Если классная команда долго и качественно записывала классику, как они справились с ремастерингом шедевров мирового джаза? Ответ содержится в издании «Blue Note 6 Great Jazz Collection» от Esoteric. Личные впечатления от прослушивания.

В качестве исходных данных имеем японский эксклюзивный, лимитированный коллекционный выпуск «Blue Note Great Jazz Collection» на 6-и аудиофильских дисках SACD/CD Hybrid. При этом CD-слой на гибридном диске это XRCD24! Авторы издания — Мотоаки Омахи (Motoaki Ohmachi) и главный по мастерингу Кацуи Сугимото (Kazuie Sugimoto) утверждают, что при записи, для достижения высокого уровня качества звука, был использован запатентованный процесс ремастеринга ESOTERIC. Уже интересно, особенно учитывая, что до этого восстановленными мастер-лентами на AcousTech Mastering японские товарищи не воспользовались (я писал об этом ранее).

Для меня, безусловно, интересно сравнить издания на SACD от Analogue Production и AcousTech Mastering, увидевшие свет в 2008 году, с новым материалом на том же носителе. Интрига усиливается тем, что на Esoteric выбрали для переиздания не только выдающиеся, культовые альбомы, но и записанные великим Вэном Гельдером (Van Gelder) на Van Gelder Studio в Нью Джерси для Blue Note. В качестве напутствия Виктор Горбатов сказал мне: «Я не знаю ни одного хотя бы посредственного издания у Эзотерик. Музыка может не нравиться, но издано все практически идеально!»@Gorbatov

Издание выглядит следующим образом:

Sacd 1 — SONNY ROLLINS VOL. 2 - ESSB-90122 (MONO);

Sacd 2 — JOHN COLTRANE: BLUE TRAIN - ESSB-90123;

Sacd 3 — SONNY CLARK: COOL STRUTTIN' - ESSB-90124;

Sacd 4 — CANNONBALL ADDERLEY: SOMETHIN' ELSE - ESSB-90125;

Sacd 5 — ART BLAKEY AND THE JAZZ MESSENGERS: MOANIN' - ESSB-90126;

Sacd 6 — HERBIE HANCOCK: MAIDEN VOYAGE - ESSB-90127.

Я подозреваю, что концепция переиздания должна демонстрировать лучшие свойства воспроизведения проигрывателей Esoteric SACD.

Ставлю первый альбом...

John Coltrane: «Blue Train» — Blue Note 1577

1. Blue Train (John Coltrane)

2. Moment's Notice (John Coltrane)

3. Locomotion (John Coltrane)

4. I'm Old Fashioned (Johnny Mercer/Jerome Kern)

5. Lazy Bird (John Coltrane)

Lee Morgan, trumpet / Curtis Fuller, trombone / John Coltrane, tenor sax / Kenny Drew, piano / Paul Chambers, bass / "Philly" Joe Jones, drums.
Produced by Alfred Lion / Original recording by Rudy Van Gelder / Recorded on September 15, 1957 at the Van Gelder Studio, Hackensack, New Jersey.

Здесь Джон, как считается, открыл новую музыкальную и гармоническую основу джаза конца 50-х прошлого века. Цифровых версий этого альбома немало: 1999 год — появление формата 24bit-192Khz для первого издания на DVD audio, затем вышеупомянутый SACD из Van Gelder Series APO 2008, а также Blue Note SHM-CD Remaster Edition (Japan Release) 2014 и Audiophile 192kHz/24bit & 96kHz/24bit, выпущенный в 2012 году на HD Tracks.

Все остальные не буду перечислять, тем более, что их не было под рукой.

Включаем издание Esoteric: очень натуральная подача, напор, панорама, если закрыть глаза — то вот он, живой стоит чуть левее центра, щеки раздувает, слюна закипает в мундштуке! Джо Джонс (Philly Joe Jones) обрушивает на вас бриллиантовую россыпь меди, а партия ударных на «Я старомоден» достойна перемещения на демо-диск «Как должны звучать барабаны». Мотоаки Омахи пишет, что музыкантов по сцене записи позиционировали как у Ван Гельдера. Да и странно в угоду современным записям растягивать сцену, вопреки авторской концепции. Тем более, что высокое разрешение и детальность переиздания увеличивает в пространстве объем звучания каждого инструмента.

