Звук в домашнем кинотеатре: аудиофильский подход, легенды, мифы, реальность - взрывы, музыка, разговорчики.

Есть в мире аудио такой миф, что для домашнего кинотеатра дорогая техника не нужна. Но насколько это верно? Где предел аудиофильских возможностей звука в кино?

Давайте разбираться!

Чтобы не быть голословным начнем с цен. Яндекс.Маркет на запрос предусилитель выдал самый дорогой аппарат за 7 миллионов, по запросу цап аппарат на 4 миллиона, а по запросу ав-процессор самым дорогим оказался Макинотош за 2 миллиона и тот пришлось за углом искать, чтобы цена до круглой дотянула. Но ведь у него 11 каналов. Т.е. получается, что за пару каналов для музыки в связке цап и пред просят 13 миллионов, а за дк только 350 тыщ и то с трудом...

И как же это так? У маркетологов, что совесть имеется?!!

Конечно же нет!!! Ценник как был, так и остается мотиватором интереса к прогрессу. Другое дело, что прогресс в многоканальных системах идет другим путем!

Дело в том, что при записи звука музыкальных инструментов микрофонами впритык атмосфера зала, будь то джаз-клуб или консерватория, не записывается. Но слушатели то хотят слышать весь объем, и глубину и высоту и фазовые эффекты и звук с разных сторон. И вот это все должны создать аудиофильские колонки стоящие спереди. И надо сказать инженеры-акустики с этим делом весьма не плохо справляются! Аудиофильские колонки это не просто качественные студийные мониторы, задача которых максимально достоверно воспроизвести сигнал. Аудиофильские колонки это консерватории в миниатюре, это джаз-холлы в миниатюре!!! И при этом у них получается выдавать полноценный, масштабный звук из своих заметно меньших габаритов нежели оригинальные помещения!

Это именно колонки формируют все эти звуки, волшебные послезвучия, и мощь оркестра, и габарит его, и размер, и ощущение звука со всех сторон... Как именно они это делают это большая сложная тема, но подкину Гептильчика в огонь - видели виолончель? А гитару? У них всю звуковую теплоту, весь объем, а так же бас, формируют колебания передней деки, которые вызывает приделанная именно к ней, а не к корпрусу струна, и все эти звуки находят выход наружу через... ага... специальные отверстия... у гитары так вообще не отвертеться - оно у нее круглое!!! Знакомый конструктив, правда ведь? Это же кстати и ответ на вопрос почему полочники звучат менее объемно и почему вообще большинство аудифильских колонок с дырочкой... Без нее мониторный звук получается.

Но в многоканальном то звуке кое-что иначе, тут ведь звуки с тыла создают не фронтальные колонки, это делают колонки расположенные сзади. А как результат и объем под молоток... Это все теперь нужно рендерить, формировать процессорами, особыми многоканальными способами записи акустики помещения, особыми настройками эквалайзеров, компрессоров и ревербераторов. Понятное дело что как мы маркетолог ни вертелся, а задача формирования правильного аудиофильского звука переместилась с колонок на звукорежиссера.

Но предположим, что с колонками мы разобрались, предположим даже, что теплый ламповый нам тут нужен(хотя тут спорно) но цап-то почему дешевле стал?

Тут тоже есть объяснение. Дело в том что в колонках-консерваториях как и в виолончелях звук формируется под действием колебания струны, и если в живом инструменте она движется так как нужно, то в колонках любая неточность работы цапа, усилителя, динамика приведет к нарушению всего этого сложного акустического процесса в самой колонке... Струна должна колебаться равномерно, динамик должен колебаться равномерно. Отсюда и чувсвтитвельность дорогих систем к плохим записям и источникам сигнала, отсюда все эти споры про ценник за винил. Если на мирном Хай-Фай хорошая запись звучит хорошо, а средняя - средне, то на колонках-консерваториях плохая запись нарушает их процесс да так что звук становится ужасен. Колонки при этом не столько выделяют артефакты записи, сколько пытаются петь как певец, что в ритм не попадает, потому что оркестр его не держит...

