DIY фонокорректор. Поддержки пост • Stereo.ru
Вопрос french_alex 43

DIY фонокорректор. Поддержки пост

Друзья, скрестите за меня пальцы, решился сам пособирать фонокорректор. Понимаю что ошибся форумом, но вдруг тут есть "самодельщики", мнению которых мог бы доверять.

За основу для повторения выбрана разработка форума AudioKarma в версии Muffsy by Skrohdal. Изначально там ребята попробовали собрать для магазина простой фонокорректор (как в своё время была поставлена задача и Creek Audio - простота и легкость повторяемости). Можно было заказать, конечно, у автора кит для сборки (в районе 8500р без корпуса и трансформатора), но я пошёл сложным путём. Им же самим, как дань сообществу были выложены "герберы" и PDF печатных плат для собственного изготовления и повторения на более гибкой элементной базе. Сам автор использует во всех цепях конденсаторы WIMA MKS2, в открытой версии же возможна установка элементов бОльшего размера. Печатные платы фонокорректора и блока питания заказаны в Китае, уже в пути. Идёт подбор элементов.

Отсюда следуют вопросы:

1. В цепи коррекции ставлю PHILIPS MKT372, на выход - ERO MKT1822 / VISHAY MKT373 / один комплект оставляю под недорогой и доступный EPCOS или советские плёночники. На самом деле, хочу попробовать разные варианты, но, может быть, у кого-то есть опыт применения/использования?

2. По цепям прохода сигнала есть ли смысл ставить "более модные" резисторы VISHAY 0.5W? или это эзотерика чистой воды?

3. Электролиты в блоке питания - 4 х 2200 мкФ - будет ли их типа как-то влиять на звук в подобных конструкциях? Или это как в пункте 2?

Трансформатор решил сделать выносной, как и предложено автором. Если аудитории интересны результаты этой эпопеи - буду держать в курсе. Основная цель - заняться интересным делом и в результате получить изделие хотя бы уровня Lehmann Black Cube - ну я так для себя определяю планку )))

Ответы

Udj

Поддерживаю ) Обязательно расскажите о результатах. Понравилась простота схемы и судя по характеристикам должно получится как минимум не плохо. Сам облизываюсь на попробовать воспроизвести EAR 834p, как соберусь тоже обязательно напишу

french_alex @Udj

думаю, что это всё подзатянется ))) комплектухи в наличии в городе нет от слова "совсем", филиала чип-и-дип - тоже. В конструкции привлекла хорошая повторяемость, продуманность деталей, возможность использования стандартного корпуса. Поэтому решил "на соплях" ничего вообще не собирать, потерпеть немного

EAR 834p - "с нуля" или по китайским наборам? есть достоверные данные по схемотехнике? Братья из Поднебесной мне как-то не внушают доверия в этом вопросе. Начиная со своих постоянных приписок, что комплектация китов может меняться без предупреждения.

Udj @french_alex

Только хардкор ) никакого Лего. PCB позолоченную у них можно купить, а дальше... Ближе к лету, сейчас с работой напряженка. Есть все схемы и даже таблица взаимозаменяемости, если интересно могу послать

french_alex @Udj

я в ламповую технику боюсь пока идти ) помимо Hi-Fi ещё куча дел в радиосвязи - ничего не успеваю, к сожалению, боюсь утратить интерес, буду поэтапно ковыряться )

Bbhob

Фоно не собирал но имел массу переключений с предусилителями. 1) если что то повторяйте один в один известные решения включая разводку и производителей конденсаторов. 2) внятно вам никто не поможет а если найдутся советчики то делитанты 3) с лампой все будет проще и очевидней, она разгоняет быстрее.

french_alex @Bbhob
включая разводку и производителей конденсаторов

разводку буду повторять 1-в-1, хотя, она у них и на макетной плате работала. По конденсаторам - сам автор, я так понимаю, выбирает MKS2 по критерию доступности и цены, регулярности наличия

Wadim

Не понял, будете на 5532 собирать??? Разъемы под отвертку ставить не нужно - кабель впаивайте в плату. Все детали, особенно в цепи коррекции обязательно проверяйте прибором на фактические номиналы. Панельки под микросхемы лучше цанговый ставить.

Вы бы схемку здесь вложили, а то я по ссылкам ее не вижу.