Про HD-релиз в ремастере для Audiophile 192kHz/24bit, произведенном на High Resolution Mastering by Alan Yoshida and Robin Lynn at Blanche DuBois, директор Blue Note Дон Воз писал: «Мы старались быть абсолютно добросовестными в сохранении звука оригинального релиза, используя исходную мастер-ленту, лишь добавив ранее недостижимой прозрачности и глубины сцены». Если слушать файл сам по себе, тогда да — это правда, но у японцев на SACD Coltrane в сравнении более телесен, а каждый звук и призвук идентифицируется и локализуется в панораме... нет, в диораме звука!

А что наши друзья из AcousTech? Кэвин Грэй (Kevin Gray) и Стив Хоффман (Steve Hoffman) для своего издания на SACD APO CBNJ 81577 SA использовали ими же восстановленную на ламповом оборудовании исходную мастер-ленту, с которой и новое виниловое переиздание было сделано. По моим впечатлениям от сравнения двух SACD — это принципиально разные школы в подходе к звуку, и если для вас ближе звук винила-первопресса, то вам стоит приглядеться к изданию APO, а если вдохнуть свежий воздух до глубины легких — к самураям от Esoteric.

Теперь послушаем, пожалуй, сильно иное...

Herbie Hancock: «Maiden Voyage» — Blue Note 4195

1. Maiden Voyage (Herbie Hancock)

2. The Eye Of The Hurricane (Herbie Hancock)

3. Little One (Herbie Hancock)

4. Survival Of The Fittest (Herbie Hancock)

5. Dolphin Dance (Herbie Hancock)

Freddie Hubbard, trumpet / George Coleman, tenor sax / Herbie Hancock, piano / Ron Carter, bass / Anthony Williams, drums.

Produced by Alfred Lion / Original recording by Rudy Van Gelder / Recorded on March 17, 1965 at the Van Gelder Studio, Englewood Cliffs, New Jersey.

Что делал наш Руди Ван Гельдер через семь лет? Он с молодыми музыкантами реализовал совсем иную пространственную концепцию записи. Слушаем Esoteric.

Основа панорамы — клавиши Херби из угла в угол сцены, а остальная команда локализуется двумя группами, изредко перемещаясь во время сессии по сцене. Звук, в целом, более прохладный и отстраненный — уже Bitches Brew Майлза не за горами. Диалоги Хуббарда и Колмана не так пронзительны, духовые-медные проявляются в крупных образах, оставляя пространство для клавиш, контрабаса, ударных-призвуков, затуханий-послезвучий. Здорово!

Конкурирующий SACD CBNJ 84195 SA от Хоффман-Грей увидел свет в 2011 году, а Pure Audio Blue Ray от Blue Note в 2015, с дорожкой Audiophile 192kHz/24bit от этой же пары Alan Yoshida и Robin Lynn, как утверждают.

Я попытался сравнить эту тройку на скаку.

На Blue Ray, как ни странно, наиболее динамичная и чистая, воздушная подача на DTS-HD Master Audio 192kHz/24bit, в ремастер версии от Alan Yoshida и Robin Lynn. Эзотерик звучит еще напористей, но также отстраненно-прохладно. Хоффман-Грей добавили в звук релиза от APO винилово-ламповых оттенков, и подана эта версия очень комфортно. Мне в равной степени понравились оба релиза на SACD.

В целом, рассматриваемое издание, безусловно, представляет аудиофильский и коллекционный интерес. Нужно отметить, что и XRCD-слой гибридного диска издан и звучит также весьма достойно.

Цена на E-Bay колеблется от 17 до 20 тыс. рублей, а дистрибьюторы Esoteric предлагают около 400 долларов США без доставки.

Я не в состоянии дать сразу полный отчет о четырех других, не менее достойных альбомах, так что продолжение следует.

Producer: Motoaki Ohmachi (ESOTERIC COMPANY)

Mastering Engineer: Kazuie Sugimoto (Victor Creative Media Co., Ltd. Mastering Center)