фона практически не слышно (если только не поднести ухо совсем близко к колонке), но с 10 до 12 он резко прибавляет в слышимости (например, на 12 часов его отчетливо слышно с места прослушивания).

Конечно, саму музыку на такой громкости я никогда не слушаю: по большей части моя громкость — это 9:30 или тише, и почти никогда я не выкручиваю ручку выше "половины одиннадцатого" (это уже вариант, когда музыку буду слушать не только я, но и жильцы соседних квартир), поэтому при обычной эксплуатации этот фон я не слышу, но всё же подсознательно напрягает сам факт его наличия.


При этом:

- проигрыватель заземлен на фонокорректор, других заземлений нет, межблочные и акустические кабели подсоединены правильно, все кабели питания - штатные и подключены напрямую в розетки.

- если фонокорректор выключен, то фона нет;

- если фонокорректор включен, а проигрыватель винила выключен, то фон есть;

- если фонокорректор включен, а проигрыватель винила либо включен, либо выключен (то есть вне зависимости от включенности проигрывателя) происходит следующее:

а) если тронуть пальцем штекер встроенного межблочного кабеля проигрывателя в месте, где внизу он входит ПОД стол (и далее переходит в основание тонарма) - то фон становится громче;

б) если тронуть пальцем конец тонарма в районе головки звукоснимателя, (в меньшей степени) его корпус-трубку и (особенно) основание тонарма НАД столом - то фон становится ощутимо тише, почти исчезая;

в) если трогать и двигать сам кабель, то ничего не происходит.


Это проблема фонокорректора? Или проигрывателя? Или что-то с сетью?


Опять же на комфортных для повседневного прослушивания громкостях этот фон исчезающе мал и не слышен при проигрывании пластинок. При сильном завышении громкости, его слышно в состоянии покоя, когда пластинка не проигрывается. При прослушивании музыки я никаких искажений не слышу даже в паузах между треками, поэтому связываться с мастерами или гарантийным обслуживанием не хотелось бы. Просто интересно, в чем может быть причина.


3. Перспективы апгрейда

Звуком и музыкальностью я в целом доволен, но понял, что точно есть куда расти. Сейчас вряд ли буду менять компоненты, но хотелось бы понять перспективу на будущее - в какую сторону смотреть и двигаться. Отсюда вопрос: если опустить тему кабелей, то является ли какой-то из компонентов в моей связке слабым звеном? Т.е. имеет ли смысл заменить один из компонентов на иерархически более дорогой? Или для следующего качественного скачка нужно в корне менять всю систему? А пока в бюджетном диапазоне можно лишь переставлять какие-то акценты, но существенного сдвига не будет?

Ну то есть банально: смена усилителя на более дорогой сегмент или картриджа на среднего уровня MC при сохранении остальных компонентов будет иметь смысл? Или положительный выхлоп от этого будет несоразмерен затратам?


Спасибо.


И да, я полный гуманитарий, поэтому прошу строго не судить и при возможности объяснять все на пальцах.

Ответы

Gorbatov

У тонармов Gold Note бывает такая специфика, что в сочетании с родным фоно-кабелем в штатном DIN получается плохой контакт. У кого то каналы могут отваливаться, но почему то чаще именно по земле проявляется как раз так, как описано. Видел такое несколько раз, в том числе и буквально пару недель назад. Обычно убрать получалось покачивая разъем в основании тонарма.

Если не помогает - прозвонить тестером землю от тонарма до корректора, есть ли контакт.

Кроме этого проверить правильность подключения проводов к головке.

Дальше еще можно попробовать вывести питание вертушки и корректора на отдельную линию, взять просто удлинителем для проверки от другой розетки. Да, еще посмотреть, что там на линии вместе с системой висит - иногда бывает что какая нибудь светодиодная лампочка или блок питания жесткого диска подгаживают.

Пассик - ну да, видно что осыпается. Скорее всего поосыпается и перестанет. Сам пассик можно снять и протереть салфеткой, а шкив почистить ватной палочкой, смоченной в спирте. Если нет проскальзывания то все это не очень критично, хотя и не приятно. Да, конечно еще нужно проверить параллельность установки мотора и стола.

По головке-корректору - да, тут есть куда двигаться, но не торопясь. Вариантов много, но один совет по ограничениям есть - не брать головки, которые по весу близки к предельным по параметрам тонарма (12 грамм, кажется) - они хуже строятся. Это и к вашему тонарму относится и к старшим Gold Note.

smilehigh @Gorbatov

Спасибо огромное за советы.

Правильность подключения к головке я проверял. Все остальные способы завтра обязательно попробую.


Пассик кстати перестал сыпаться примерно сразу после опубликования вопроса в этом посте. Видимо, действительно у него был начальный адаптационный период. Или сказалась магия коллективной поддержки здесь на форуме.