Lehmann ничего их себя выдающегося не представляет - просто правильно сделано на нормальных деталях без конденсаторов на пути сигнала.

french_alex @Wadim
Не понял, будете на 5532 собирать???

OPA2134. Про разъёмы - где-то он писал, что пайку в провода не любит по каким-то причинам, особенно на входе. Схема - ниже. Пассивная коррекция без ООС. Кондёров на пути сигнала - только на выходе. На выход беру на тест ERO, Epcos, WIMA разных серий.

Что есть выдающегося в бюджете Лемана? Что из этого целесообразно к применению в системах эконом-сегмента?


Wadim @french_alex

Все вроде нормально. Но я бы в зависимости от головки сразу бы выбрал входную емкость и сопротивление. Вообще не понятно, он универсальный под МС и ММ головки,? Я бы с переключателями оставил бы всего пару , причем одно на 47кОм не требует отключения, зато добавил бы ёмкостей разных номиналов . И входное сопротивление 2,2кОм убрал бы вообще (но это конкретно от вертушки и головки зависит), а на выходе емкость увеличил бы (сейчас 1мкФ) минимум до 4мкФ.

Уделите большое внимание разводке земли и экранированию, корпусу.

Следующим шагом уже может быть улучшение этой схемы путем установки на входе малошумящих полевых транзисторов. Я вот пока даже не смог найти в продаже нужные полевики, к сожалению.

french_alex @Wadim
сразу бы выбрал входную емкость и сопротивление

ёмкость разраб рекомендует вообще не ставить, место для неё имеется

матрица резисторов на входе даёт вот такой спектр возможных опций

Вообще не понятно, он универсальный под МС и ММ головки

да нет же, ММ. Усиление выставляется двойным джампером

для МС у этого же товарища имеется МС-ступень в дополнение к обсуждаемому

оставил бы всего пару , причем одно на 47кОм не требует отключения, зато добавил бы ёмкостей разных номиналов

какие резисторы номиналом, и какие ёмкости? понимаю, что заложенные возможности изменения вх сопротивления даже избыточны, но так автор решил ))


french_alex @Wadim
И входное сопротивление 2,2кОм убрал бы вообще (но это конкретно от вертушки и головки зависит),

в последней ревизии он его заменил на 300 ом

french_alex @Wadim
Вы бы схемку здесь вложили, а то я по ссылкам ее не вижу.

Основная цель - создание альтернативы встроенным устройствам в усилителях и ресиверах(Yamaha, Pioneer, Marantz) для текущего парка проигрывателей (AT, Technics) при бюджете постройки изделия до $100 с корпусом и питанием. Вместо того, чтобы покупать за эти деньги клоны Creek, CA Azur и т.п.

french_alex

Подумал, без изменения печатной платы можно оставить входные сопротивления 23/36/47/53 и на имеющихся переключателях доавить пару емкостей. Как вариант

Wadim @french_alex

Для ММ головки подбирается ёмкость, поэтому важней иметь магазин ёмкостей, а сопротивление обычно одно - 47-51 кОм. Повторю, очень очень важно фактическое отклонение от номинала в цепи коррекции. Есть возможность замерить R, C ?

french_alex @Wadim
поэтому важней иметь магазин ёмкостей, а сопротивление обычно одно - 47-51 кОм

перечитал интернет по диагонали весь, у самого опыта подбора не было. Какие головки в каких условиях требуют подбора ёмкости на входе? смотрел на реализацию в корректорах - вышеуказанный Lehmann так же имеет банк резисторов на входе. А вот возможность изменения ёмкости в промышленных реализациях чаще сделана либо в виде внешних RCA джамперов, либо на винтаже - галетниками видел где-то. В современных фонокорректорах (не пафосных) - не встречал

Есть возможность замерить R, C ?

ну, скажем так, исключить брак я смогу, не более того

Wadim @french_alex

Я, конечно могу ошибаться, но для МС головки нужно подбирать импеданс (обычно от 10 Ом до 1,2 кОм), а для ММ и МС с высоким выходом - ёмкость (100-500 пФ).

french_alex @Wadim

у вас же Шур 97й? не критичен к изменению сопротивления? про ёмкость (простыми словами) я слышал, что при использовании современных головок и проводов НЕ-хайэнд класса, вопросов с добавочной ёмкостью обычно не встаёт. В отличие от случаев использования очень качественных проводов и винтажных головок.