Но здесь-то в ДК эти эффекты отменили, здесь то нужны колонки которые воспроизводят то, что записано. И такие есть. И за хорошие деньги они тоже есть!!! Но цены все-таки не такие зашкальные!

Но все таки дорогие колонки тут тоже нужны! Помните те разговорички про то, что хочу систему всеядную? Так вот это здесь, в одном фильме у нас джазик звучит, в другом Барокко на скрипочках и гитрах, а в третьем "это рэпчик, чувак", ну и хард-рок не забудем в Богемской Рапсодии...

Все это должны максимально качественно, максмимально достоверно воспроизвести колонки, а еще ведь есть концерты, есть многоканальная музыка. Еще есть взрывы. Шум вертолета, дядька что-то орет, а потом неокрепший хор такой "Слышь препод, оставь детишек в покое!!!", ну и там еще про Кирпич в Стене.

Но все это уже несколько дешевле даже во флагманском исполнении, здесь уже нет таких требований к точности цапа, здесь даже уже актуальнее некоторое маскирование неравномерности движения пленки в проекторе, в пленочно-ламповые времена, ну или как минимум максимально-лояльное отношение акустики к таким артефактам... На сегодняшний день есть многоканальные форматы звука в хай рез, да и в кино звук а-ля Флак, без компрессии имеется...

И вот тут-то самое время разобраться с мифами и реальностью о качестве звука в кино!

Начнем пожалуй с 1977го года, когда Джодрж Лукас снял свой 4й эпизод Звездных Войн(первый во франшизе), который стал первым массовым фильмом в формате Долби Про-Лоджик. До этого фильма было снято еще пяток с этой озвучкой, но именно он благодаря своей кассовости, "заставил" кинотеатры сменить оборудование, а те в свою очередь начали отбивать финансы отдавая предпочтения в закупках новым фильмам именно с таким звуком... С тех пор большая часть кинематографа стала многоканальной... Данный формат звука в кино именовался Dolby Stereo. Дело в том что стерео в нашем привывчном понимании о двух колонках вообще-то не верно. Стерео в переводе с греческого - объемный. Вот Британцы и решили восстановить справедливость назвав объемный звук Долби Стерео! В домашнем кинотеатре для лучшей рекламы маркетологи сообразили переименовать его в про-лоджик.

Формат представлял собой игры в противофазу. Идея там простая, фронтальные колонки звучат сами по себе, но звук строго в фазе в обоих каналах это звук по середине и он просто выделялся и подавался на центарльный канал, а вот противофаза выделялась специальной аналоговой схемой матричного типа которую в виде маленькой микросхемы для домашнего применения представила компания Texas Instruments и отправлялась в тыловой канал, который для лучшего звучания состоял из двух колонок стоящих по бокам. При этом чтобы сигнал не путать с центральным каналом фаза относительно основного звука во фронтах в левом канале была сдвинута на +90 градусов а в правом канале на -90. Т.е. система была по сути трех канальной, 2 передних и один задний и плюс эффект выделения центрального канала. Это было нужно для того чтобы зритель сидя сбоку в зале слышал диалоги из середины экрана, не теряя при этом эффектов того угла в котором он находится когда там случался какой-нибудь взрыв, или оттуда гости на машине приезжали.

Система при этом была не очень качастественной и при некоторых обстоятельствах декодеры путали каналы отправляя таки центральнй канал в тыл, да и выделение центра было далеко не самым корректным, на музыке этот формат звучит не очень хорошо. Да и разделение по каналам средне-паршивое.

Я не буду рассматривать все форматы эволюции звука в кино, ограничусь только наиболее важными как для публичных кинотеатров, так и для домашнего видео.