(Хотя параллельность установки стола проверить тоже отличная идея)

smilehigh @rammster

Спасибо )))

Просто я давно понял, что лучше указать все максимально подробно в основном посте, чем потом давать дополнительные детали в комментариях, которые могут легко затеряться в ветке обсуждения )


Тем временем перелопатил насчет заземления еще и англоязычный интернет: действительно рядом пользователей и журналистов отмечается такая "особенность" у некотрых из этих вертушек в месте соединения разъема тонарма и DIN аудиокабеля.

Alex

Кратко обо всех вопросах.

1. Выкрашивание пассики может быть по нескольким причинам.

Некачественный пассик.

Пассик стоит с перекосом по уровню между шкивом мотора и системой привода диска.

Крошка резины может быть вызвана на начальном этапе работы проигрывателя.

Причина фона.

Фон той или иной степени может присутствовать на любой системе в линии тонарм-головка-фонокорректор-усилитель. Рабочий режим усилителя на 11-12ч положения рег. громкости-фактически выводит усилитель в максимальные показатели усиления. Если фон не слышен с расстояния 1м от АС при положении рег громкости 8-10ч это абсолютно нормальный режим эксплуатации при прослушивании винила.

Если фон связан с прикосновением к тонармы, то это может быть связано с плохой земляной разводкой внутри вертушки

smilehigh @Alex

Спасибо.


Да на 8-10 часов фон на метр от акустики не слышен. Иногда раз в неделю хочется поставить что-то тяжелое и громкое, и тогда могу позволить себе на один альбом задрать громкость до десятки. В такой момент при переворачивании пластинки ухо зацепилось за легкий гул, после этого выкрутил ручку громкости дальше и услышал более громкий фон, который и напряг, хотя я и понимаю, что нагрузка там уже приближается к критической. (Напрягло как раз то, что при прикосновении к тонарму, он даже на 12 часах практически исчезает и возвращается как только я тонарм отпускаю)

Alex @smilehigh

Ту все дело в том, что с головки звукоснимателям идёт очень низкий уровень сигнала, коэффициент усиления фонокорректора может быть, в зависимости от типа картриджа ММ и МС от 55 до 80 Дб. Сама головка может работать как антенна и является источником фона, двигатель вертушки, тоже может быть источником электромагнитных наводок на головку, плюс бешеное усиление полезного сигнала и паразитных наводок самим фонокорректором, а следствие этого присутствие фона на выходе. Часто и сам фонокорректор плохо проработан по топологии платы и может давать дополнительный фон. Причин очень многое . Бывает и плохо продуманное заземление внутри тонарма и самой вертушки, все это так же может служить дополнительным источником нч наводок. Можно снизить наводки путём переделки кабельной разводки внутри вертушки, но в каждом конкретном случае нужно сначала понять, где есть проблема.

smilehigh @Alex

Да, я уже понял по комментариям, что версий может быть множество и нужно углубиться в предмет, чтобы разобраться. К сожалению, друзей со своими вертушками и фонокорректорами, которые можно было бы подставить в мою систему, чтобы понять в каком именно из компонентов, возможно, кроется источник проблемы, у меня нет. С другой стороны получать удовольствие от музыки мне этот фактор не мешает. (Хотя потенциально и может, наверное, влиять на звук)


В любом случае спасибо за ответ.

BigD
смена усилителя на более дорогой сегмент или картриджа на среднего уровня MC при сохранении остальных компонентов будет иметь смысл? Или положительный выхлоп от этого будет несоразмерен затратам?

В части винилового тракта:

- первое, что стоит сделать - сменить Sumiko Moonstone на что-то не ниже Tuscany Red Gold Note или MACHIAVELLI и посмотреть как это Вам заходит;

- второе - сменить Atoll IN50 SE как слабое звено и вообще уйти от Atoll - слишком он не в синергии по подаче с итальянской вертушкой;

- третье - сменить фонокорректор на Gold Note PH-10.


smilehigh @BigD

Спасибо.


А уровень этих голов нормально раскроется на моем проигрывателе? Все-таки он к относительно бюджетному сегменту производителем относится.


Про смену усилителя я думал в первую очередь. Тракт собирался поступенчато с разницей несколько лет и с учетом финансовых ограничений, поэтому в свое время Атолл приобреался как пробно-временный вариант под Focal.

А на каких производителей стоит обратить внимание с бюджетом примерно до 200+ тысяч?


(Моя проблема - широкий диапазон прослушиваемых стилей: от электро-акустики и синтезаторной музыки (где мне больше нравится холодный аналитический звук), до акустической гитары, сингеров-сонграйтеров и джаза, где душа просит больше "аналоговости" и умеренного тепла, до рока с диапазоном от краута до психоделического до стоунера, где хочется и скорости, и панча и незамыленного дисторшена.)