Wadim @Wadim

Эта головка у меня работает с транзисторным фоником (полевики на входе) в котором вх. сопротивление стоит 51кОм, ёмкость - 68 пФ. Емкость кабеля, но я не измерял, по-паспорту производителя - около 60пФ, что в итоге с ёмкостью даёт примерно 130пФ вх.ёмкость.

Wadim @french_alex

У Lehmann, например, у Cube вообще пустые места для самостоятельной установки или ёмкости или сопротивления.

А вот у же у топового Lehmann Audio Silver Cube смотрим:

Номиналы переключателей:
1. 470 пФ
2. 220 пФ
3. 100 пФ
4. 100 Ом
5. 470 Ом
6. – особый – (самомтоятельно ставим что хотим)

При этом уже установлены номиналы - 47 кОм / 47 пФ, которые не отключаются.


french_alex @Wadim
У Lehmann, например, у Cube вообще пустые места для самостоятельной установки или ёмкости или сопротивления.

тут так же, только он оставил место для ёмкости на входе. Рекомендует 0-200пФ, но, говорит, что обычно в этом необходимости нет

Udj @Wadim

Этой ёмкостью регулируется добротность усилителя. Т.е ачх и полоса пропускания. Так же добротность изменяется переключаемыми сопротивлениями, выбор реализации за вами. Как правильно написал @wadim, в большинстве случаев должно хватить подбора кабеля с подходящей ёмкостью

french_alex @Wadim

вроде как ёмкость среднестатистического кабеля БОЛЬШЕ той, которая нужна? и стоит задача же её наоборот уменьшить

Udj @Wadim

В первую очередь стоит задача в сумме получить расчетную ачх и полосу пропускания. Кабели есть и 60п метр и 300п метр. Что значит среднестатистический? Найдите если уж совсем интересно формулу добротности и посчитайте. Результат должен быть 0.7-0.8 если я правильно помню

french_alex @Wadim
Что значит среднестатистический?

тут было несколько веток обсуждения специальных фонокабелей, и какой из них чётче. Данный thread - скорее меломанский )))

Nikiniko

Если есть физическая возможность, никакую виму ставить не надо. По звуку - редкий хлам (IMHO)

french_alex @Nikiniko

из того, что я набрал для экспериментов - это старые ERO, MKS4, красные Roederstein. Посмотрю, будет ли вообще эффект в моей системе

Nikiniko @french_alex

видел отзыв на ЕRO, так мужик там просто кипятком от восторга писал. Хотя, казалось-бы, лавсан он и есть лавсан. Может натяжение намотки удачное. Или там температура и время запекания

french_alex

Ахахаха, ребята. Быстро сказка сказывается, да не скоро дело делается. За время пути посадил себе зрение, ну и возраст. Для паяльной кропотливой работы теперь очки +0.5. Такие дела. Опытный образец запущен, работает "в прогреве". Первый же запуск показал полное отсутствие шумов, наводок и всего такого прочего нежелательного. Приятно удивил коэффициент усиления. Пока не могу понять, привносит ли чего криминального максимальный +46 дБ. Тут как раз это недавно обсуждалось.

Теперь о странном. В сопроводительной документации разработчик говорит о том, что подбор входного сопротивления субъективно должен проявляться как подъем АЧХ в области ВЧ при увеличении сопротивления. Парадокс, но на мой слух изменений не слышно вообще никаких. Нуль. Зеро. И даже полный выкл. Не даёт никакого слышимого эффекта.

Субъективно в сравнении со встроенным фонокорректором и с недорогим Берингером - появилась некая "глубина сцены" и детальность. Но переключаться сложновато между двумя дивайсами. Посмотрим дальше

NewArtVinyl

Это очень простой фоник. Будут хорошие басы, невнятная середина и неясные высокие из-за простоты схемы и из за операционных усилителей. Таких подобных много у Прожета и на Али за 5 тыс руб.

french_alex @NewArtVinyl

только сейчас дошёл до вашего комментария

было бы интересно посмотреть на фоник от Pro-Ject с пассивной коррекцией. Ну или с Али за 5 рублей.

Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.