О самых первых CD-проигрывателях написано много. Мнения авторами часто высказывались диаметрально противоположные - что модели начала 80-х были несовершенны, даже в рамках CD-формата, что их цифроаналоговые преобразователи имели реальную разрешающую способность всего 14 бит и достигали 16 бит только с оверсемплингом и, в тоже время, ходили легенды об их практически аналоговом звучании, потрясающей эмоциональной подаче музыки, отличном конструктивном исполнении.

Коллекционный образец одного из самых первых серийных устройств для воспроизведения дисков формата CD попал ко мне на тестирование и появилась возможность услышать, как поет винтажный флагман ныне действующего формата.

В начале 80-х в похожем форм факторе выпускалось большинство моделей CD проигрывателей разных производителей — горизонтальная загрузка диска посредством выдвижного лотка появилась позднее. С точки зрения защиты оптики от пыли горизонтальный лоток лучше, естественно, но в дизайне проигрывателей с вертикальным положением диска есть что-то притягательное.


При знакомстве с Hitachi DA-1000 обратил на себя внимание тот факт, что на светодиодном дисплее максимальное время звучания указано 60 минут, при том, что сам диск CD был изначально спроектирован как 80-ти минутный. Почему так сделано, не понятно. В инструкции написано уклончиво: максимальное время обозначено 79,8 мин, но типовое — как 60 мин.

Эксперименты с дисками, имеющими более длительное звучание, показали, что треки подряд он без проблем читает, если время переваливает за 60 мин, но выбрать напрямую (по номеру) треки после 60 минут не получается — диск начинает быстро крутиться и срабатывает стоп, в итоге. Перебором вперед, по одному треку, тоже нормально читает и до "рубежа" 60 минут, и после. Не знаю, может это особенность конкретно этого проигрывателя, а может так оно и было изначально задумано. Болванки CD-R (RW), записанные в формате аудио CD, не читаются как класс. При этом, проблем с воспроизведением оригинальных CD не возникало никаких.

Считывание диска после загрузки и смену треков проигрыватель производит не очень шустро, мягко говоря, но привыкнуть можно.



Открыл крышку и заглянул внутрь аппарата — однозначно, сделано на века! Лазерная головка со стеклянной линзой, механизм практически не содержит пластмассовых деталей, применены очень качественные электродвигатели. Неудивительно, что транспорт 1983 года выпуска и сейчас работает как часы - ведь изначально ресурс работы считывающего механизма лазерных проигрывателей закладывался очень большой — 50 000 часов. Позже, производители его сильно откорректировали, чтобы обеспечить себя работой на перспективу.


Грамотно сделан регулятор громкости, управляется он двумя кнопками с передней панели, имеет светодиодную индикацию выходного уровня, а внутри установлен хороший потенциометр, который вращается электродвигателем. Естественно, что электронная регулировка, выполненная на микросхеме, была бы для звука существенно хуже.

Прослушивание Hitachi DA-1000 дало интересные результаты: его звучание, действительно, похоже на аналоговое, оно достаточно эмоциональное, есть драйв. Однако высоким музыкальным разрешением данный источник не блещет - многие нюансы музыки остаются нераскрытыми для слушателя. Тяжело ему даются и сложные композиции с множеством инструментов и голосов. Небольшие составы музыкантов, играющих джаз или блюз, могут звучать просто завораживающе.

Резюмируя, можно сказать, что аппарат интересный внешне, имеет надежный конструктив, очень музыкальный, но использовать его как единственный цифровой источник в аудиосистеме не стоит, наверное - некоторая жанровость в его исполнении присутствует все-таки.

Статья подготовлена по материалу обзора на форуме Vegalab, все фото мои.

Мой канал на Яндекс Дзен

С уважением, О. Шаманков (Prophetmaster)