Следующим заметным прорывом качества звука стал формат Dolby SR или же Dolby Spectral Recoding. Это произошло уже когда звук уже во всю был цифровым. В 1988м году если не путаю. В Домашнем Кинотеатре он был предствален на дисках формата Laser Disk а так же виниловой версии его. Представлял с точки зрения аудиофила очередную диверсию. Мало того, что цыфровой звук тех времен хуже аналоговго так тут вообще жесть. Дело в том что звук в формате 44 кГц на 16 бит на 2 канала имеет поток данных примерно 1.5 мбит/сек , что было форматом стерео звука как на компакт диске так и на Лазер Диск на цифровой аудио-дорожке(формат был не простой и содержал еще и аналоговую дорожку, а в 1991 году на нем было представлено изображение уровня фулл хд, диски назывались LD MUSE). Но эти же потолтора мегабита в секунду имеет и поток данных 32 кГц 12 бит 4 канала... Т.е. звук хуже зато теперь у нас появились 2 фронтальных и 2 тыловых канала. При этом центарльный канал извлекается из фронтов, а в тылах дополниетльно поселилась дорожка сабвуфера. Но сами понимаете что цифровые артефакты в звуке стали заметнее да и частотный диапазон стал рекордно-узкий за всю историю многоканального звука в кино. Но за счет стерео-тыла и гораздо большего разделенения по каналам звук стал значительно объемнее.

Но праздник шаркающих тарелочек длился не долго, в 1997м году выходит Пятый Элемент с формате Dolby Digital представляющий собой "независимые" 5.1 правда с поправкой. Дорожку саба пришлось выделить потому что алгоритм компрессии динамического дипазона реализованный в этом формате, при мощных басах напрочь отсекал остальные звуки в обычных каналах... Зато формат давал огромное преимущество тем что и дорожка на пленке помещается не требуя дополнительных цд плееров, и на двд теперь можно разместить несколько вариантов озвучки-перевода.

Позже при перезагрузке Звездных Войн появился формат Dolby Digital EX в котором добавился 6й канал что центральный в тылу. Примерно тогда же появился и ДВД-Аудио и Супер-Аудио-Цд с их многоканальной музыкой. А позже на Блю Рее вышли и несжатые аудио-дорожки. Причем в публичных то кинотеатрах до сих пор продолжают крутить Dolby Digital EX на 640 килобит в сек... Ну и в некоторых странах DTS-ES на полтора мегабита. А дома то у нас теперь несжатый звук!

Но сформированное многими годами борьбы за многоканальность в ущерб качеству звука отношение все еще держится. Да и по правде сказать в кино пока что хай резов не дают. Только 48кГц 24 бита. Но какой же это хай рез?

Но все таки... Можно ли аудиофильствовать в кинотеатральном сетапе? Есть там место для разворота звучания чтобы вот на вкус и цвет да с безалкогольным фломастером?

На самом деле да!!! Можно! И нужно! И есть где развернуться! Начнем с баса. Он может быть помощнее, порезче, потверже или наоборот воздушный, мягкий, легкий, обволакивающий... Это никуда не делось... Каждый выбирает тот бас который любит! Что касается середины и верха? Да так же! Подача может быть высокочастотной когда на боевике каждое шуршание слышно, каждый звон металла в сценах на заводе, или каждый звон стекла в Форсажах, или переключение передач да еще с перегазовкой, или щелчок затвора... Может быть наоборот более сдержанный, менее утомляющий и при этом с теплотой в голосах некоторых изящных актрис. Да и музыку разных жанров причем в одном фильме разом никто не отменял.

Поэтому аудиофильскому тракту есть где разгуляться и в кино, и даже на дорожках типа долби диджитал где самая порятщая звучание музыки компрессия реализована, на сценах экшен процессов все таки есть где оторваться, где локализация и разделение каналов наиболее важны. Да в этих системах отменили консерваторские эффекты, но максимально раскрытие звучания фильмов все равно дело не дешевое. Просто для этого теперь нужен другой подход! И самое странное, да еще и кошмарное для консультантов в аудио-салонах - сетап то нужен всеядный!!! И не отвертеться!!! Вынь да и положь!!! Или мне на Суррогатах(фильм с Брюсом Уиллисом) нужен один комплект, а на Казанове другой? А на Крепком Орешке поющего таксиста как слушать? А ведь он дядьку то там бесплатно от аэропорта до центра города довез, за то что "Вы слушали как я пою"...