BigD @smilehigh
А уровень этих голов нормально раскроется на моем проигрывателе?

Картридж в стандартной комплектации вашей вертушки Donatello Gold - МС фонокартридж с низким выходным уровнем, так что и его можно рассматривать.

Возможное усиление (но слушать нужно лично) - интегральник с неплохим Phono MM/MC - Gold Note IS-1000.

Wadim

Ваши описания подходят под какие-то проблемы с формированием земли. Производителем заявлено отношение сигнал/шум -72Дб. Это далеко не рекордные значения. Возможно только замерами можно установить, имеет ли место отклонение от нормы.

а) если тронуть пальцем штекер встроенного межблочного кабеля проигрывателя в месте, где внизу он входит ПОД стол (и далее переходит в основание тонарма) - то фон становится громче;

На мой взгляд, так быть не должно.

У родного картриджа выходное напряжение заявлено выше, чем у Sumiko Moonstone.

Bbhob

Вам нужно стать технарём и искать на тему разводки земли и земляных петель, в том числе и в звуковоспроизводящих системах. Тема обширная и наиважнейшая большинство на неё забивает, но это как бы неправильно.

Покупать вслепую более другие корректоры и усилители считаю бесперспективным расточительством


smilehigh @Bbhob
Вам нужно стать технарём и искать на тему разводки земли и земляных петель, в том числе и в звуковоспроизводящих системах.
Да, я уже понял, что ступил на начало большого пути :)
Tess

могу поделиться своим опытом борьбы с 50Hz фоном:

После того, как я вынес в своей вертушке трансформатор за пределы корпуса наружу, 90% фона исчезло, и, как и вы, я однажды обнаружил, что в полной тишине тихо всё-таки немного присутствует.

Потом казалось, опять нет... думал что с сетью в доме не стабильно...

И почти случайно обнаружил, что именно петлю замыкает, что фона (50Hz) нет совсем (как у вас, когда вы прикасаетесь).

Удачи в поиске виновника фона.


П.С. Лично в моём случае :

И ЦАП и вертушка аналоговыми кабелями подключены в один усилитель,

выключенный ЦАП должен быть вставлен usb кабелем в выключенный комп, тогда фона земли(50Hz) = 0% на любой громкости.


smilehigh @Tess

Здорово, что вам удалось в результате со всем разобраться. В моем случае других компонентов нет. Я даже пробовал выключать компьютер и зарядки портативных устройств, подключенные к другим розеткам в той же комнате, но безрезультатно.

Спасибо за мнение. Видимо, тема менее редкая, чем кажется.

Bbhob @smilehigh

Не зная всей схемы разводки земли остаётся только гадать.

Часто встречаются петли от силовой земли пары источник-усилитель, или от стерео в той же паре...

поэтому аккуратно изучать аппараты, рисовать схемы и придумывать упрощение

Bbhob @smilehigh

И по поводу того насколько распространено явление. Ну как бы весь кабельный сегмент рынку хайфая на этом держится;)

Gray

Доброго утра всем!

Вспомнил такой эпизод. В лаборатории вычислительной техники - два IBM PC совместимые компьютеры - 286/20 и Turbo XT. (это угол здания) . По одной стороне, в 10 и 50 метрах, - подстанция 6,3 кВ, и цех деревянных моделей авиационного завода, с небольшой литейкой. По другой стороне - электронный микроскоп с увеличением до 100000, если не изменяет память (занимал около 25 кв.м площади), далее учебное помещение с фрезеровально-токарными станками. Сбоила 286, а ХТ работала! Мы уже знали, когда, в какое время включают/выключают электрооборудование. На микроскопе работали либо в перерывах между прохождением поездов ( метров 200 до нее), либо вечером-ночью.

Свою вертушку дома, оптимально, начинал слушать около 21:00 мск. Будильников в комнате не было. Дом успокаивался.

По поводу резиновых опилок. Присоединяюсь к мнению разного уровня шкивов. Проверить и, нет ли задиров на деталях, которые передают вращение. Требуется ли замена пассика - я не берусь давать совет - не спец.

Фон. Уровень помех по земле. Источником может быть и подсохший электролит в блоках питания. Вынос трансформатора вне корпуса - да, хорошая идея. Экраны.

Подключали активную компьютерную акустику. Воткнули на вход штатный кабель. Сразу фон. Кабель годится только на то, что бы его выкинуть. Воткнули другой очень бюджетный кабель (140 руб.) - гораздо лучше. Ну а так нужно купить какой-нибудь получше. Кабель между активной колонкой и пассивной заменили сразу - на 4 мм2, его влияние на данной акустике не прослушивается.

Просмотреть все штатные провода. Розетки. Контакты.

Удачи и успехов!

Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.